Классификационные группировки показателей качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (потребления).

Файлы: 1 файл

товаровед k r.docx

— 27.99 Кб (Скачать файл)

Классификационные группировки показателей качества продукции.

Показатель  качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (потребления).

Номенклатура показателей  качества зависит, в частности, от назначения изделий и делится на группы по следующим признакам:' количеству характеризуемых  свойств, способу выражения, методу определения, стадии определения, области  применения, применению для оценки уровня качества продукции.

По количеству характеризуемых  свойств показатели качества бывают единичными и комплексными.

Единичный показатель качества продукции характеризует одно из свойств продукции (товара): Например, вкус чая, хлеба, содержание жира, сахара и др. Единичные показатели можно  условно объединить в следующие  группы: показатели социального назначения; функциональные; надежности в потреблении; эргономические; эстетические; экологические; показатели безопасности потребления (табл. 8).

I. Показатели социального  назначения характеризуют соответствие изделий необходимым потребностям различных групп потребителей. Оценка этих показателей проводится на этапе предварительного анализа качества товаров с целью выяснения целесообразности их разработки, а также при проведении экспертизы потребительских свойств в период создания опытного образца.

1.1. Показатель общественной целесообразности выпуска товаров отражает объем неудовлетворенного спроса на товары данной группы и остроту потребности в них, которую определяют из отношения достигнутой обеспеченности населения товарами данной группы к нормам рационального обеспечения (питания).

1.2. Показатель социального адреса и потребительского класса (типажа) характеризует соответствие товара потребностям конкретной группы потребителей с учетом условий и особенностей потребления. В зависимости от ориентации товара на определенную группу потребителей устанавливают его потребительский класс (типаж). Продовольственные товары включают, например, диетические продукты питания, предназначенные для людей, страдающих определенными заболеваниями; продукты для детей, туристов, спортсменов и др.

1.3. Показатель соответствия товара оптимальному ассортименту характеризует эффективность его использования в существующей или прогнозируемой системе ассортимента изделий данного вида, а также его связь с другими изделиями, входящими в состав функционально-потребительских комплексов. До настоящего времени в торговую сеть поступали отдельные товары, которые по своим потребительским свойствам практически мало отличались друг от друга (незначительные изменения рецептуры, оформления и др.), что создавало дополнительные трудности в их реализации.

II. Функциональные показатели характеризуют соответствие изделия целевому назначению, его способность служить средством удовлетворения определенных потребностей, например материальных.

 

 

ТИПОВАЯ НОМЕНКЛАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ  КАЧЕСТВА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Группы показателей

Единичные показатели качества

I. Социального назначения

Общественная целесообразность выпуска товаров; социальный адрес  и потребительский класс (типаж) товаров; соответствие товаров оптимальному ассортименту

II. Функциональные

Совершенство выполнения основной функции; универсальность  применения

III. Надежность в потреблении

Сохраняемость и др.

IV. Эргономические

Гигиенические, антропометрические, физиологические, и психологические

V. Эстетические

Информационная выразительность, рациональность формы, стабильность товарного  вида

VI. Экологические

Содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду

VII. Безопасность потребления

Содержание вредных примесей в изделии


Таб.1 Показатели качества товаров

11.1. Показатель совершенства выполнения основной функции характеризует полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности при использовании изделия потребителем. Полезный эффект, получаемый от потребления продуктов питания, измеряется, например, энергетической ценностью (калорийностью), а также физиологической и биологической ценностью.

11.2. Показатель универсальности применения характеризует широту диапазона условий и возможностей использования изделия по назначению, а также наличие у него ряда дополнительных функций, полезных для потребителя. Например, сахар обладает хорошей усвояемостью, высокой пищевой ценностью и сладким вкусом. Помимо непосредственного использования в пищу сахар широко применяется в отраслях Госагропрома при изготовлении различных продуктов питания.

