Факторы формирования конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:12, доклад

Описание работы

Основным критерием конкурентоспособности товаров служит степень удовлетворения реальных потребностей, что и обусловливает разную привлекательность товаров-конкурентов для потребителей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями отдельных товаров. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами. Поэтому для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические.

Файлы: 1 файл

Алымова Наталья. -Факторы формирования КС товара..docx

— 17.25 Кб (Скачать файл)

Факторы формирования конкурентоспособности товара

К факторам конкурентоспособности товаров относятся:

1. Фактор времени. Обеспечение конкурентоспособности  товаров по фактору времени  осуществляется исходя из посылки "сегодняшний рубль дороже  завтрашнего".

2. Фактор качества товаров, который  проявляется не только в улучшении  показателей качества, но и в  увеличении годовой производительности (полезного эффекта) товара. Допустим, анализируемый показатель качества (полезный эффект) товара А в 2000 г. составил 150, товара В - 130 ед, т. е. первый объект качественнее второго на 15%. Через два года полезный эффект первого объекта снизился на 5%, а второго - на 2%, т. е. через два года разница в уровне качества анализируемых объектов снизилась с 15% до 11-12%.

3. Фактор масштаба (объема) производства  товара. За счет роста масштаба  производства можно снизить себестоимость  продукции и повысить ее качество.

4. Фактор новизны товара. Обеспечение  конкурентоспособности осуществляется  исходя из удовлетворения новых  потребностей человека или удовлетворения  уже существующих потребностей  принципиально другим способом.

5. Фактор метода получения информации. В процессе производства и  потребления продукции следует  пользоваться одними и теми  же подходами и методами получения  информации и выполнения расчетов, так как иначе в исходную  информацию будут привноситься  разные по величине погрешности  и исследуемые образцы не будут  сопоставимы.

6. Фактор условий хранения товара. Сохранение качества зависит  от правильного хранения товара.

7. Фактор ценообразования. Цена  определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие  на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень  благосостояния. Правильно установленная  цена, разумная ценовая тактика, обоснованная ценовая стратегия  составляют необходимые компоненты  успешной деятельности любого  предприятия.

8. Рыночный фактор. Необходимость  в развернутой характеристике  рыночных возможностей возникает  уже при освоении производства  новой продукции, предназначенной  для конкретного рынка. Рыночный  фактор характеризуется следующими  критериями: тип рынка, емкость, стабильность  и перспективность, подготовленность  рынка.

9. Сбытовой фактор. Сбытовой фактор  характеризуется рекламным обеспечением, транспортабельностью товара и  надежностью поставки. Рекламное  обеспечение получает высокую  оценку, если улучшенные свойства  товара предполагают хорошие  возможности для проведения эффективной  рекламы, стимулирования спроса  и демонстрации изделия.

Транспортабельность товара определяется издержками на транспортирование, что влияет на цену потребления и сохраняемость товара. Так, если при транспортировании продукции нарушена эстетическая ценность товара, то снижается цена потребления, объем продаж, следовательно, и ее конкурентоспособность. Надежность поставки предусматривает, что каждое изделие требуемого качества и в нужном количестве должно оказаться в заданном месте в заданное время.

10. Сервисный фактор действует  на стадии предпродажного и  послепродажного обслуживания. К  факторам предпродажного обслуживания  относятся:

1)условия приобретения товара  и форма его оплаты;

2)демонстрация товара;

3) подбор товара, исходя из индивидуальных  особенностей покупателя.

К факторам послепродажного обслуживания относятся: упаковка и доставка купленных товаров.

Основным критерием конкурентоспособности товаров служит степень удовлетворения реальных потребностей, что и обусловливает разную привлекательность товаров-конкурентов для потребителей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями отдельных товаров. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами. Поэтому для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические.

Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно - для индивидуальных. Это объясняется тем, что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и оптимальный ассортимент товаров путем обеспечения сбалансированности между спросом и предложением.

Индивидуальный потребитель, приобретающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные характеристики товара.

Среди потребительских критериев особое место занимает качество товаров, которое отдельные авторы считают наряду с ценой практически единственным критерием конкурентоспособности товаров. Однако такое представление о сущности конкурентоспособности, обусловленной основополагающими характеристиками товара, неполно. Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность.

Сложность заключается в том, что потребитель при оценке качества товаров ориентируется в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами показатели качества, а на собственные вкусы и представления о том, каким должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у многих потребителей сильно поверхностные, на уровне в основном органолептических показателей, которые не всегда достаточно полно и объективно характеризуют полезность товара для них.

Качество тесно связано с другим критерием конкурентоспособности - ассортиментом. Более того, целый ряд показателей качества одновременно применяется для формирования ассортимента товаров. К числу таких показателей относятся органолептические (вкус, внешний вид). Отличительные признаки между товарами разных ассортиментных групп и наименований также определяются с помощью показателей качества и влияют на их конкурентоспособность. Говоря об ассортименте как критерии конкурентоспособности, мы невольно говорим снова о качестве. Однако объединение этих двух основополагающих характеристик товара было бы ошибочным, поскольку именно на уровне ассортиментной характеристики зарождаются конкурентные отношения между товарами.

Следует учесть, что в условиях конкурентной среды повышение конкурентных преимуществ требует постоянного расширения, обновления и углубления ассортимента товаров. При реализации этих направлений ассортиментной политики неизбежно возникают конкурентные отношения между товарами. Еще одним условием обеспечения конкурентоспособности товаров является формирование имиджа товара.

Имидж - это известность и репутация предприятия как надежного партнера, способного обеспечить качество товаров, а также в срок выполнять свои обязательства. Имидж предприятия переносится и на его продукцию и проявляется через торговую марку или товарный знак.

Важнейшим экономическим критерием конкурентоспособности товаров является цена. Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.

Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования, а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.

Цена потребления определяется ценой реализации и затратами на эксплуатационные расходы: транспортирование, монтаж, наладку, техническую помощь в обслуживании, хранение, уход за товарами, затраты на энергию, ремонт, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию. Цена потребления товаров в значительной мере зависит от стоимости операций по послепродажному обслуживанию и затрат на эксплуатацию. При этом низкая цена потребления может быть определена еще на этапе проектирования и разработки продукции за счет усовершенствования ее конструкции и технического уровня качества. Затраты на улучшение качества, как правило, увеличивают реализационную цену, но благодаря сокращению эксплуатационных и иных расходов цена потребления снижается.

Степень воздействия цены на обеспечение конкурентоспособности товаров неодинакова у разных потребителей. Низкие цены, особенно на товары повседневного спроса, в большей мере влияют на потребительские предпочтения покупателей с низкими и средними доходами. Высокие цены создают большую привлекательность для обеспеченных потребителей и товаров престижного спроса. Вместе с тем, говоря о цене как об одном из критериев конкурентоспособности, нельзя считать цену прямой мерой полезности товаров или их потребительной ценности. Потребитель покупает товар не потому, что он имеет высокую или низкую стоимость (цену), а потому, что он отвечает его требованиям по основополагающим характеристикам потребительной стоимости (ценности).

 


Информация о работе Факторы формирования конкурентоспособности товара