Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:49, контрольная работа
Принципы выходят за рамки требований ИСО 9001:2000. Принципы -это во многом задание на завтра, они адресованы прежде всего тем организациям, которые не ограничатся сертификацией своей системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000:2000, а планируют развивать систему на пути к всеобщему управлению качеством (tqm) и использовать ее в качестве основы для создания си-стемы менеджмента организации. Сформулированные в ИСО 9000:2000 следующие принципы могут стать базой для формирования политики и целей организации в области качества.
1 Характеристика принципов организации работ по сертификации СМК
3
2 Сущность и назначение премий качества
8
Список использованной литературы
14
2 Сущность и назначение премий качества
Аббревиатура TQM сегодня уже не требует расшифровки на за рубежом, ни в России и применяется как таковая, все больше приобретая статус международного брэнда, отражающего достижения высшего этапа развития менеджмента пред-приятий, корпоративного менеджмента, а также менеджмента органов управления. В системе TQM понятием "качество" охватываются все сферы деятельности общест-ва – от товаров и услуг до экономики и качества жизни в целом.
В рамках разнообразных международных, национальных и местных премиях по качеству разработаны модели (делового) совершенства (своего рода образцов со-вершенного менеджмента) с набором конкретных взвешенных критериев, позво-ляющим не только ориентироваться в направлении создания оптимальной системы управления, но и количественно сопоставлять свои достижения с лучшими мировы-ми образцами. На основе бенчмаркинга происходит сравнение результативности, эффективности и гибкости систем менеджмента компаний.
Концепция, реализованная в модели TQM, поначалу была положена в основу трех выдающихся премий качества: премии Деминга в Японии (Deming Application prize - DAP), Национальной премии качества в США (Malcolm Baldrige National Quality Award – MBNQA) и Европейской премии качества (Еuгореаn Quality Award – EQA). В настоящее время национальные премии по качеству присуждаются в не-скольких десятках стран. Предпочтение тем или иным элементам модели определя-ет в основном отличие этих премий качества, которые, в свою очередь, отражают специфику культуры страны в TQM.
Премия Деминга является первой и по сегодняшний день одной из самых пре-стижных и уважаемых наград в области качества. Премия Деминга призвана рас-пространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии TQM. Эксперты Премии Деминга ежегодно определяют, насколько успешно компании применяют принципы и методы TQM, оценивая деятельность по обеспечению качества, построению систем внутриорганизационного контроля компании с приме-нением статистических методов контроля качества и организации "кружков качест-ва", а так же достигнутые результаты: улучшение качества продуктов и услуг, повы-шение производительности, снижение издержек, увеличение продаж, рост прибыли.
Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются де-сять ключевых моментов в деятельности претендента: политика и цели; организа-ция и ее функционирование; образование и его развитие; сбор, распространение и использование информации; анализ; стандартизация; контроль; обеспечение качест-ва; результаты; дальнейшие планы.
Успех победителей конкурса вдохновляет многие организации на развитие собственных идей по управлению качеством. Изучение лучшего опыта лауреатов Премии помогает новым соискателям совершенствовать свои системы менеджмен-та. Таким образом, принципы и методы TQM распространяются среди постоянно растущего числа организаций.
Среди лауреатов Премии Деминга за более чем 50 лет ее существования мож-но встретить практически все ведущие компании Японии. В разные годы Награды Деминга удостаивались Hitachi, Nissan Motor, Toyota, Mitsubishi, Fuji-Xerox, NEC и многие другие.
Модели Всеобщего менеджмента качества начали разрабатываться многими западными компаниями еще в начале 80-х годов. Учреждение в 1987 году премии М. Болдриджа стало вехой в развитии ТQМ, поскольку впервые был сформулирован убедительный перечень требований и документов по TQM. Введение европейской премии по качеству, которая взяла положения американской премии за основу, явилось следующим шагом в развитии моделей TQM. Тогда же Запад ознакомился с моделью премии Деминга и положениями TQM в Японии. Аналогичные премии имеются во многих странах мира, в том числе и в России (Премия Правительства в области качества) и в ряде российских регионов.
Сегодня большинство ведущих компаний развитых стран мира в той или иной степени развивают свой корпоративный менеджмент на основе TQM и активно участвуют в региональных, национальных и местных премиях по качеству, осно-ванных на моделях делового совершенства.
