Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:10, реферат
В современном международном торговом обороте товарообменные операции имеют весьма существенное значение. Это связано с различными обстоятельствами, начиная от особенностей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и заканчивая индивидуальными потребностями контрагентов. Именно по этой причине товарообменные операции приобретают самые различные формы и часто выражаются достаточно сложной правовой конструкцией договорных отношений.
Введение
В современном международном торговом обороте товарообменные операции имеют весьма существенное значение. Это связано с различными обстоятельствами, начиная от особенностей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и заканчивая индивидуальными потребностями контрагентов. Именно по этой причине товарообменные операции приобретают самые различные формы и часто выражаются достаточно сложной правовой конструкцией договорных отношений.
В России бартер захватывает рынок недвижимости, по мнению экспертов скоро более половины расчетов застройщиков с подрядчиками будут осуществляться не деньгами. В настоящее время рынок практически стоит, продавцы не хотят дешево продавать, покупатели не хотят дорого покупать, нет оборачиваемости, значит, бизнес не приносит дохода, ведь простой опаснее всего для бизнеса. [10]
Одной из форм осуществления
внешнеторговых сделок, получившей широкое
распространение в практике международной
торговли с 80-х гг., являются товарообменные
сделки. С организационной точки
зрения товарообменные операции представляют
собой встречную торговлю, в рамках
которой поставка товаров, услуг, технологий
и иных товарных ценностей в одном
направлении увязывается с
Бартер по классическому определению - товарообменная сделка, при которой один товар обменивается на другой, равный по стоимости. Отличительной чертой бартера является отсутствие в сделке платежа за поставляемые и получаемые товары в денежном выражении. Стоимость поставляемого товара компенсируется равной стоимостью встречных поставок товара. Бартер - это своего рода купля-продажа, но с оплатой не денежными средствами, а встречной поставкой товара равной стоимости. В расчетах между сторонами бартерного договора банки не участвуют.
Наличных денег для
ведения предпринимательской
Внешнеторговые
бартерные сделки являются разновидностью
товарообменных сделок. Российский поставщик
за поставляемый экспортный товар получает
от иностранного поставщика импортный
товар, при этом стоимость товаров эквивалентна.
Большое значение для организации бухгалтерского
учета играет оценка товаров, обмениваемых
по бартерному контракту.
При налогообложении бартерных операций
одним из спорных является вопрос определения
стоимости обмениваемых товаров, то есть
доходов (выручки) российской стороны
от сделки. Эта и другие особенности, а
также возрастающая роль внешнеторговых
бартерных сделок в современном международном
торговом обороте обусловили актуальность
темы данного исследования.
Целью курсовой работы является рассмотрение
сущности и признаков внешнеторговой
бартерной сделки.
Исходя из поставленной цели, в работе
решены следующие задачи:
изучены подходы к определению внешнеторговой
бартерной сделки,
рассмотрены признаки внешнеторговой
бартерной сделки;
изучены вопросы регулирования внешнеторговых
бартерных сделок;
рассмотрены проблемы таможенно-банковского
валютного контроля внешнеторговых бартерных
сделок.
Глава 1.Внешнеторговые бартерные сделки.
Внешнеторговые
товарообменные операции - это сделки,
которые:
оформлены единым договором (контрактом);
предусматривают прямой безденежный обмен
товарами;
содержат оценку товаров с целью создания
условий для эквивалентного обмена[1].
Определяющим началом развития товарообменных
операций являются следующие обстоятельства:
1) гибкость встречной торговли. Данное
обстоятельство дает возможность контрагентам
приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре
мировых рынков. Особенностью встречной
торговли является расширение практики
встречных закупок экспортерами товаров,
которые не могут быть ими использованы
в собственном производстве, а заранее
предназначаются для последующей продажи
на внешнем или внутреннем рынках.
