Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:02, курсовая работа
1. Контроль уровня качества мебели: показатели качества материалов, обработки, сборки и мягких элементов.
На качество мебели большое влияние оказывают показатели качества исходных материалов (древесины, пластиков, покровных и настилочных и т.д.), обработки и сборки, покрытий.
2. Стили мебели. Архитектурно-художественное оформление мебели.
3. Потребительские свойства музыкальных инструментов.
Свойства безопасности использования относятся в основном к электромузыкальным инструментам, где имеется опасность поражения электрическим током.
1. Контроль уровня качества мебели: показатели качества материалов, обработки, сборки и мягких элементов.
На качество мебели большое влияние оказывают показатели качества исходных материалов (древесины, пластиков, покровных и настилочных и т.д.), обработки и сборки, покрытий.
Показатели качества исходных материалов, обработки и сборки мебели. На эти показатели влияют различные дефекты, которые можно подразделить на следующие группы: дефекты древесины и других материалов, обработки и соединения отдельных деталей и сборки, отклонения от линейных размеров, фанерования. Эти дефекты могут быть на лицевых и нелицевых поверхностях. Требования к дефектам дифференцированы в зависимости от их вида, размера, количества и местонахождения. Лицевыми называются наружные видимые поверхности и внутренние за остекленными дверками и стеклами, передние кромки и др. Дефекты древесины на лицевых и нелицевых поверхностях допускаются с ограничениями или вообще не допускаются в зависимости от вида отделки и поверхности под отделку. Учитывают также влияние их на механическую прочность и внешний вид мебели. К недопустимым дефектам древесины относятся частично сросшиеся и несросшиеся сучки на лицевых поверхностях, червоточины, трещины, внутренняя заболонь и смоляные кармашки. При непрозрачной отделке и на невидимых местах эти дефекты допускаются с ограничениями.
Дефекты обработки деталей - расколы, расслоения, отколы, защипы, мшистость, заусенцы, царапины, вмятины, недошлифовка, вырывы и др. Все поверхности должны быть хорошо зачищены, а ребра заовалены.
К дефектам соединения деталей и сборки относятся зазоры, перекосы, слабое крепление, плохо подобранная и несочетающаяся с назначением и композицией предмета фурнитура, детали, плохо подобранные по текстуре древесины, открывающиеся детали, неплотно примыкающие к каркасным брускам или неоткрывающимся деталям, плохо работающие замки и приспособления, заедания и перекосы ящиков и полуящиков и др. выдвижных элементов, зазоры в проемах (более 1-1,5 мм). Соединение должно быть плотным, обеспечивающим прочность и жесткость изделия при эксплуатации. Требуется, чтобы детали были хорошо подогнаны одна к другой, открывающиеся детали имели свободный ход.
Дефекты мягких и полумягких элементов - неравномерность настила по толщине, морщины, перекос рисунка и неравномерность натяжения обивочных тканей, перекос, неровности и кривизна бортов, несоответствие цвета ниток цвету обивочных тканей.
Дефекты фурнитуры - заусенцы, зазоры, следы коррозии, царапины, раковины, несоответствие фурнитуры по размерам, непрочное крепление ее к основанию, ненадежное фиксирование элементов подвижных частей фурнитуры в крайних положениях, выступающие части болтов, не закрытые колпачками.
К дефектам фанерования относятся плохо подобранные по текстуре и цвету шпоны, непрочно приклеенные к основе, с заломами, отставанием на краях, кромках и торцах, а также непроклеенные места, проступание клея, расхождение фуг и проседание шпона. Имитация должна соответствовать рисунку и цвету природной древесины. Для щитовых деталей допускаются заделки площадью не более 5 кв.см, для брусковых - 1,5 кв.см. Вставки должны соответствовать основной древесине. При светлой прозрачной отделке вставки не допускаются.
Показатели качества покрытий. В процессе эксплуатации на покрытие мебели оказывают воздействие температурные условия, свет, влага, химические среды и механические усилия. Срок службы и сохранение внешнего вида мебели зависят от устойчивости покрытия к указанным воздействиям. На качество покрытий влияют дефекты, возникающие при отделке, а также физико-химические свойства самих покрытий. Побеление нитролаковой пленки - результат повышенной влажности древесины перед отделкой, нанесения лака на влажную и запотевшую поверхность, поступления в распылитель влажного сжатого воздуха, плохого совмещения лака с порозаполнителем, быстрого улетучивания растворителей.
