Классификация товаров, ее цели, задачи и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:14, доклад

Описание работы

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления. В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методы оценки качества, виды контроля качества и т. д.
Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

Файлы: 1 файл

Классификация товаров.docx

— 72.62 Кб (Скачать файл)

Марочное наименование — индивидуальное название товара, выпускаемое определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного  наименования. Например, обувь «Саламандра», игристое вино «Абрау Дюрсо».

Деление групп однородных товаров на подгруппы, виды, разновидности  и наименования относятся к частной  товароведной классификации и рассматриваются  в соответствующих разделах товароведения.

Классы, подклассы  и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских  товаров (таблица). В основу деления  потребительских товаров на роды, классы, подклассы положен иерархический  метод классификации, а при делении  на группы могут быть использованы совместно иерархический и фасетный методы. Это видно на примере групп подкласса «Продовольственные товары растительного происхождения»: первые 5 групп этого подкласса подразделяются по сырьевому признаку иерархическим методом (зерномучные, плодоовощные, сахар, крахмал, растительные масла и маргариновая продукция). В то же время остальные две группы (вкусовые и кондитерские товары) выделяются по иному признаку - назначению, что свидетельствует о применении фасетного метода, так как в целом при делении на группы используют признаки, независимые друг от друга.

Таблица

Общая классификация  продовольственных товаров

№п/п

Класс: продовольственные  товары или пищевые продукты

 

Подкласс

Группы  однородных товаров

.1.

Растительного происхождения

Зерномучные 

Плодоовощные

Растительные масла  и маргариновая продукция 

Сахар и его заменители . 

Крахмал и крахмалопродукты

Кондитерские товары  

Вкусовые

2.

Животного происхождения

Пищевые животные жир  

Молочные продукты

Мясные продукты

Рыбные продукты  

Яйцо и яйцепродукты


Ассортимент товаров — одна из важнейших характеристик товаров, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований

Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий  разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Промышленный (производственный) ассортимент - набор товаров, выпускаемый  изготовителем из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической  базы.

В зависимости от широты охвата товаров различают  следующие виды ассортимента:

— простой (набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований);

— сложный (набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах);

— групповой (набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности);

— видовой (набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности);

— марочный (набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных);

— развернутый (набор товаров, которых включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками);

— сопутствующий (набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной группы товаров);

— смешанный (набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения);

— рациональный (набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии);

— оптимальный (набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на проектирование, разработку производства и доведение до потребителя);

— реальный (действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца);

— прогнозируемый (набор товаров, который должен удовлетворять предполагаемые потребности);

- учебный (перечень  товаров, систематизированный по  определенным научно обоснованны  признакам для достижения обучающих  целей)

Свойство ассортимента — специфическая особенность  ассортимента, проявляющаяся при  его формировании.

Показатель  ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

Номенклатура свойств  и показателей ассортимента

Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Действительная  широта (Шд) — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

Базовая широта —  широта, принятая за основу для сравнения.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного  количества видов, разновидностей и  наименований товаров однородных и  разнородных групп товаров к  базовому.

Полнота ассортимента (П) — способность набора товаров  однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Действительный  показатель полноты характеризуется  фактическим количеством фактическое  количество видов, разновидностей и  наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или  планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому.

Устойчивость ассортимента — способность набора товаров  удовлетворять спрос на одни и  те же товары. Особенность - устойчивость спроса на эти товары.

Коэффициент устойчивости — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Действительное  обновление — количество новых товаров  в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте)

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Показатели структуры  ассортимента могут иметь натуральное  или денежное выражение и носят  относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных  товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Таблица

Структура ассортимента тканей в натуральном  и денежном выражении

Вид тканей

Количество  тканей

Средняя цена тканей, тыс. руб.

Относительные показатели структуры ассортимента в выражении

     

натуральном

денежном

Хлопчатобумажные

200

5,0

28,6

8,7

. Шерстяные

100

25,0

14,3

43.5

Льняные

100

10,0

14,3

8.7

Синтетические

300

15,0

42.8

39,1

Итого

700

-

100

100


Ассортиментный  минимум-(перечень) — минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Рациональность  ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять  реально обоснованные потребности  разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.

Коэффициенты весомости  определяют экспертным путем, они характеризуют  удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров.

Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень  их близости по обеспечению рациональноготовародвижения, реализации и/или использовании.

Управление  ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Формирование  ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Ассортиментная  политика - цели, задачи и основные направления  формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров  за счет уменьшения его широты и  полноты.

Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения  состояния набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты  и новизны.

Стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся  высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Обновление ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением  показателя новизны.

Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Гармонизация ассортимента - количественные и качественные изменения  состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.

Факторы формирования ассортимента: общие — спрос-потребность, подкрепленная платежеспособностью  потребителей и рентабельность - себестоимость  производства и реализации определяются издержками производства или обращения, на размеры которых оказывают  определенное влияние государственные  меры по поддержанию отечественных  производителей) и специфичные (сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента - производственные возможности изготовителей, специализация торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации).

Нормативные документы

  • ГОСТ 27465-87 Системы обработки информации. Символы. Классификация, наименование и обозначение
  • ГОСТ 28549.10-91 Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Классификация. Группа Y. Разные области применения
  • ГОСТ 23258-78 Смазки пластичные. Наименование и обозначение
  • ГОСТ 7.71-96 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Набор кодированных математических знаков для обмена библиографической информацией
  • ГОСТ 25294-2003 Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента. Общие технические условия
  • ГОСТ 28549.3-90 Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты. (Класс L). Классификация. Группа D (компрессоры)
  • ГОСТ 28549.9-90 Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты. (Класс L). Классификация. Группа Х (пластичные смазки)
  • ГОСТ 28549.2-90 Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты. (Класс L). Классификация. Группа F (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Классификация товаров, ее цели, задачи и виды