Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 05:35, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию.
Введение 3
1. Жизненный цикл организации 5
1.1. Понятие жизненного цикла организации 5
1.2. Модели жизненного цикла 6
1.3. Анализ моделей жизненного цикла 10
2. Основа жизненного цикла организации 13
2.1. Графическая модель жизненного цикла организации 13
2.2. Основные этапы жизненного цикла организации 14
2.3. Применение теории жизненного цикла И. Адизеса непосредственно для Российской Федерации 23
3. Развитие жизненного цикла организации 23
3.1.Социальный компонент жизненного цикла организации 23
3.2. Перспективные модели теории эволюции организации 26
Заключение 30
Список литературы 33
Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.
Смена целей происходит путем перехода от экстенсивного развития к повышению качества деятельности. Для этого необходимо вовлечение всего персонала в происходящие изменения, поскольку сотрудники по-прежнему находятся на стадии быстрого роста, и они хотят, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался тот же темп роста. Но эти два требования взаимоисключают друг друга.
Проблема руководителя состоит
в том, что он самостоятельно уже
не справляется с руководством компанией
и для решения своих проблем
либо децентрализует полномочия, либо
нанимает профессионального менеджера,
что в любом случае приводит к
изменению системы руководства
организацией. Под руководством в
данном случае подразумевается процесс
изменения организационной
Если систематизация административной
деятельности произошла успешно, решены
основные проблемы организации и
руководство
Расцвет
Достигая оптимального сочетания межу самоконтролем и гибкостью, организация переходит в стадию расцвета. Находясь на этой стадии, организация отличается наличием систем должностных обязанностей и высокой организационной культурой; усложняется структура организации; налаживается планирование, четко определены перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается стабильный рост продаж и прибыли.
Организация знает, что она делает,
куда она идет и как достичь
намеченных целей. Расцвет организации
являет собой процесс стабильного
роста. Он является показателем жизнеспособности
организации, способности достигать
эффективных результатов в
Стабилизация
Фаза стабилизации является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Компания еще сильна, но уже начинает терять гибкость. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Достигнутая стабильная позиция на рынке вызывает чувство безопасности, что может быть безосновательным в длительной перспективе. Морально-психологический климат в коллективе становится более формальным, новые идеи еще высказываются, но волнений по этому поводу уже нет. Происходят изменения в распределении прибыли компании. Ресурсы на исследования урезаются в пользу расходов на развитие. Бюджеты на маркетинговые исследования уменьшаются для повышения прибыльности компании. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление. Организация еще растет, это видно по увеличению объема продаж, но уже зарождается основная причина будущего падения: истощается дух предпринимательства.
Если творчество бездействует достаточно
долго, то это может повлиять на способность
организации удовлетворять
В организациях падение духа предпринимательства сначала приводит к стабилизации, а затем к аристократизму. Признаком этого является процесс обострения чувства самосохранения и дистанцирования от клиентов.
Аристократизм
Для этой стадии жизненного цикла организации характерны следующие признаки: организация обладает значительными денежными ресурсами, причем деньги в основном тратятся на укрепление системы контроля, страхования и обустройство; существуют определенные традиции, входит в обычай формализм в одежде и обращении; корпорация может приобретать другие компании для получения новых продуктов и рынков или пытаясь «купить» предприимчивость.
Снижение гибкости, которое начинается
еще на этапе расцвета, имеет длительное
последействие: в конечном итоге
способность достигать
Уменьшение ориентации на долгосрочный результат создает новый стиль организационного поведения; морально-психологический климат становится тяжелым. Наблюдение за поведением людей, их манерой общения, решения возникающих конфликтов позволяет определить аристократическую организацию, которой свойствен консерватизм и единообразие мышления.
Попытки организации сохранить
прежний уровень прибыли
Ранняя бюрократизация
Основной отличительной чертой
организации на стадии ранней бюрократизации
является множество внутренних конфликтов
между сотрудниками компании, принявших
открытую форму. В результате полного
упадка, который произошел в
Компания превращает сама себя в оплот бюрократии с единственным акцентом на правила и нормы и без очевидной ориентации на результат и удовлетворение потребностей потребителей.
Бюрократизация и смерть
На этом этапе компания не создает
необходимых ресурсов для самосохранения.
Бюрократическая организация
Когда у компании уже нет заказов, ее продукция не пользуется спросом на рынке, организация прекращает свое существование. Но ликвидация организации может наступить не мгновенно, если ее поддерживает по каким-то политическим причинам государство. Например, это может быть желание сохранить рабочие места. Однако если компания полностью зависит от клиентов, распад наступает быстро, поскольку клиенты отворачиваются от нее.
Смерть организации может
Ко многим российским организациям
теория И.Адизеса неприменима
Однако для вновь создаваемых
предприятий, рассчитывающих на долгое
функционирование в рыночной среде
и уже прошедших некоторый
путь в своем развитии, теория жизненных
циклов оказывается важным инструментом
для обеспечения успешного
В настоящее
время теория жизненного цикла не
только применяется на практике, но
и претерпевает некоторые изменения
и дополнения, т.к. до сих пор является
объектом изучения исследователей.
Однако меняются лишь ракурсы исследования
жизненного цикла, вносятся новые, ранее
не учитываемые аспекты
Так, в
своей статье «Некоторые аспекты
управления жизненным циклом организации»
исследователь О.В. Лавизина пытается
осмыслить социальную природу организации
и рассмотреть возможности
В качестве основных критериев типизации стадий жизненного цикла автор предложила рассматривать уровень освоения компанией своей рыночной ниши (аналогично экологической нише).
Далее, рассматривая людей в качестве носителей информации и субъектов организационной культуры, автор исследует модель организации, включающую в себя организационную культуру как отдельную подсистему, коррелирующую с остальными организационными подсистемами.
Главный
вывод, который следует из анализа
динамики социальной компоненты компании:
вместе с организацией развивается
и организационная культура. Более
того, определенной стадии жизненного
цикла организации
Так, стадии
зарождения организации соответствует
«противоречивая» и «неразделяемая»
организационная культура, являющая
собой, по сути, набор культур, привнесенных
сотрудниками компании из внешней социологической
системы. При этом под разделяемостью
культуры понимается доля членов организации,
разделяющая базовые основы культурной
парадигмы. Противоречивость, по мнению
автора, – это несоответствие между
подлинными и провозглашенными ценностями
организации. Наличие субкультур рассматривается
как неизбежное явление в условиях
разделения труда и не всегда свидетельствует
о неразделяемой
На стадии
развития в компании формируется
собственная организационная
На стадии зрелости корпоративная культура широко разделяема и непротиворечива. Сотрудниками накоплено достаточно опыта, представления организации сформированы. Зрелость организации означает, что ей удается сохранять устойчивое положение во внешней среде, а сам факт нахождения организации на этом этапе позволяет думать, что провозглашенные ценности стали реальными и успешно реализуются сотрудниками компании.
Стадию
старости организации автор определяет
как противоречие между ней и
окружающей средой, которое выражается
или в появлении конкурентов,
вытесняющих организацию с