Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:43, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение ассортимента маргарина с целью отбора образцов для исследования органолептических показателей, а также определения наличия различных видов фальсификаций.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели рассматривались следующие задачи:
1.Пищевая ценность маргарина сливочного;
2.Анализ упаковки и маркировки исследуемых образцов с целью выявления фальсификации;
Введение.
Маргарин — продукт на основе растительного масла, воды, эмульгаторов с добавлением ароматизаторов. Во многих странах маргарин является самым продаваемым продуктом в своей категории, хотя сливочное и оливковое масло также прочно удерживают свои рыночные позиции. В качестве твёрдого кулинарного жира маргарин широко используется в качестве ингредиента для приготовления многих блюд.
Сливочный маргарин — самый популярный и продаваемый в России вид маргарина.
Маргарин у нас в России начали выпускать в начале 30-х годов. Время тогда было голодное, вот и решили создать наши ученые "сливочное масло для бедных". С этих пор за ним закрепилась и постоянно поддерживается слава хорошего, но второсортного продукта. Хозяйки все-таки ранее предпочитали использовать сливочное масло: и в бутербродах, и в тесте, и при готовке.
Помог маргарину вновь завоевать к себе доверие потребителя кризис, разразившийся у нас в начале 90-х. Масло стало дефицитом, а потом, появившись, оказалось многим не по карману. Люди повздыхали и начали более активно использовать маргарин. А тут еще и реклама подоспела и доходчиво объяснила, какой это "замечательный" продукт — и холестерина в нем нет, и способствует он улучшению обменных процессов, и в нем есть витамины. Истинную правду о маргарине, однако, никто не хочет сказать. Так что покупателя "загружают" фальсифицированной информацией — маргарин не только деньги экономит, но и пользу организму приносит. Поэтому потребление этого продукта-суррогата выросло у нас до 3,4 кг в год на человека. Конечно, до Европы нам еще далеко (там съедают по 13 кг в год подделки, но это в основном потребляют африканские и азиатские эмигранты). Единственное, что смущает потребителя, так это широта выбора и рекламных объявлений. Ведь только отечественные производители выпускают 45 наименований маргарина, а, сколько еще импортных. Поэтому возникают проблемы с проведением всесторонней экспертизы подлинности всех видов маргарина, реализуемого на продовольственных рынках России.
Цель курсовой работы: изучение ассортимента маргарина с целью отбора образцов для исследования органолептических показателей, а также определения наличия различных видов фальсификаций.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели рассматривались следующие задачи:
1.Пищевая ценность маргарина сливочного;
2.Анализ упаковки и
маркировки исследуемых
3.Идентификация исследуемых
образцов маргарина сливочного
и обнаружение возможной
Курсовая работа имеет актуальность в свете динамично развивающейся инфраструктуры продовольственного рынка России, увеличения подделок товаров и ухудшения их качества.
1.Литературный обзор.
1.1. Пищевая ценность.
Пищевая ценность маргарина
определяется комплексом свойств, обеспечивающих
физиологические потребности
Химический состав и энергетическая ценность маргарина в сравнении с маслами и другими жировыми продуктами представлены в таблице 1.
Таблица 1
Продукт |
Белок, %, не более |
Жир, %, не более |
Углеводы, %, не более |
Энергетическая ценность, ккал/100 г |
Усвояемость % |
Растительные масла |
— |
99,8 |
— |
898 |
93-98 |
Маргарины |
0,5 |
40-80 |
1,0 |
366-726 |
93-98 |
Кулинарные жиры |
— |
99,5 |
— |
896 |
93-98 |
Кондитерские жиры |
— |
99,5 |
— |
896 |
93-96 |
Животные топленые жиры |
— |
99,5 |
— |
896 |
95 |
Коровье масло |
40-85 |
1,0 |
364-769 |
93-98 |
Исследованиями установлено, что организмом лучше усваиваются те жиры, которые находятся в состоянии тонкой эмульсии. На усвояемость также влияют температура плавления жира, его вкус и запах, поэтому использую для производства маргарина жировую смесь (жировую основу) подбирают таким образом, чтобы температура плавления готового продукта была 31-34?С.
Пищевую ценность жиров и
продуктов, полученных на их основе, определяют
также биологической
Высока биологическая эффективность
Исследованиями медиков показано, что биологически полноценный жир для питания здорового организма должен содержать 20-30 % линолевой кислоты, 40-60 % олеиновой и не более 30 % насыщенных жирных кислот, в составе которых средне- и высокомолекулярные жирные кислоты находятся в соотношении 1:1.
Для диетического питания людей с нарушениями жирового обмена и больных атеросклерозом необходимы жиры с повышенным содержанием линолевой кислоты (не менее 40 %), в которых соотношение между насыщенными и полиненасыщенными жирными кислотами приближается к 1:2.
При производстве маргариновой продукции можно получить широкий ассортимент продуктов с заранее заданными свойствами. Приближаясь по составу и структуре к сливочному маслу, маргарин превосходит его по содержанию полиненасыщенных кислот. Недостаток рафинированных жиров, используемых для получения маргарина, – отсутствие витаминов, поэтому некоторые виды маргариновой продукции витаминизируют.
Характеристики пищевой и энергетической ценности основных видов маргаринов приведена в таблице 2.
