Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 23:04, курсовая работа
Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между "старыми" и "новыми" товарами, товарами единичного и серийного производства, "наукоемкими" и "обычными" товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и "ноу-хау". При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты об ассортименте продукции, его структуре и методике его анализа
1.1 Понятие об ассортименте продукции и товаров
1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции
глава 2. Анализ ассортимента продукции и ее структуры на примере ООО "Север"
2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО "Север"
2.2 Анализ структуры продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПпл = V пл * УД пл * Ц пл
ВП усл1 = V ф * УД пл * Ц пл
ВП усл2 = V ф * УД ф * Ц пл
ВП ф = V ф * УД ф * Ц ф
D ВП D V = ВП усл1 – ВП пл
D ВП D УД = ВП усл2 – ВП усл1
D ВП D Ц = ВП ф – ВП усл2
D ВП = D ВП DV + D ВП DУД + DВП DЦ = ВП ф – ВП пл
Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:
ВП = V * УД * Ц
D ВП DV = D V * УД * Ц пл
D ВП DУД = Vф * D УД * Ц пл
D ВП DЦ = V ф * УДф * DЦ
D ВП DV + D ВП DУД + D ВП DЦ = D ВП,
где D ВП – изменение валовой продукции,
D V – изменение объема производства,
DЦ – изменение цены на продукцию.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.
ассортимент номенклатура сервис гарантия
Проведем анализ ассортимента продукции на примере ООО "Север" ООО "Север", именуемое в дальнейшем "Общество", создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и действует на основании Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон), иного законодательства Российской Федерации.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности ООО "Север" оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции ООО "Север" должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров, ассортимент предлагаемых к продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом (магазином и т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией его деятельности. Однако, принимая во внимание необходимость постоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле
где Qф — фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);
Qп — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле
где Qф1 Qф2 … Qфп — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
QП — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n — число проверок.
Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).
В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 2.1 Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2007 г.
Квартал |
Объем производства продукц., руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, руб. |
Темпы роста, % | ||
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные | |||
I |
100500 |
100 |
100 |
100500 |
100 |
100 |
II |
70600 |
70,2 |
70,2 |
70500 |
70,1 |
70,1 |
III |
87000 |
85,6 |
123,2 |
85200 |
84,8 |
120,8 |
IV |
70000 |
69,6 |
80,5 |
68600 |
68,2 |
80,5 |
Из таблицы видно, что к концу года объем производства снизился на 30,4 %, а объем реализации - на 31,8 %. Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой - либо определенной динамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов (самый больший объем реализации приходится на март месяц, поэтому и повышается объем производства в марте, т.е. 1 квартале). Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически.
Динамика производства и реализации продукции за 2007 г.
Рис.2.1 – Динамика производства и реализации продукции за 2007г.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год производится по следующим данным:
Таблица 2.2 Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2007 г.
Продукция |
Объем производства, руб. |
Объем реализации, руб. | ||||||
план |
Факт |
+, - |
% к плану |
план |
факт |
+, - |
% к плану | |
А |
83200 |
85000 |
+ 1800 |
+ 2,2 |
83200 |
83500 |
+ 300 |
+ 0,4 |
Б |
62500 |
56000 |
- 6500 |
- 10,4 |
60000 |
56000 |
- 4000 |
- 6,7 |
В |
100000 |
120300 |
+20300 |
+ 20,3 |
98500 |
118500 |
+20000 |
+ 20,3 |
Г |
68800 |
66800 |
- 2000 |
- 2,9 |
68000 |
66800 |
- 1200 |
- 1,8 |
ИТОГО |
314500 |
328100 |
+13600 |
+ 4,3 |
309700 |
324800 |
+15100 |
+ 4,9 |
Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по реализации - на 4,9 %. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. (на примере двух изделий) руб.
Таблица 2.3 Выполнение плана поставок за месяц
Изделие |
Покупатель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
А |
1 |
1500 |
1900 |
1500 | |
2 |
1800 |
1500 |
- 300 |
1500 | |
3 |
1500 |
1900 |
1500 | ||
Б |
1 |
2600 |
3100 |
- 200 |
2600 |
2 |
2800 |
2600 |
2600 | ||
ИТОГ |
10200 |
11000 |
-500 |
9700 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемом отгрузки по договору (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл):
К д.п. = (ОП пл - ОП н): ОП пл = (10200 - 500): 10200 = 0,95 или 95 %.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции.
Информация о работе Анализ ассортимента продукции и ее структуры на примере ООО "Север"