Важно отметить, что контрагентами во
встречной торговле наряду с экспортерами
и импортерами основных товаров являются:
а) встречный импортер, которым может быть
экспортер основного товара или любая
другая организация, указанная в соглашении
(контракте);
б) встречный экспортер, которым может
быть импортер основного товара или любая
другая организация, указанная в соглашении
(контракте);
2) обострение проблемы сбыта товаров и
услуг на мировых рынках;
3) развитие внутрифирменной компьютеризации,
позволяющей достаточно оперативно формировать
номенклатуру встречных товаропотоков;
4) недостаточность валютных средств для
расчетов у отдельных государств по причине
неравномерности экономического развития
страны в мировом хозяйстве;
5) широкое распространение в международной
коммерческой практике разнообразных
видов договоров: аренда машин и оборудования
(лизинг), договоры о строительстве объектов
"под ключ", подряды на производство
проектно-конструкторских и инженерно-строительных
работ (инжиниринг), лицензионные соглашения,
договоры о производственной кооперации,
соглашения о совместной деятельности
и др.
В сфере международных экономических
отношений гражданско-правового характера
товарообменные операции большей частью
именуются бартерными операциями или
внешнеторговыми бартерными сделками.
Бартерная сделка (от англ. "barter" -
товарообмен, меновая торговля) представляет
собой:
а) договор между участниками гражданского
оборота о натуральном обмене, купле-продаже
по схеме "товар за товар";
б) безвалютный, но оцененный и сбалансированный
обмен товарами, оформляемый единым договором
(контрактом) [2].
Внешнеторговая бартерная сделка - разновидность
встречной торговли, представляющая собой
безвалютный, но оцененный натуральный
товарообмен на сбалансированной основе,
оформленный единым договором между российским
и иностранным лицами[3].
Внешнеторговая бартерная сделка - это
сделка, совершаемая при осуществлении
внешнеторговой деятельности и предусматривающая
обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной
собственностью, в том числе сделка, которая
наряду с указанным обменом предусматривает
использование при ее осуществлении денежных
и (или) иных платежных средств (ст.2 Закона
об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности).
Итак, бартерная сделка (бартер), являясь
одной из форм встречной торговли (товарообменной
операцией), представляет собой соглашение
между участниками коммерческого оборота,
имеющими различную государственную (национальную)
принадлежность по обмену равноценными
по стоимости товарами, работами, услугами
или результатами интеллектуальной деятельности,
оформленное в виде одного документа (соглашения
или контракта).
Приведенное определение бартерной сделки
позволяет выделить следующие ее признаки:
1) бартерная сделка является одной из
форм встречной торговли - товарообменной
операцией. К встречной торговле относятся
внешнеторговые операции, при которых
в единых документах (соглашениях или
контрактах) фиксируются твердые обязательства
экспортеров и импортеров произвести
полный или частично сбалансированный
обмен товарами.
Встречная торговля представляет собой
обобщающий термин, который охватывает
различные виды двух экспортных сделок:
первая исходит из страны-экспортера,
вторая - из страны-импортера.
Коммерческим преимуществом встречной
торговли является то, что она расширяет
практику встречных закупок экспортерами
товаров, которые не могут быть ими использованы
в собственном производстве, а заранее
предназначаются для последующей продажи
на внешнем или внутреннем рынке.
Следует отметить, что сделки собственно
встречной торговли в отличие от бартера
имеют ряд отличительных особенностей.
Во-первых, другие формы встречной торговли
связаны с использованием денег как средства
определения цен на обмениваемые товары,
инструмента финансирования сторон в
ходе осуществления сделки и для оплаты
активного сальдо обмена экспортных и
импортных товаров. Во-вторых, в основе
иных, помимо бартера, форм встречной торговли,
как правило, лежит элемент необходимости,
т.е. к ним вынуждают прибегать национальное
законодательство, административное регулирование,
валютные ограничения и т.п.;
2) бартерная сделка представляет собой
договор, т.е. соглашение двух или нескольких
лиц, по обмену равноценными по стоимости
товарами, работами, услугами или результатами
интеллектуальной деятельности. С точки
зрения правовой характеристики бартерная
сделка является договором: двусторонним
(многосторонним), возмездным, консенсуальным,
формальным.