Критерии премии Малкольма Болдрижа (США) или как ее называют Акаде-мической премией за деловое совершенство включают семь основных индикаторов успешности предприятия, оцениваемых по 1000-балльной системе.
Критерии учитывают следующие стороны деятельности организации-соиска-теля (в скобках указаны максимальные баллы):
1. Руководство (лидерство): Руководство организацией (70);Социальная ответственность (50);
2. Стратегическое планирование: Разработка стратегии (40);Реализация стратегии (45);
3. Ориентированность на потребителей: Знание рынка и потребителей (40); Взаимоотношения с потребителями (45);
4. Оценки, анализ и управление знаниями: Изменения и анализ эффективности работы (45); Информационное обеспечение и управление знаниями (45)
5. Внимание человеческим ресурсам: Системы организации труда (35);Обу-чение и мотивация сотрудников (25);Благосостояние работников и их удовлетво-ренность работой в организации -25;
6. Управление процессами:Процессы создания добавочной стоимости (50);
Вспомогательные процессы (35);
7. Деловые результаты: Результаты для потребителей (75); Производство продукции и предоставление услуг (75); Финансовые и торговые показатели (75);
Результаты для работников (75);Достижения в повышении эффективности организации (75);Выполнение обязательств перед государством и обществом (75);
Итого: 1000 баллов.
Критерий "Руководство" учитывает, насколько хорошо высшие руководители направляют работу организации в части применения передового опыта. Критерий "Стратегическое планирование" характеризует стратегические цели в области делового совершенства и планы действий по их достижению. Критерий "Ориен-тация на потребителей и рынки" оценивает, насколько успешно организация удов-летворяет требования потребителей и сохраняет их лояльность, завоевывает рынок. Критерий "Оценка, анализ и управление знаниями" показывает, насколько эффек-тивно организация управляет сбором, анализом и использованием информации для совершенствования производственных процессов и повышения систем управления. Критерий "Внимание, уделяемое человеческим ресурсам" характеризует, насколько успешно действует организация в части закрепления кадров и наделения работников необходимыми полномочиями. Критерий "Управление процессами" учитывает, как организация разрабатывает и совершенствует основные и вспомогательные про-цессы производства и поставки продукции, обеспечивает эффективное управление ими. Критерий "Деловые результаты" позволяет сравнивать работу организации с конкурентами и оценить эффективность во всех основных областях, включая уро-вень удовлетворенности потребителей, производственные показатели, финансовые и коммерческие показатели, состояние трудовых ресурсов, взаимодействие с парт-нерами, выполнение обязательств перед государством и обществом.
Европейский фонд управления качеством (EFQM – European Foundation for Quality Management) и Европейская организация по качеству (EOQ – European Organization for Quality) присуждают Европейскую награду качества (EQA) на основе соответствующей модели. Это – единственная награда за качество, которую официально поддерживает Европейская комиссия (ЕС).
Вся система оценок EQA разбита на две группы – результаты деятельности (критерии 1 - 5) и возможности компании (критерии 5 - 9), имеющих одинаковые весовые коэффициенты (50%). Затем каждая группа подразделяется на критерии (и далее – на десятки подкритериев). Критерии (с определенными весами) представлены следующим образом:
На этом Форуме Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) в 2001 в Люцерне были представлены два новых крупных европейских проекта:
1. Уровни совершенства (Levels of Excellence);
2. Совершенство № 1 (Excellence One).
Первый проект существенно расширил градацию оценки компаний по степени достижения совершенства, другими словами – масштабов и глубины применения Европейской модели совершенства. Было выделено пять уровней совершенства:
Каждый уровень подтверждения совершенства предполагает наличие опре-деленных достижений компаний в области самооценки на основе Европейской мо-дели совершенства (и наличие соответствующей балльной оценки), а также опре-деленные процедурные действия со стороны EFQM (в частности, выдачу соответ-ствующих сертификатов). Так, признание достижений в области совершенства (че-твертый уровень) предполагает подготовку компанией ежегодного отчета по само-оценке и балльную оценку соответствия Европейской модели совершенства по ре-зультатам визита группы экспертов не менее 400 баллов (из 1000 потенциально возможных).
Таким образом,
любое предприятие может
Список использованной литературы :
Информация о работе Характеристика принципов организации работ по сертификации СМК