Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:56, доклад
Сырье и материалы относятся к одному из основополагающих факторов, формирующих качество товаров.
Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия.
Основное сырье - составная часть сырья, существенно влияющая на формирование товароведных характеристик готовой продукции на стадии производства.
1. Биохимические и химические методы консервирования пищевых продуктов, факторы формирования потребительских свойств квашеных, маринованных плодов и овощей.
Химические методы консервирования продуктов
Для консервирования используют
так же различные химические вещества,
разрешенные органами здравоохранения
- этиловый спирт, уксусную, сернистую,
сорбиновую, бензойную, борную кислоты
обладающие антимикробным действием.Консервирование
этиловым спиртом используется при производстве
плодово-ягодных соков-полуфабрикатов.
При концентрации этилового спирта 12-16%
задерживается развитие, а при 18% подавляется
жизнедеятельность микрофлоры. Спиртованные
соки (25-30%) применяют в производстве ликеро-водочных
изделий.Консервирование кислотами (антисептиками).
Антисептиками называются химические
вещества, которые губительно действуют
на микроорганизмы. Проникая в живые клетки,
эти вещества взаимодействуют с белками
протоплазмы, парализуя при этом жизненные
функции, что приводит к гибели микроорганизмов.
Биохимические методы консервирования продуктов
К этим методам относится консервирование продуктов молочной кислотой и этиловым спиртом, которые образуются в результате молочнокислого и спиртового брожения.Брожение -- это метаболический анаэробный процесс, при котором регенерируется АТФ, а продукты расщепления органического субстрата служат одновременно и донором, и акцептором водорода. По определению Л. Пастера, брожение -- это жизнь без воздуха.На молочнокислом брожении основано квашение плодов и овощей. Термин «квашение» обычно используют применительно к капусте, «соленые» - к огурцам и томатам, «моченые» -к яблокам и ягодам.Под действием молочнокислых бактерий углеводы преобразуются в молочную кислоту, которая придает специфический вкус готовому продукту. Этиловый спирт образуется в результате спиртового брожения при сбраживании углеводов дрожжами. Спиртовое брожение используется в производстве вина.
Основные признаки качества пищевых породуктов: пищевая доброкачественност, органолептическая, физиологическая и биологическая ценность, энергетическая способность, усвояемость, сохраняемость. На качество продуктов влияет различные факторы, наиболее важные из них следующие: качество сырья, способы и условия производства, вид упаковки, способы транспортирования и хранения.
2. Предмет, цели и метод товароведения. Товар как объект изучения товароведения
Товароведение - наука и учебная дисциплина
об основополагающих характеристиках
товаров, определяющих их потребительскую
ценность, и факторах обеспечения этих
характеристик или комплексная дисциплина,
которая изучает потребительскую
стоимость(способность товара удовлетворять
реальные человеческие потребности). Термин
товароведение состоит из слов: «товар»
и «ведение», что означает «знание о товарах».Предметом
товароведения является потребительские
ценности товаров, а также методы их познания
и обеспечения. Только потребительская
ценность делает продукцию товаром. Если
потребительская ценность товара не отвечает
реальным запросам потребителей, он не
будет востребован, не будет использован.
Продукция - материальный и нематериальный
результат деятельности, предназначенный
для удовлетворения реальных и потенциальных
потребностей. Товар - продукция, предназначенная
для купли-продажи
Цель товароведения -
изучение потребительских свойств товаров,
а так же всех тех изменений, которые происходят
в товаре на всех этапах товародвижения.
Товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие основные задачи:
1) изучение основополагающих характеристик товара;
2) изучение методов классификации и кодирование;
3) изучение показателей ассортимента, его свойств , управление ассортиментом;
4) оценка качества товара (выявление дефектов, причины возникновения, характер дефектов, установление градации качества);
5) определение количественных и качественных характеристик единичных экземпляров и товарных партий;
6) установление товарных потерь, причины их возникновения, и меры по снижению;
7) знать товароведную характеристику
конкретных товаров.
Товар — материальная продукция, предназначенная
для купли и продажи. Согласно терминологическому
ГОСТу «Торговля. Термины и определения»,
товар — это любая вещь, не изъятая из
оборота и не ограниченная в обороте, свободно
отчуждаемая и переходящая от одного лица
к другому по договору купли-продажи.
Качество
товара — совокупность потребительских
свойств, обусловливающих способность
удовлетворять определенные потребности
в соответствии с назначением товара,
т. е. это мера потребительной стоимости.