Реализация бартерных правоотношений
осуществляется в следующей последовательности:
во-первых, заключается контракт с иностранной
организацией-поставщиком на обмен товарами;
во-вторых, данная организация поставляет
товар; в-третьих, в качестве платежа за
импортированный товар партнер отгружает
иностранной компании указанный в контракте
встречный товар. Одновременно каждая
из сторон, участвующих в бартерной сделке,
самостоятельно заключает дополнительные
контракты:
с транспортной организацией на международную
перевозку грузов;
со страховой компанией на предмет его
страхования;
с банком или другой организацией по вопросу
предоставления гарантий по сделке;
3) предметом бартера являются не только
вещи в форме товара, но и работы, услуги
и результаты интеллектуальной деятельности.
Если обратиться к договору мены, то в
соответствии со ст.567 ГК РФ предметом
данного договора могут быть только вещи,
которые каждая из сторон договора обязуется
передать другой стороне;
4) являясь внешнеторговой сделкой, в бартере
одной из сторон договора выступает субъект
предпринимательской деятельности Российской
Федерации, а в качестве другой - субъект
предпринимательской деятельности иностранного
государства, т.е. участие в бартерной
сделке лиц различной национальной (государственной)
принадлежности;
5) бартерная сделка совершается в простой
письменной форме путем заключения договора.
В соответствии с Указом о государственном
регулировании внешнеторговых бартерных
сделок данный договор должен соответствовать
следующим требованиям:
во-первых, договор должен иметь дату и
номер;
во-вторых, договор оформляется в виде
одного документа, за исключением бартерных
сделок, заключаемых в счет выполнения
международных соглашений;
в-третьих, в договоре должны быть указаны:
номенклатура, количество, качество, цена
товара по каждой товарной позиции, сроки
и условия экспорта, импорта товаров;
перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности, их стоимость, срок выполнения
работ, момент предоставления услуг и
прав на результаты интеллектуальной
деятельности;
перечень документов, представляемых
российскому лицу для подтверждения факта
выполнения работ, предоставления услуг
и прав на результаты интеллектуальной
деятельности;
порядок удовлетворения претензий в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения
сторонами условий договора.
Что касается договора мены, то к его форме
предъявляются те же требования, что и
к договорам купли-продажи. Если договор
мены заключают между собой физические
лица и его цена не превышает 10 минимальных
размеров оплаты труда, оформлять его
письменно необязательно. Но следует помнить,
что для некоторых видов договоров есть
исключения. Например, если необходима
государственная регистрация права на
полученный товар (вещь), сделка должна
быть в обязательном порядке заключена
в письменной форме;
6) бартерный договор, как отмечает Л.П.
Ануфриева, рождает длящееся для обеих
сторон отношение, в ходе которого исполнение
ими обязательств имеет протяженность
во времени[4].
По характеру договорных отношений бартер
подразделяется на встречную закупку,
встречную поставку, бартерную аренду
и толлинг[5]:
а) встречная закупка. Организация A поручает
продать организации B произведенную A
продукцию и одновременно поручает ей
приобрести на вырученные средства сырье
для своего производства;
б) встречная поставка. Организация A поставляет
организации B оборудование по договору
поставки, в то время как последняя поставляет
организации A материалы для изготовления
оборудования также по договору поставки;
в) бартерная аренда. Организация A предоставляет
организации B оборудование во временное
пользование по договору аренды. Вместо
арендной платы организация B расплачивается
продукцией, произведенной на арендованном
оборудовании (вариант: расплата осуществляется
путем проведения ремонта оборудования
в организации A);
г) толлинг (договор на переработку давальческого
сырья). Организация A поставляет организации
B сырье для переработки и получает оплату
в виде готовой продукции.
Сбалансированный бартер - это безвалютная
операция, т.е. встречные поставки, равные
по стоимости.
