Ассортимент, свойства и показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Ассортимент - это набор товаров, который формируется по определенным признакам с целью удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. При этом существует несколько классификационных признаков, по которым ассортимент делят на определенные виды. Наиболее значимыми признаками являются: место нахождения товаров; широта охвата товаров; степень удовлетворения потребностей; характер потребностей.

Содержание работы

1. Свойства и показатели ассортимента: определение,назначение 3
2. Единичные экземпляры товаров: понятие, виды, свойства 10
3. Задача…………… 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

товароведение контр.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

  1. Свойства и показатели ассортимента: определение, назначение

 

Ассортимент - это набор товаров, который формируется по определенным признакам с целью удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. При этом существует несколько классификационных признаков, по которым ассортимент делят на определенные виды. Наиболее значимыми признаками являются: место нахождения товаров; широта охвата товаров; степень удовлетворения потребностей; характер потребностей.

В зависимости от местонахождения товаров выделяют:

- производственный (промышленный) ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемых производителем исходя из его производственных возможностей;

- торговый ассортимент - это набор товаров, формируемый предприятиями розничной торговли, сферы услуг и общественного питания с учетом специфики деятельности, характера спроса, количества и качества располагаемых ресурсов. Торговый ассортимент, как правило, состоит из товаров разных производителей. Исключения могут составлять фирменные магазины, ассортимент которых формируется из товаров одного производителя; как правило, такие магазины территориально расположены в непосредственной близости от самого производителя.

В зависимости от широты охвата товаров различают:

- простой ассортимент - это набор товаров, состоящий из небольшого количества товарных групп, видов и наименований изделий, направленный на удовлетворение небольшого числа потребностей. Такой ассортимент, как правило, предлагают небольшие магазины, работающие в формате «магазин около дома», которые предлагают к продаже товары повседневного спроса;

- сложный ассортимент - включает набор товаров, состоящий из большого количества товарных групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые способны удовлетворить разнообразные потребности. Такой ассортимент формируют магазины, работающие в формате «супермаркет», где покупатель может найти разнообразные товары, как продовольственные, так и непродовольственные;

- групповой ассортимент - состоит из однородных товаров, обладающих общими признаками и нацеленных на удовлетворение аналогичных потребностей. Такой ассортимент формируют специализированные магазины, предлагающие к продаже одну или несколько товарных групп. Например, магазин обуви может предлагать к продаже саму обувь и аксессуары;

- видовой ассортимент - включает в себя товары различных видов и наименований, способных удовлетворить аналогичные потребности. Такой ассортимент предлагают к продаже узкоспециализированные магазины;

- марочный ассортимент - это набор товаров одного вида, но различных торговых марок. Например, мебельный магазин может предлагать к продаже предметы мебели с разными марочными наименованиями;

- развернутый ассортимент - это ассортимент, который включает в себя большое количество разнообразных групп, видов и наименований товаров, в том числе марочных и немарочных. Такой ассортимент, как правило, представлен в крупных торговых центрах или торгово-развлекательных центрах;

- сопутствующий ассортимент - это набор товаров, не являющихся для данного магазина основными и выполняющих вспомогательные функции. Например, магазин марочных вин может включить в свой ассортимент подарочную упаковку;

- смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов и наименований, удовлетворяющих различные потребности и ориентированных на различные группы покупателей.

По степени удовлетворения потребностей выделяют следующие виды ассортимента:

- рациональный  ассортимент - это набор товаров, удовлетворяющий в полной мере реально существующие потребности покупателей и отвечающий современным требованиям науки, техники и технологии;

- оптимальный ассортимент - набор товаров, отвечающий вкусам и предпочтениям покупателей и при этом удовлетворяющий потребности с максимальным эффектом. Это означает минимизацию издержек на проектирование, разработку, производство и доведение до конечного потребителя.