III. Показатели надежности характеризуют свойства надежности изделия на стадиях обращения и реализации, потребления.

III.1. Показатель сохраняемости характеризует способность изделия сохранять пригодное к потреблению состояние (качество) в течение определенного периода времени при соблюдении соответствующих условий хранения, транспортирования и реализации.

IV. Эргономические показатели характеризуют систему человек - изделие - среда и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и других свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.

IV. 1. Гигиенические показатели используются при определении соответствия изделия гигиеническим требованиям. В подгруппу этих показателей входят показатели температуры, влажности, токсичности и др.

IV.2. Антропометрические показатели применяются при определении соответствия размеров изделий антропометрическим требованиям с учетом удобства пользования.

IV.3. Физиологические показатели применяются при определении соответствия изделий физиологическим требованиям. При изготовлении некоторых продуктов питания, напри-

мер маргарина и саломаса, состав смеси подбирают таким  образом, чтобы температура ее плавления  была близкой температуре тела человека.

IV.4. Психологические показатели используются при определении соответствия изделия психологическим требованиям человека. Покупатели отдают предпочтение красиво и со вкусом оформленным, ярким, нарядным изделиям и неохотно покупают товары, имеющие невзрачный, блеклый товарный вид или упакованные в малопривлекательную тару (кондитерские изделия и др.).

V. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, стабильность товарного вида и др.

V.I. Информационная выразительность характеризует способность изделия отражать сложившиеся в обществе эстетические представления. Она проявляется в художественно-образном выражении информации (знаковость) и т. п. К примеру, подбор цвета упаковки для тех или иных изделий, в частности зеленый цвет может характеризовать, например, плодоовощные товары и т. д.

V.2. Рациональность формы - данный показатель отражает соответствие формы изделия его назначению, особенностям технологии изготовления, применяемым материалам и полуфабрикатам. Например, продукты питания в сувенирном оформлении и др.

V.3. Стабильность товарного вида - показатель, отражающий особенности эстетического восприятия в зависимости от традиционно сложившегося оформления изделия. Например, фирменные продукты питания (Тульские, Московские пряники, восточные сладости и др.).

VI. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий, возникающих при потреблении товаров, на окружающую природную среду. Например, табак, содержащий алкалоид никотин, который выделяется дымом и др.

VII. Показатели безопасности потребления характеризуют особенности изделий, обеспечивающие их безвредность и безопасность для человека в процессе потребления. Например, ограничительные нормы содержания солей тяжелых металлов, пестицидов и других веществ в продуктах питания.

Комплексный показатель качества продукции характеризует два  и более свойств продукции (товара). Например, пищевая ценность продукта, товарный вид изделия и др. Этот показатель может относиться как  ко всей совокупности свойств, составляющих качество, так и к определенной группе их. Необходимо помнить, что  если хотя бы один единичный показатель качества равен нулю, комплексный показатель качества также принимается равным нулю. В этом случае продукция (товар) не может считаться доброкачественной.

По применению для оценки уровня качества продукции показатели делятся на базовые и относительные. Различают также показатели обобщающие, определяющие и др.

Базовое значение показателя качества продукции принимается  за исходную (эталонную) величину при  сравнительных оценках качества продукции. Базовыми значениями показателей  качества могут служить требования стандартов.

Определяющий показатель - решающий при оценке качества продукции (товара). Например, необходимо оценить  качество тортов по совокупности свойств (в баллах). Каждый из показателей  качества может быть выражен в  следующих баллах: отличное качество - 3 балла, хорошее - 2, удовлетворительное - 1 и плохое - 0 баллов. В процессе оценки качества изделий экспертами для каждого показателя определяется коэффициент весомости (табл. 1).

 

Качественная  фальсификация товаров.

Качественная фальсификация  — подделка подлинных товаров  с помощью различного рода пищевых  или непищевых добавок или  нарушений рецептур для изменения  качественных показателей органолептических  и других свойств продуктов.