Несбалансированный бартер - это сделка,
когда поставки отличаются, а именно конечный
расчет осуществляется в форме клиринга,
т.е. зачета взаимных требований ценными
бумагами, валютой. Причем валютой выплачивается
только разница в стоимости товара.
Прямой бартер совершается в рамках формулы
"товар за товар", в этом случае сделка
является двусторонней и завершается
приобретением каждым контрагентом необходимого
ему товара.
При многостороннем бартере первая операция
предполагает последующие сделки с участием
других хозяйствующих субъектов. Они продолжаются
до того момента, пока каждый из этих субъектов
не получит необходимый ему товар, что
в конце концов будет означать окончание
многостороннего бартерного обмена.
Контроль - обязательный этап любой
управленческой деятельности, которая
включает в себя подготовку управленческого
решения, его реализацию и контроль
за исполнением. Контроль является важнейшей
функцией управления, обеспечивающей
проверку исполнения решения, достижения
результата.
Внешнеторговые бартерные сделки подлежат
специальному регулированию. Порядок
их совершения регламентирован следующими
нормативно-правовыми актами и документами:
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ
"Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности" (далее
- Закон об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности);
Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N
1209 "О государственном регулировании
внешнеторговых бартерных сделок" (далее
- Указ о государственном регулировании
внешнеторговых бартерных сделок);
Постановление Правительства РФ от 31 октября
1996 г. N 1300 "О мерах по государственному
регулированию внешнеторговых бартерных
сделок";
Методические рекомендации по осуществлению
таможенными органами валютного контроля
и контроля за исполнением внешнеторговых
бартерных сделок (приложение к письму
Федеральной таможенной службы от 12 июля
2007 г. N 01-06/25927);
Указом Президента Российской Федерации
N 1209 "О государственном регулировании
внешнеторговых бартерных сделок" устанавливаются
требования к форме и содержанию бартерного
договора, порядку и срокам исполнения
обязательств российских лиц, заключивших
или от имени которых заключены бартерные
сделки.
В соответствии с п.5 Указа представление
в таможенные органы Российской Федерации
паспорта бартерной сделки является обязательным
при таможенном оформлении товаров, перемещаемых
через таможенную границу Российской
Федерации в счет исполнения бартерных
сделок.
Пункт 7 Указа обязывает должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации
при осуществлении таможенного контроля
и таможенного оформления товаров, вывозимых
с таможенной территории Российской Федерации
по внешнеторговым сделкам (включая бартерные
сделки) в соответствии с таможенным режимом
экспорта, исходить из того, что обязательный
ввоз товаров, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности, эквивалентных
по стоимости экспортированным товарам,
либо зачисление на счета в уполномоченных
банках валютной выручки от экспорта товаров
в установленном порядке (если иное не
предусмотрено настоящим Указом и иными
актами законодательства Российской Федерации)
является требованием таможенного режима
экспорта товаров в соответствии с нормами
Таможенного кодекса Российской Федерации.
Контроль за исполнением установленных
данным Указом требований в части совершения
бартерных сделок, предусматривающих
экспорт товаров, возложен на таможенные
органы Российской Федерации.
Осуществление таможенными органами валютного
контроля и контроля за исполнением внешнеторговых
бартерных сделок осуществляется на основе
Методологических рекомендаций (письмо
ФТС России от 31.03.2005 № 01-06/10139) [6].
На основании пункта 4 статьи 54 Федерального
закона от 08.12.2003 (в ред.02.02.2006) № 164-ФЗ при
контроле за исполнением внешнеторговых
бартерных сделок при производстве таможенного
оформления и таможенном контроле таможенные
органы руководствуются ранее изданными
и действующими нормативными правовыми
актами.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ
"Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности" устанавливает
определенные меры в отношении внешнеторговых
бартерных сделок[7]:
в случае установления в соответствии
с настоящим Федеральным законом запретов
и ограничений внешней торговли товарами,
услугами и интеллектуальной собственностью
такие запреты и ограничения применяются
также в отношении внешней торговли товарами,
услугами и интеллектуальной собственностью,
осуществляемой с использованием внешнеторговых
бартерных сделок.