Количественная характеристика
относится к одной из основополагающих.
При ее определении следует различать
единичные экземпляры товаров и их совокупность
— товарные партии.
Надежность —
способность товаров сохранять функциональное
назначение в процессе хранения и/или
потребления в течение заранее оговоренных
сроков
Эффективность —
достижение наиболее оптимального результата
при производстве, упаковке, хранении,
реализации и потреблении товаров,
Экологичность —
способность товаров не оказывать вредного
воздействия на окружающую среду при их
потреблении.
Безопасность —
состояние, при котором риск вреда или
ущерба ограничен допустимым уровнем.
3.Картофель: химический состав
и пищевая ценность, классификация
по назначению, товароведная характеристика
хозяйственно-ботанических
4. Виды ассортимента товаров. Показатели ассортимента и их определение (структура, полнота, широта, устойчивость, новизна, рациональность и оптимальность).
Ассортимент товаров - это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется:
на группы - по местонахождению;
на подгруппы - по широте и глубине охвата товаров;
на виды - по степени удовлетворения потребностей;
на разновидности - по характеру потребностей.
Показатель ассортимента .
Ассортимент товаров характеризуется: широтой, полнотой, устойчивостью,
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
Действительная широта Шд - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).Базовая широта Шб - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, каталогами и т.п.) или максимально возможное. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
2. Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.
3. Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шу).
4. Новизна (обновление)
Новизна товара характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте Шд).
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.Показали структуры ассортимента могут иметь натуральное и денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
Рациональность ассортимента - способность
набора товаров наиболее полно удовлетворять
реально обоснованные потребности разных
сегментов потребителей.Коэффициент рациональности -
5. Биохимические и химические процессы, протекающие в пищевых продуктах при хранении, регулирование их интенсивности, влияние на качество продуктов.
Химические — это процессы, которые вызывают превращения отдельных химических веществ, входящих в состав пищевых продуктов (карамелизация сахаров, кислотный гидролиз веществ), или процессы, которые протекают между отдельными химически активными веществами, находящимися в продукте либо в окружающей его атмосфере (образование меланоидинов, ацеталей, прогоркание жиров и др.). Эти процессы протекают без участия ферментовпродукта и микроорганизмов.При хранении консервов в результате взаимодействия кислот консервированных продуктов с металлом банки может возникать химический бомбаж. В отдельных случаях наблюдается переход металла тары в продукты, что оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека при употреблении этих продуктов. При длительном хранении пищевых продуктов в результате химических превращений содержание биологически активных веществ (витаминов, органических кислот и др.) в их составе значительно уменьшается.
Биохимическими процессами являются дыхание, автолиз, гликолиз и др. В ходе этих процессов сложные органические вещества подвергаются распаду, при этом выделяется заключенная в них энергия.Дыхание сопровождается потерей массы продукта, выделением влаги и теплоты, изменением состава окружающей атмосферы. Дыхание происходит в плодах, овощах, зерне, крупе, муке. При интенсивном дыхании продукты теряют много Сахаров, кислот и других питательных веществ. При этом возникают увлажнение и самосогревание продукта (зерно, овощи и др.).Автолиз — ферментативный процесс саморастворения, протекающий в тканях мяса и рыбы. В результате его гликоген превращается в молочную кислоту. Под действием автолиза улучшаются вкус, запах, нежность и сочность мяса. Однако при глубоком автолизе происходит распад белков с появлением неприятного кислого вкуса.Под действием ферментов гидролаз в пищевых продуктах протекают гидролитические процессы. В большинстве случаев они приводят к ухудшению вкуса и запаха продуктов и являются причиной их значительных потерь.
6. Системы классификации товаров. Назначение и применение классификаторов
В товароведении используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.
Торговая классификацияВ практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.
Учебная классификация
Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.
В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.
Продовольственные товарыВсе продовольственные товары по учебной классификации объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.
Непродовольственные товарыВ соответствии с учебной классификацией все непродовольственные товары разделены на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии; металлические товары; силикатные товары; древесно-мебельные товары; электротовары; текстильные товары; швейно-трикотажные товары; кожевенно-обувные товары; пушно-меховые товары; парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары; электронные товары; игрушки, печатная продукция и пр.
Экономико-статистическая классификация
Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005–93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.
Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме:
Код КЧ Наименование
815320 3 Шнуры плетеные специальные
В ОКП предусмотрена 5-ступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй — подклассы (XX ХООО), на третьей — группы (XX ХХОО), на четвертой — подгруппы