Сморщивание (шагрень) нитропленки происходит при повышенной вязкости лака, большом расстоянии между лакируемой поверхностью и распылителем, несоблюдении скорости движения, неправильной работе масловодоотделителя. Пузыри нитролаковой пленки образуются при большом давлении воздуха при распылении, наличии воздушных пузырей в лаке, плохом заполнении пор, интенсивной сушке после нанесения лака, а также при вспенивании лака при распылении и наличии открытых пор на покрываемой поверхности. Потеки появляются при недостаточном расстоянии между распылителем и обрабатываемой поверхностью и при неправильном движении распылителя и покрываемой поверхности. Кратеры в пленке полиэфирного лака появляются при повышенной запыленности воздуха, прямом попадании солнечных лучей на пленку в период затвердевания. Полиэфирная мутная пленка получается при пониженной температуре воздуха в помещении, так как в этом случае парафин не расплавляется и не всплывает. Шероховатая поверхность - результат повышенной запыленности помещения, а заметные неровности на поверхности пленки - повышенной вязкости лака. Трещины, сетка в лаковой пленке (при полировании политурой) появляются при недостаточной эластичности лаковой пленки, деформации основы из-за повышенной влажности лака или колебаний температуры и влажности воздуха, нанесении лака на невысохшую после грунтования или порозаполнения поверхность.
При отделке могут возникнуть и такие дефекты, как неравномерная окраска, отставание пленки, пропуски, пятна, риски на пленке и др. При полировании шеллачной и нитрополитурой могут появиться белые точки в порах вследствие попадания шлифовальной пыли, царапины и следы от крупнозернистой шкурки, а также может сгореть лаковая пленка из-за недостаточной подачи жидкости и повышенного давления на станке.
Основными физико-химическими свойствами покрытий являются: толщина пленки, адгезия к древесине, твердость, эластичность, блеск, сопротивление истиранию, свето-, тепло-, морозо- и водостойкость, химическая стойкость и др. По большинству этих свойств нормативы не установлены. Эти свойства зависят от качества лакокрасочного материала, древесины, ее строения, состава, а также технологии производства. Показатели качества покрытий могут быть дифференцированы в зависимости от назначения и условий эксплуатации мебели.
Толщина пленки покрытия
после полного высыхания, шлифования
и полирования поверхности
Адгезия покрытия к древесине обеспечивает закрепление пленки на поверхности мебели и получении коррозионно- и атмосферостойкого покрытия. Чем выше адгезия пленки к поверхности, тем надежнее древесина защищена от действия разрушающих агентов.
Твердость пленки является
важным критерием оценки эксплуатационных
свойств мебели. От твердости пленки
зависят целостность, блеск и
защитные функции покрытия. Твердость
покрытия определяется природой лака,
температурой, эластичностью и теплостойкость
Блеск придает мебели
красивый внешний вид, и, кроме того,
покрытия с повышенным блеском лучше
противостоят атмосферным воздействиям.
Со временем блеск покрытия снижается,
что свидетельствует о
Сопротивление истиранию - один из важнейших показателей качества покрытия и эксплуатационных свойств мебели. При истирании покрытия уменьшаются его толщина, масса и блеск. Истираемость зависит от природы материала и сил межмолекулярного сцепления, температуры, влажности и других факторов. Теплостойкость - сопротивляемость покрытия воздействию различных температур. Это важная эксплуатационная характеристика, особенно для кухонной мебели. Теплостойкость зависит от того, какие смолы использованы для покрытий - термореактивные или термопластичные. Термопластичные покрытия при механических повреждениях легко восстанавливаются дополнительной обработкой. Термореактивные покрытия не восстанавливаются. Теплостойкость определяют на приборе ПКТ. Морозостойкость характеризует отношение к действию пониженных температур. Качество мебели с покрытиями с низкой морозостойкостью значительно снижается. Наиболее морозостойкими являются полиэфирные покрытия. Это свойство полезно особенно в северных районах. Долговечность покрытий зависит от устойчивости их к действию высоких и низких температур.