Объектами данного  вида фальсификации служат пищевые  продукты с различными добавками  или нарушенными рецептурами. 
В зависимости от используемых средств фальсификации, степени введения заменителя и нарушения рецептурного состава фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

 
b30; добавление воды; 
b30; введение более дешевых компонентов за счет более дорогостоящих; 
b30; частичная замена натурального продукта имитатором; 
b30; добавление или полная замена продукта чужеродными добавками; 
b30; введение различных пищевых добавок; 
b30; частичная или полная замена продукта пищевыми отходами; 
b30; повышенное содержание допустимых нормативно-технической документацией некачественной продукции или компонентов; 
b30; введение консервантов, антиокислителей и антибиотиков без их указаний на маркировке товара.

 

Все добавки и  компоненты, используемые при качественной фальсификации, подразделяют на две  группы: пищевые и непищевые. В  свою очередь пищевые добавки  подразделяют: на допустимые для здорового  человека; допустимые для детей; допустимые при тех или иных заболеваниях.

В свою очередь непищевые  добавки подразделяют: 1) на не приносящие вреда человеку; 2) ядовитые; 3) канцерогенные; 4) наркотические. 
К непищевым, не приносящим вреда человеку, можно отнести следующие добавки: мел, гипс, тертый кирпич, известь, инертные наполнители и т.п.

К непищевым ядовитым добавкам относят: семена ядовитых растений, присутствующие в больших количествах, чем предусмотрено нормативно-технической  документацией; листья ядовитых растений при введении в чай; пьяный мед  и т.п.

К непищевым канцерогенным  добавкам относят вещества, способствующие формированию в организме человека онкоклеток. 
К непищевым наркотическим добавкам относят: добавление в пиво, вино, водку наркотических веществ, приводящих к зависимости потребителя в употреблении именно данной продукции; настаивание вина, пива на листьях табака и т.п.

Вода является наиболее распространенной добавкой к жидким продовольственным товарам. Особенно часто разбавляются водой такие  продовольственные товары, как: соки, пиво, водка, спирт, прозрачные бесцветные наливки, настойки, вина, минеральные  воды, молоко и молочные продукты, мед, мясо, колбасные изделия, рыба и т.п. При разбавлении окрашенных напитков водой обычно применяется дополнительное подкрашивание, имитирующее цвет натурального продукта. Например, при качественной фальсификации коньяка, рома, вин, пива, кваса, окрашенных безалкогольных напитков воду подкрашивают жженой сахарозой (сахарный колер).

Вода, как универсальный  разбавитель натурального продукта, часто используется при качественной фальсификации в незначительных количествах либо продукт увлажняется  тем или иным способом (например, сахар, сухофрукты и другие высушенные продукты увлажняются при помещении  их во влажное помещение). Фальсификация многих продовольственных товаров путем добавления воды одновременно сопровождается введением и компонентов, переводящих излишек влаги в коллоидное или эмульсионное состояние. Так, при добавлении воды в колбасные изделия вводят дополнительно крахмал, желатин, пектин.

 

Тест:

Обязательному подтверждению  соответствия требованиям технических  регламентов подлежат:

А) продукция

Б) работы

В) услуги

Г) процессы жизненного цикла  продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Пономарева В.Е. Идентификация  и фальсификация пищевых продуктов: Сборник ситуационных задач. Белгород: Изд-во БУПК, 2000.
  2. Хлебников В.И. Технология товаров (продовольственных). М.: 2000.
  3. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация товаров. М.: 2002.
  4. Справочно-правовая система «Гарант» весна 2008 г.
  5. Управление качеством. Учебник. Ильенкова С.Д. и др. - М.: ЮНИТИ, 2004.
  6. Управление качеством: Учебное пособие. Ю.И. Ребрин. - Таганрог: ТРТУ, 2004.

Информация о работе Классификационные группировки показателей качества продукции