по основаниям, указанным в части 1 статьи
38 настоящего Федерального закона, Правительство
Российской Федерации может устанавливать
ограничения в отношении использования
внешнеторговых бартерных сделок при
осуществлении внешней торговли товарами,
услугами и интеллектуальной собственностью.
Кроме того, этот же Федеральный закон,
определяет порядок контроля за осуществлением
внешнеторговых бартерных сделок и их
учета:
внешняя торговля товарами, услугами и
интеллектуальной собственностью с использованием
внешнеторговых бартерных сделок может
осуществляться только при условии, что
такими сделками предусмотрен обмен равноценными
по стоимости товарами, услугами, работами,
интеллектуальной собственностью, а также
обязанность соответствующей стороны
оплатить разницу в их стоимости в случае,
если такой сделкой предусматривается
обмен неравноценными товарами, услугами,
работами, интеллектуальной собственностью.
порядок осуществления контроля за внешнеторговыми
бартерными сделками и их учета устанавливается
Правительством Российской Федерации.
В случае, если внешнеторговые бартерные
сделки предусматривают частичное использование
денежных и (или) иных платежных средств,
порядок осуществления контроля за такими
сделками и их учета устанавливается Правительством
Российской Федерации и Центральным банком
Российской Федерации в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Говоря об особенностях осуществления
внешнеторговых бартерных сделок, следует
отметить, что в документе, оформляющем
внешнеторговую бартерную сделку, должны
указываться:
1) дата заключения и номер внешнеторговой
бартерной сделки;
2) номенклатура, количество, качество,
цена товара по каждой товарной позиции,
сроки и условия экспорта, импорта товара.
В договоре на поставку комплектного оборудования
(оказание услуг и выполнение работ) при
сооружении комплектных объектов в иностранном
государстве указывается стоимость товаров
(далее - встречные товары), предусмотренных
для обмена на равноценные по стоимости
экспортируемые из Российской Федерации
товары, а номенклатура, количество, качество
и цена встречных товаров указываются
в дополнительных протоколах, которые
должны являться частью таких договоров;
3) перечень услуг, работ, интеллектуальной
собственности, их стоимость, сроки оказания
услуг, выполнения работ, передачи исключительных
прав на объекты интеллектуальной собственности
или предоставления права на использование
объектов интеллектуальной собственности;
4) перечень документов, представляемых
российскому лицу для подтверждения факта
оказания услуг, выполнения работ, передачи
исключительных прав на объекты интеллектуальной
собственности или предоставления права
на использование объектов интеллектуальной
собственности.
Российские лица, которые заключили внешнеторговые
бартерные сделки или от имени которых
заключены такие сделки, в сроки, установленные
законодательством Российской Федерации
для осуществления текущих валютных операций
и исчисляемые с даты фактического пересечения
экспортируемыми из Российской Федерации
товарами таможенной границы Российской
Федерации, с момента оказания услуг, выполнения
работ, передачи исключительных прав на
объекты интеллектуальной собственности
или предоставления права на использование
объектов интеллектуальной собственности
обязаны обеспечить предусмотренные такими
сделками ввоз на таможенную территорию
Российской Федерации равноценных по
стоимости товаров, оказание иностранными
лицами равноценных услуг, выполнение
равноценных работ, передачу равноценных
исключительных прав на объекты интеллектуальной
собственности или предоставление права
на использование объектов интеллектуальной
собственности с подтверждением факта
ввоза товаров, оказания услуг, выполнения
работ, передачи исключительных прав на
объекты интеллектуальной собственности
или предоставления права на использование
объектов интеллектуальной собственности
соответствующими документами, а также
получение платежных средств и зачисление
на счета указанных российских лиц в уполномоченных
банках соответствующих денежных средств,
если внешнеторговые бартерные сделки
предусматривают частичное использование
денежных и (или) иных платежных средств.