Водопроницаемость зависит от природы и пористости пленки. При пористом покрытии влага проникает в древесину, которая разбухает. При малой эластичности пленки нарушается целостность покрытия. Водопроницаемость зависит от содержания в пленке полярных и неполярных групп, а также от условий нанесения, сушки и предварительной обработки защищаемой поверхности. Водостойкость - это суммарное значение набухания и водопроницаемости, от которых зависят защитные функции покрытия. Водостойкость увеличивается при повышении толщины покрытия и уменьшении растворимости пленок. Светостойкость - важное свойство покрытия. Под воздействием солнечного света происходит старение пленки, сопровождающееся снижением эластичности и адгезии, увеличением хрупкости, твердости, истираемости вследствие повышенной трещинноватости и выкрашивания. При появлении трещин снижаются блеск, плотность, водопроницаемость, сопротивление истиранию и другие свойства. При этом резко ухудшается внешний вид мебели. Химическая стойкость - сопротивляемость покрытия воздействию различных химических агентов (растворов лимонной и уксусной кислот, содовых, мыльных и др.). Особое значение химическая стойкость имеет для кухонной мебели и предметов туалета. Этот показатель зависит от природы и плотности покрытия. К большинству сред, применяемых в быту, химически стойки полиэфирные покрытия.
Показатели качества мягких элементов мебели. Помимо конструктивно-размерных факторов, соответствия тканей предъявляемым к ним требованиям и назначению изделия, качество мебели для сидения и лежания во многом зависит от надежности мягких элементов, т.е. от их способности сохранять параметры в определенных пределах при соответствующих условиях эксплуатации. Надежность мягких элементов влияет на срок службы мебели. Определяют надежность мягких элементов при многократной попеременном воздействии нагрузки на элемент на специальном стенде. Показателем ее является количество циклов до разрушения. Признаками разрушения могут быть излом одного или нескольких концов пружин или рамки блока, усадка поверхности либо борта свыше 15 мм, а также величина общей деформации и коэффициент податливости. Средний срок службы мебели для сидения и лежания, отвечающий нормативным показателям надежности, примерно 15 лет.
Технический прогресс в производстве мебели неразрывно связан с широким применением новых эффективных материалов и облегченных конструкций. Одним из видом легких конструкций, удовлетворяющих современным требованиям, являются конструкции из клееной древесины и водостойкой фанеры. Эти конструкции отличаются хорошей транспортабельностью, сборностью, экономичностью. Они эстетичны, обладают высокой долговечностью.
2. Стили мебели. Архитектурно-художественное оформление мебели.
Под стилем понимают характерную устойчивую общность содержания творческих принципов, характера и художественного выражения наиболее существенных признаков материальной и духовной культуры конкретного исторического периода. В отличие от стиля мода характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением форм предметов.
Мебель стала создаваться вместе с появлением жилища еще в период зарождения цивилизации. В Древнем мире, особенно в таких странах, как Египет, Греция, Рим, были созданы многие инструменты, с помощью которых вырабатывались различные виды мебели. В ряде случаев создавались изящные формы мебели, которые послужили образцами для последующих эпох).
После упадка античной культуры на многие века установился всеобщий застой. Первой художественной системой средневековья большинства стран Европы явился романовский стиль (Х-ХП вв.). Основными изготовителями мебели были кузнец и плотник, поэтому формы изделий были простыми и грубыми. Но, несмотря на это, черты романовского стиля оказались живучими в народной мебели, что можно объяснить сходством условий изготовления. Изготовители народной мебели далеко не все были мастерами, а инструмент часто ограничивался ножовкой, стамеской, молотком и ручным рубанком. Таким условиям соответствуют упрощенные, грубоватые формы изделий из натуральной древесины, которые могли нравиться не меньше, чем предметы с полированными щитами из древесностружечных плит, облицованных бумагой «под дерево».
В эпоху готического стиля (ХП-ХУ вв.) мебель делают уже столяр, резчик, живописец, позолотчик. С усовершенствованием технологии изделиям придается стройность и простота формы. Украшение их выполняется резьбой и росписью.
После средневековья начала формироваться новая культура. Грубости средневековья была противопоставлена культура Далеких предков, начала возрождаться античная культура. Этот период, и соответственно стиль, получил название Возрождение или Ренессанс (ХУ-ХУ1 вв.).
Архитектура и интерьер становятся богаче, формы мебели усложняются. При ее изготовлении используются архитектурные приемы - колонны, пилястры, карнизы, фронтоны и др. Декорированию подвергаются почти все элементы мебели. Кроме геометрического орнамента применяются фантастические композиции - вплетенные во вьющиеся растения фигуры животных, человеческие головы и т. п. Получает развитие техника облицовывания и декорирования поверхности методом интарсии. Для украшения применяются роспись, инкрустация, позолота. Мотивы стиля Ренессанс встречаются и в современной мебели.