В зависимости от характера потребностей различают:

- реальный  ассортимент - это ассортимент конкретного производителя или продавца, который имеет место на сегодняшний день;

- прогнозируемый  ассортимент - это набор товаров, который должен присутствовать в будущем с учетом изменения потребностей покупателей;

- учебный  ассортимент - это набор товаров, систематизированный по научно обоснованным признакам с целью достижения обучающего эффекта. Такой ассортимент, как правило, формируется в торговых точках, которые функционируют при учебных заведениях и созданы для прохождения различного вида практик студентами.

Свойство ассортимента - это его специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании, а показатель ассортимента - это количественно измеряемое выражение его свойств.

Ключевое свойство ассортимента - это его широта, оно характеризуется двумя показателями: действительной широтой и базовой широтой. Действительная широта ассортимента - это фактическое количество товарных групп, подгрупп и категорий, имеющихся в наличии в магазине. Базовая широта - это широта, принятая за основу. За основу может быть принята широта ассортимента наиболее успешного конкурента, максимально возможная широта или широта, регламентированная нормативными документами.

Следующее свойство ассортимента - это его полнота. Она характеризуется такими показателями, как количество видов подгрупп и товарных категорий, входящих в одну товарную группу и нацеленных на удовлетворение однородных потребностей.

Следующее свойство ассортимента - это его устойчивость, что означает способность ассортимента удовлетворять спрос на одни и те же товары в течение продолжительного времени. Показателем устойчивости ассортимента является коэффициент устойчивости. Он рассчитывается как соотношение количества товарных групп, подгрупп и категорий, пользующихся устойчивым спросом, к общему количеству товарных групп, подгрупп и категорий, представленных в магазине.

Еще одно свойство ассортимента - это его обновляемость, или новизна, т.е. способность ассортимента удовлетворять новые потребности за счет включения в ассортиментную матрицу магазина новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется такими показателями, как действительное обновление ассортимента и степень обновления ассортимента. Действительное обновление ассортимента - количество новых товаров, представленных в ассортименте магазина, а степень обновления - это соотношение количества новых товаров и общего количества товаров.

Заключительное свойство ассортимента - это его рациональность, которая выражает способность ассортимента наиболее полно удовлетворять потребности различных сегментов покупателей. Рациональность ассортимента, по сути, включает в себя все остальные показатели ассортимента - широту, глубину, устойчивость и новизну - и зависит от формата и концепции развития магазина.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Широта ассортимента - это количество видов, наименований и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Для расчета коэффициента широты потребуется базовая и действительная широты ассортимента. Базовая широта - широта, принятая за основу для сравнения. Действительная широта - фактическое количество видов, разновидностей и наименований однородных, разнородных групп, имеющихся в наличии.

Для определения коэффициента широты используется следующая формула :

 

Кш = (Шд : Шб),        (1)

 

где Кш - коэффициент широты;

     Шд - широта действительная;

     Шб - широта базовая.

Полнота ассортимента - это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения, имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ассортиментным перечнем. Наибольшее значение коэффициент полноты имеет на насыщенном рынке

Для определения коэффициента полноты ассортимента используется следующая формула:

 

Кп = (Пд : Пб),         (2)

 

где Кп - коэффициент полноты;

      Пб - полнота базовая;

     Пд - полнота действительная,

Показатели ассортимента могут оказывать влияние на степень удовлетворенности покупателей и в целом на коммерческие результаты деятельности магазина. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя, тем выше товарооборот и доход предприятия.

По широте ассортимента можно судить о степени насыщения рынка товарами, при этом, чем больше широта ассортимента, тем больше насыщенность рынка. Широта ассортимента магазина должна соответствовать уровню спроса. В условиях дефицита товаров, когда спрос превышает предложение, магазинам выгодно иметь узкий ассортимент, так как более широкий ассортимент требует дополнительных затрат. Широкий ассортимент требует дополнительных торговых и складских площадей, транспортных расходов и т.д.

Рассчитаем коэффициент полноты на примере магазина «Светофор».

В ассортименте магазина «Светофор» есть  молоко трех наименований (Пд), а  договором поставки предусмотрено 10, ещё 2 поступает от местного производителя; то есть, базовая полнота (Пб) равна 12 наименованиям.