Превышение сроков, предусмотренных в
части 2 статьи 45 ФЗ № 164 от 08.12.2003 г., и выполнение
иностранным лицом обязательства по внешнеторговой
бартерной сделке способом, не предусматривающим
ввоза на таможенную территорию Российской
Федерации товаров, оказание иностранным
лицом услуг, выполнение работ, передачу
исключительных прав на объекты интеллектуальной
собственности или предоставление права
на использование объектов интеллектуальной
собственности, допускаются только при
условии получения разрешения, выдаваемого
в порядке, определенном Правительством
Российской Федерации.
При экспорте товаров выполнение российскими
лицами обязанности, предусмотренной
в части 2 статьи 45 Федерального закона
от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ, является требованием
таможенного режима экспорта.
При осуществлении внешнеторговых бартерных
сделок по договору на поставку комплектного
оборудования (оказание услуг и выполнение
работ) при сооружении комплектных объектов
в иностранном государстве встречные
товары могут быть реализованы без их
ввоза на таможенную территорию Российской
Федерации. При этом:
1) фактическое получение встречных товаров
должно быть подтверждено соответствующими
документами;
2) российские лица не позднее чем через
90 дней со дня фактического получения
встречных товаров обязаны обеспечить
их реализацию по рыночным ценам, действующим
в стране их реализации, и зачисление на
свои счета в уполномоченных банках на
территории Российской Федерации всех
денежных средств, полученных от их реализации,
или получение платежных средств.
Внешняя торговля товарами, услугами и
интеллектуальной собственностью с использованием
внешнеторговых бартерных сделок может
осуществляться только после оформления
соответствующего паспорта внешнеторговой
бартерной сделки, в котором в том числе
указываются сведения о платежах с использованием
денежных и (или) иных платежных средств,
в случае, если внешнеторговая бартерная
сделка осуществляется с частичным использованием
денежных и (или) иных платежных средств.
При декларировании товаров, перемещаемых
через таможенную границу Российской
Федерации в счет исполнения внешнеторговой
бартерной сделки, в таможенные органы
Российской Федерации представляется
паспорт внешнеторговой бартерной сделки.
Валютный контроль является частью единой
государственной системы финансового
контроля. Его функционирование связано
с национальной и международной валютными
системами, валютными рынками, внутриэкономическими
и трансграничными потоками валют и капиталов.
Это важнейший участок общей системы финансового
контроля, от которого зависит устойчивость
валютного курса и денежного обращения
в стране, состояние золотовалютных резервов,
внешнеэкономический потенциал, в известной
мере инвестиционный потенциал экономики.
Целью валютного контроля является обеспечение
соблюдения валютного законодательства
при осуществлении валютных операций.
Нормативно-правовая база механизма валютного
контроля в сфере внешнеэкономической
деятельности - это федеральные законы,
подзаконные акты, международные договоры
Российской Федерации.
К числу основных из них относятся:
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №
173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном
контроле".
Инструкции Банка России, посвященные
валютному контролю за экспортируемыми
и импортируемыми товарами.
Положение "Об осуществлении контроля
и учета внешнеторговых бартерных сделок,
предусматривающих перемещение товаров
через таможенную границу Российской
Федерации", утвержденное ГТК России
11 апреля 1997 г. № 01-23/6678, МВЭС России 9 апреля
1997 г. № 10-83/1335, ВЭК России 2 апреля 1997 г.
№ 07-26/768.
Нормативные правовые акты ФТС России,
касающиеся особенностей технологий валютного
контроля.
Валютный контроль в Российской Федерации
осуществляется Правительством Российской
Федерации, органами и агентами валютного
контроля, права и обязанности которых
определены в п.5 ст.4, ст.22 и 23 Федерального
закона Российской Федерации от 10 декабря
2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании
и валютном контроле".
Органами валютного контроля в Российской
Федерации являются Центральный банк
Российской Федерации, федеральный орган
(федеральные органы) исполнительной власти,
уполномоченный (уполномоченные) Правительством
Российской Федерации.