Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:48, практическая работа
Анализ товарооборота предприятия питания позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов – основа объема реализации предприятия питания.
Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние предприятия на основании выявленных результатов и дать рекомендацию по его улучшению.
- основанный на расчете и прогнозировании удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве;
- основанный
на расчете и прогнозировании
коэффициентов комплексности (
На предприятиях (структурных подразделениях) с изменяющимся контингентом потребителей используется расчет количества блюд, фактически выпущенных в отчетном (базисном) периоде на одно место в день:
ВБм = ВБб : (Чм * Дб), где
ВБм – выпуск блюд ( первых, вторых и прочих) на одно место в день, тыс. блюд.
ВБб – реализация блюд в отчетном (базисном) периоде, тыс. блюд;
Чм – это количество мест зала в отчетном (базисном) периоде.
Дб – количество дней работы предприятия в отчетном (базисном) периоде;
Для расчета годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд используют формулу
ВБп = ВБм * Чп * Дп * Кбм, где
ВБм – выпуск блюд ( первых, вторых и прочих) на одно место в день, тыс. блюд.
ВБп – плановый выпуск блюд за период, тыс. блюд;
Чп – среднедневное количество потребителей в плановом периоде, чел;
Дп – количество дней работы ресторана в плановом периоде;
Кбм – это
коэффициент изменения
Например, количество мест в обеденном зале ресторана «Белый олеандр» 50, в базисном году ресторан работал 340 дней, фактический выпуск блюд составил 130200 ед. В планируемом году в связи с реконструкцией помещения число мест увеличится на 10, количество рабочих дней составит 350, коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одно место в день – 1,05, средняя цена блюда – 120,3 руб. Удельный вес прочей продукции в обороте по продукции собственного производства запланирован 8%, доля покупных товаров в розничном обороте – 15%.
Определим выпуск блюд в базисном периоде на одно место в день.
Он составит 7,65 (130200 : (50 * 340)).Используя полученный результат, можно рассчитать годовой план выпуска блюд, он составит 16,8682 (7,65* (50 + 10) * 350 * 1,05). Умножив плановый выпуск блюд на среднюю цену одного блюда, рассчитаем плановый оборот по обеденной продукции, который будет равен 20,292504 млн. руб. (168682* 120,3). Затем определим оборот по продукции собственного производства, который составит 22,057 млн. руб. (20,292 : (100 – 8)).
А розничный оборот будет запланирован 25,9494 млн. руб. (22,057 : (100 – 15)). Оборот по покупным товарам составит 3,892400 млн. руб. (25,949 – 22,057).
Оборот по оптовой реализации продукции собственного производства планируют только те предприятия, которые имеют для этого производственные мощности, специальные кадры. Этот вид товарооборота планируется с учетом заказов предприятий – потребителей полуфабрикатов и другой продукции собственного производства.
При планировании
товарооборота предприятия
В практике планирование
и прогнозирование
На основании
выровненных показателей
С = (Кп - К1)/ (п - 1), где
С – среднегодовое изменение прироста объема товарооборота;
Кп – последний показатель выровненного ряда;
К1 – первый показатель;
п – число выровненных показателей.
Прогнозируемый темп прироста товарооборота на следующий год определяется по формуле:
Кпр = Кп + 2*С, где
Кпр – темп прироста планируемого товарооборота.
Планируемый объем товарооборота определяется следующим образом:
Тплан = Тотч (100 + Кпр), где
Тплан – планируемый товарооборот;
Тотч – фактический товарооборот отчетного года;
Кпр – планируемый темп прироста товарооборота.
Произведем расчет цепных темпов прироста по данным таблицы.
Таблица 4.
Информация для расчета прогнозируемого товарооборота
Год |
Условные обозначения |
Товарооборот млн. руб. |
Темп роста, в % |
Цепные темпы прироста |
1-ый |
К1 |
1853,2 |
___ |
___ |
2-ой |
К2 |
2141,5 |
115,6 |
15,6 |
3-ий |
К3 |
2620,7 |
141,4 |
22,4 |
4-ый |
К4 |
3105,2 |
167,6 |
18,5 |
5-ый |
К5 |
3387,5 |
174,4 |
19,8 |
6-ой |
К6 |
3611,9 |
194,6 |
20,1 |
Показатели выровненного ряда:
К1 = (15,6 + 22,4 + 18,5)\3= 18,83
К2 = (22,4 + 18,5 +19,8)\3 = 20,23
К3 = (18,5 + 19,8 + 20,1)\3 = 19,46
Среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота:
= (19,46 – 18,83) \3-1= 0,315
Темп прироста товарооборота в планируемом году:
Кпр = 19,46 + 2 * 0,315= 20,09%
Прогнозируемый объем товарооборота:
Тплан = 3611,9 *20,09\100
=7256,3 млн. руб.
2.3 Планирование снабжения предприятий общественного питания
Для работы предприятий
общественного питания
Поступление необходимого
количества сырья и товаров на
предприятия общественного
Продуктовый баланс – форма планового расчета, в котором приводятся в соответствии потребность в сырье и товарах и ее удовлетворение. Продуктовый баланс содержит результаты расчета объема поступления необходимых продуктов на предприятие для обеспечения его нормальной производительно – торговой деятельности. Он позволяет также обеспечить взаимную увязку и установить правильные пропорции между поступлением, расходом продуктов и запасами сырья и товаров. Продуктовый баланс складывается из следующих составных элементов: запасов на начало периода, потребности (расход), поступления, запасов на конец периода.
Запасы сырья
и товаров на начало планового
периода рассчитываются как ожидаемые
на конец отчетного периода. Запасы
на конец планового периода
Величина поступления рассчитывается по формуле:
П = Р + Зк – Зн, где
П – величина поступление;
Р – реализация (расход) сырья и товаров;
Зк, Зн – запасы на начало и конец периода.
Продуктовый баланс составляется в натуральном и стоимостном выражении.
План товарного обеспечения, составленный по предприятию, должен быть основой для представления заявки на сырье и товары. Снабжение предприятий питания осуществляется в соответствии с их заявками исходя из объема выпуска продукции собственного производства и реализации покупных товаров с учетом спроса потребителей.
Таблица 5.
Продуктовый баланс по ресторану «Белый олеандр» за 2009 -2010 гг.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонение в сумме (+,–) |
Влияние на изменение товарооборота (+,–) |
Запасы товаров на начало года |
209,2 |
243,0 |
+33,8 |
+33,8 |
Поступление товаров |
2,6563 |
3,1693 |
+513,0 |
+513,0 |
Прочее выбытие товаров |
1,8 |
1,0 |
-0,8 |
+0,8 |
Запасы товаров на конец года |
243,0 |
306,1 |
+63,1 |
-63,1 |
Величина товарооборота предприятия |
2,6207 |
3,1052 |
+484,5 |
+484,5 |
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в ресторан (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).
Недостатком использования
поступающих в предприятие
В предприятии в 2010 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2009 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу ресторана по снижению прочего выбытия товаров в 2010 году положительной.
Информация о работе Анализ товарооборота предприятия общественного питания