Таблица 2
Показатель |
Маргарин | |||
Столовый молочный (82,25 % жира) |
Сливочный (82,25 % жира) |
«Солнечный» (72,25 % жира) |
Низкокалорийный (60 % жира) | |
Содержание, г/100 г: вода белки липиды (в том числе фосфолипиды) углеводы (в том числе моно- и дисахариды) крахмал зола |
0,3 82,0 1,0 0 0,5 |
0,3 82,0 1,0 0 0,5 |
0,3 72,0 0,9 0 0,5 |
0,5 60,0 0,7 0 0,4 |
Содержание минеральных элементов, мг/100 г: натрий калий кальций магний фосфор железо |
10 11 1 7 Следы |
15 14 2 9 Следы |
15 14 2 9 Следы |
20 151 5 15 Следы |
Содержание витаминов, мг/100 г: А ?-каротин В1 В2 РР С |
Следы Следы 0,02 0,02 Следы |
Следы Следы 0,02 0,02 Следы |
Следы Следы 0,01 0,01 Следы |
Следы 0,01 0,02 0,01 Следы |
Энергетическая ценность, ккал |
743 |
743 |
653 |
545 |
1.2. Качество продукта.
2.2.1. Требования стандарта к качеству продукта.
В соответствии с ГОСТ 52178-2003 « МАРГАРИНЫ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ» в зависимости от назначения маргарины разделяют на марки.
Таблица 2 Марки маргарина.
Марка маргарина |
Назначение маргарина |
Твердые: |
|
МТ |
Использование в хлебопекарном, кондитерском и кулинарном производстве, в домашней кулинарии |
МТС |
Использование в производстве слоенного теста |
МТК |
Приготовление кремов, начинок в мучных кондитерских изделиях, суфле, конфет «Птичье молоко» и других сахаристых и мучных кондитерских изделий |
Мягкие: |
|
ММ |
Непосредственное употребление
в пищу, использование в домашней
кулинарии, в сети общественного
питания и в пищевой |
Жидкие: |
|
МЖК |
Жарение и приготовление выпечных изделий в домашней кулинарии, сети общественного питания, промышленной переработке |
МЖП |
Промышленное изготовление хлебобулочных и выпечных кондитерских изделий, а также жаренье изделий в сети общественного питания |
Таблица 3. Органолептические показатели маргарина в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52178-2003.
Оценку качества маргарина производят по органолептическим показателям (вкус, запах, консистенция, цвет) в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 3, а также требованиям нормативных и технических документов на маргарины конкретных наименований. Таблица 3
Наименование показателя |
Марки маргарина | ||
MT,МТС, МТК |
ММ |
МЖК, МЖП | |
Вкус и запах |
Вкус и запах чистые, с привкусом
и запахом введенных | ||
Консистенция и внешний вид при температуре (20±2)°С |
Консистенция пластичная, плотная, однородная; при введении пищевкусовых добавок допускается мажущаяся. Поверхность среза блестящая или слабоблестящая, сухая на вид; при введении пищевкусовых добавок допускается матовая |
Консистенция пластичная, мягкая, легкоплавкая, однородная; при введении пищевкусовых добавок допускается неоднородность. Поверхность среза блестящая или слабоблестящая, сухая на вид; при введении пищевкусовых добавок допускается матовая |
Консистенция однородная, жидкая |
Цвет |
От светло-желтого до желтого, однородный по всей массе или обусловленный введенными добавками, в соответствии с МД или ТД на маргарин конкретного наименования |
2.2.2. Методы
исследования качества в
1. Отбор проб по ГОСТ Р 52179-2003:
Мгновенные пробы фасованного маргарина или жира массой 20-30 г отбирают щупом из каждой упаковочной единицы, составляющей объединенную выборку.
Для составления суммарной пробы мгновенные пробы маргарина или жира помещают в банку с плотно закрывающейся крышкой.
Банку с суммарной пробой твердого или мягкого маргарина массой 200 г помещают в воду, нагретую до 40 С – 50 С.
Во избежание расслоения
маргарина банку осторожно
Как только маргарин приобретает необходимую подвижность, банку вынимают и продолжают перемешивать содержимое вращательным движением банки или шпателем до загустения массы, после чего используют в качестве лабораторной пробы.
Суммарную пробу твердого или мягкого маргарина массой более 200 г помещают в лабораторный сместитель или другой сместитель, позволяющий получать аналогичный результат смешения, и перемешивают до получения однородной сметанообразной массы.
После отбора суммарной пробы составляют акт отбора проб с указанием: наименования отправителя, предприятия-изготовителя, наименования и марки продукта, обозначения настоящего стандарта, номера партии, даты выработки и даты отбора суммарной пробы, фамилий и подписей лиц, ее отобравших, и цели отбора суммарной пробы.
Если определения проводят не на предприятии-изготовителе или при разногласиях в оценке качества продукции, то отобранную суммарную пробу маргарина или жира помещают в стеклянную или металлическую, выложенную пергаментом, банку. Банку плотно закрывают крышкой, опечатывают и наклеивают этикетку с указанием наименования и марки продукции, даты выработки, номера партии, смены или пробы. Суммарная проба сопровождается актом отбора проб.
2. Органолептические методы контроля маргарина:
Определение цвета.
Цвет твердого маргарина или сливочно-растительного спреда, или сливочно-топленой смеси, или жира определяют осмотром среза мгновенной пробы или осмотром среза упаковочной единицы при температуре продукта, указанной в стандарте на данный вид продукции.
Цвет жидкого маргарина или жира определяют при температуре продукта на 5 °С - 10 °С выше его температуры плавления осмотром пробы для анализа объемом не менее 30 см , помещенной в стакан из бесцветного стекла наружным диаметром 40 мм и высотой 60 мм. Стакан устанавливают на листе белой бумаги и рассматривают в проходящем свете. При этом отмечают однородность окраски и ее оттенки.
Информация о работе Идентификация и фальсификация маргарина сливочного