Решение:

Кп= (3/12) = 0,25

В результате вычислений коэффициент полноты молока составил 25%.  Данный коэффициент показывает, что ассортимент молока в исследуемой торговой точке представлен не достаточно полно, в сравнении с имеющимся количеством молока  у основных конкурентов. Данный показатель достаточно низок, поэтому потребительский спрос на молоко не удовлетворен.

Определим широту ассортимента молочных продуктов магазина «Светофор» если известно, что  в наличии ассортимент молочных продуктов составляет 78 (Шд) наименований, а по ассортиментной матрице  должно быть 238 (Шб).

Решение:

Кш= (78/238)= 0,33

Полученный коэффициент широты равен 0,33, это свидетельствует о недостаточно широком ассортименте молочной продукции торговой точке и говорит о его небольшой оптимальности по сравнению с главными конкурентами. Данное количество ассортимента не достаточно для того, чтобы любой потребитель смог приобрести молочные товары в магазине « Светофор» в соответствии со своими потребностями и материальными возможностями.

 

 

  1. Единичные экземпляры товаров: понятие, виды, свойства

 

Единичные экземпляры - отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. Разные экземпляры с определенной степенью достоверности должны иметь одинаковые свойства. Однако абсолютной равнозначности достигнуть невозможно, поэтому совокупность этих экземпляров - товарная партия - отличается неоднородностью.

В качестве единичных экземпляров товара могут выступать промышленные изделия (например, автомобиль, головка сыра пара обуви или носков и т. п.) или биологические объекты (яйцо, рыба, зерно, яблоко, арбуз и т. п.), а также упаковочные единицы, товарная масса в которых характеризуется монолитностью и целостностью (блок сливочного масла, бутылка вина, молока, банка с краской и т. п.).

К единичным экземплярам товаров не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик или пачка печенья, ящик гвоздей и т. п.), так как они сами являются совокупностью единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц.

Товарная партия - совокупность единичных экземпляров товаров, или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку.

Все товары и единичные экземпляры, товарные партии имеют общие и специфические характеристики. Общие характеристики: масса, длина, температура, объем, теплопроводность, теплоемкость. Специфические характеристики: объемная масса, скважистость, прочность, твердость. Физические свойства: масса (абсолютная и средняя); длина - показатель качества отдельных товаров; объем - величина, характеристика для жидких товаров; температура - зависит от температур окружающей среды; теплоемкость - количество тепла, необходимое для повышения температур в объекте определенной массы; теплопроводность - количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины,

Специфические физические свойства  устанавливаются только для единичных экземпляров товаров, характеризующихся целостностью. Их можно подразделить на следующие группы: структурно-механические, теплофизические, электрические, оптические и акустические.

Следует отметить, что эти группы физических свойств выполняют, двойную функцию они предназначены не только для количественных, но и для качественных характеристик товаров.

Оптические свойства - свойства, обусловленные способностью товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К основным оптическим свойствам относятся цвет, прозрачность, преломляемость света, зависящие от отражательной, поглотительной или пропускающей способности объектов:

Цвет - один из важнейших показателей качества, который может быть охарактеризован и количественно. Цвет товаров зависит от их отражательной способности. Объекты, отражающие все длины волн спектра, одинаково окрашены в ахроматические цвета - белый или черный, а объекты, избирательно отражающие лучи разных длин волн, приобретают соответствующий хроматический цвет.

Прозрачность обусловлена пропускающей способностью товара. Наибольшей пропускающей способностью обладают истинные растворы. Жидкие прозрачные напитки отличаются высокой пропускающей способностью. Взвешенные (дисперсные) частицы в напитках вызывают опалесценцию из-за отражения части световых лучей, вследствие чего появляется помутнение. При большом количестве взвешенных частиц объект становится непрозрачным. Например, осветленные и неосветленные соки отличаются разной степенью прозрачности, а соки с мякотью непрозрачные, что обусловлено разным содержанием дисперсных частиц.

Информация о работе Ассортимент, свойства и показатели