Контрольная работа по "Квалиметрии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие квалиметрии (цель, объекты). Основные задачи квалиметрии.
2. История развития квалиметрии.
3. Основные понятия квалиметрии (качество, показатель качества, управление качеством, контроль качества, валидация, верификация).
4. Понятие квалиметрии. Структура квалиметрии.
5. Показатели качества объекта (базовый, относительный).
8. Классификация показателей качества объекта по способу выражения.

Файлы: 1 файл

Квалиметрия мои ответы.docx

— 36.85 Кб (Скачать файл)

Квалиметрия

1.  Понятие квалиметрии (цель, объекты). Основные задачи квалиметрии.

Квалиметрия - это наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

Цель: Разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта м.б. выражено одним числом, хар-ющим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Объекты: производственный процесс, технологический процесс, технологическая система или её элементы, продукция (изделие, материал, продукт, услуга, интеллектуальный, программный продукт).

Основные  задачи квалиметрии:

  • обоснование номенклатуры показателей, характеризующих качество продукции и услуг,
  • разработка методов определения показателей качества объектов при проектировании,
  • оптимизация уровня качества объектов,
  • оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий,
  • разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.

 

2. История развития квалиметрии.

История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток лет, причем ее развитие началось задолго до того, как она получила свое название. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что результат любой деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть закреплены соответствующим документом. Следствием этого обстоятельства является необходимость решения узловой задачи квалиметрии - определение номенклатуры показателей качества, подлежащих включению в документацию на продукцию, работу или услугу, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект квалиметрии возник одновременно с возникновением практики нормирования показателей качества, и в нашей стране момент его возникновения можно увязать с 1923 годом - годом начала выпуска первого в нашей стране периодического издания по стандартизации – «Бюллетеня Комитета эталонов и стандартов». Сам этот комитет был создан в 1922 году при Главной палате мер и весов.

Другой важный аспект квалиметрии - априорная оценка качества - получил свое активное развитие в связи с ростом сложности техники и ответственности выполняемых ею функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответствующие расчетные методики. Особое внимание стали уделять методам расчетной оценки качества в связи с принятием руководящими органами нашей страны в 1965 году постановления «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», предусматривающего введение государственной аттестации качества продукции. При проведении аттестации требуется осуществлять сопоставление оцениваемой продукции с отечественными и зарубежными аналогами, для чего необходимо иметь соответствующие методики.

В начале пятидесятых годов значительное внимание привлекла к себе проблема обеспечения надежности технических  устройств. Она вызвала бурное развитие методов оценки надежности. Это свойство, для оценки которого единственно приемлемым оказался математический аппарат теории вероятностей, является важным не только для объектов, отказы которых недопустимы из-за катастрофических последствий, но и для объектов, применяемых в других, потенциально менее опасных для людей и окружающей среды сферах деятельности человека.

Отмеченные обстоятельства обусловили потребность объединения различных  методов решения задач по оценке качества различных объектов в одну область знаний, названную квалиметрией. Инициатива этого объединения принадлежала группе российских специалистов, ядро которой составляли работники научно-исследовательского института стандартизации. Это объединение началось в конце шестидесятых годов.

В последующие годы был создан большой  комплекс межотраслевых нормативных и методических документов, устанавливающих единую терминологию, содержащих рекомендации по решению различных задач квалиметрии. Наиболее важными из них являются следующие:

ГОСТ 15 467-70 «Качество продукции. Термины»;

ГОСТ 17 341-71 «Качество продукции. Основные понятия управления. Термины и определения»;

«Методика оценки уровня качества промышленной продукции - 1971». Впоследствии эта методика была переиздана в 1979 году под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции» - РД 50-149-79.

МУ 64-76 «Методические указания по построению, содержанию и изложению стандартов на номенклатуру показателей качества продукции». Эти указания были переизданы спустя восемь лет под названием «Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции» - РД 50-64-84. На основе этого документа было разработано около тысячи стандартов «Системы показателей качества продукции», являющихся квалиметрической основой регламентации качества продукции в нормативной документации.

ГОСТ 13 377-67 «Надежность в технике. Термины и определения».

МУ 3-69 «Методические указания. Методика выбора номенклатуры нормируемых показателей надежности технических устройств».

За рубежом развитие квалиметрии обусловлено жесткой конкуренцией, стремлением фирм - производителей продукции в максимальной степени удовлетворить потребности потребителей, чтобы обеспечить сбыт своей продукции и получить максимальную прибыль. Это заставляет разработчиков продукции анализировать продукцию конкурентов, что невозможно сделать без соответствующих методик оценки. Во многих странах, например в США, предпроектная оценка качества продукции является одним из общепризнанных принципов обеспечения качества. Вопросы квалиметрии начиная с 1971 года регулярно обсуждаются на международных конференциях Европейской организации по контролю качества - ЕОК.

 

3. Основные понятия квалиметрии  (качество, показатель качества, управление  качеством, контроль качества, валидация,  верификация).

Качество - это степень соответствия показателей качества установленным требованиям (ИСО/ОПМС 9000: 2000).

Показатель  качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество.

Управление  качеством - совокупность мероприятий и управленческих действий на одном из уровней управления, направленных на обеспечение благоприятных условий для создания продукции с требуемым уровнем качества.

Контроль  качества — это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам (показателями качества).

Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены. 

Валидация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены. 

4. Понятие квалиметрии. Структура  квалиметрии.

Квалиметрия - это наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

Структура квалиметрии (табл.):

КВАЛИМЕТРИЯ - как отрасль  науки выступает в виде взаимосвязанной системы теории.

1) ОБЩАЯ КВАЛИМИТРИЯ - в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:

- система понятий;(терминология)

- теория оценивания;(законы и методы)

- аксиоматика квалиметрии;(аксиомы и правила)

- теория квалиметрического шкалирования (в т.ч. ранжирование,весомость)

2) СПЕЦИАЛЬНЫЕ КВАЛИМЕТРИИ  - в них рассматриваются модели  и алгоритмы оценки, точность  и достоверность оценок:

а. экспертная квалиметрия;

б. квалиметрическая таксономия;

ТАКСОНОМИЯ - теория классификации  и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое  строение. (классификация и систематизация показателей и свойств, объектов оценки и т.д.)

в. вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики)

г. индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества)

3) ПРЕДМЕТНЫЕ КВАЛИМЕТРИИ  - по предмету (объекту) оценивания:

а. квалиметрия продукции  и техники;

б. квалиметрия труда и деятельности;

в. квалиметрия решений и проектов;

 г. квалиметрия процессов;

д. субъектная квалиметрия;

е. квалиметрия спроса;

ж. квалиметрия информации. 

 

5. Показатели качества объекта  (базовый, относительный).

Показатель  качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих качество.

БАЗОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА - показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества. Базовые показатели так же могут быть единичными и комплексными.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА - отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах. 

6. Классификация показателей качества  объекта по количеству характеризуемых  свойств.

  • Единичные показатели, когда качество является функцией одного параметра. Например, показатель мощности Р;
  • Комплексные (в том числе относительные) показатели, объединяющие ряд свойств, каждое из которых описывается своим параметром. Позволяют получить новые характеристики. Например, показатель удельной мощности, равный отношению мощности системы к её массе. Такой показатель формально является целевой функцией и позволяет сократить число первоначально рассматриваемых показателей (максимум мощности и минимум массы);
  • Интегральный - комплексный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта в натуральных единицах от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление, т.е. эффект, приходящийся на рубль затрат:

 

7. Классификация показателей качества объекта по характеризуемым свойствам.

По характеризуемым  свойствам применяют следующие  группы показателей:

    • назначения;
    • надежности;
    • экономного использования ресурсов, энергии;
    • технологичности;
    • стандартизации и унификации;
    • эргономические;
    • эстетические;
    • экологические;
    • безопасности;
    • транспортабельности;
    • патентно-правовые;
    • сервисные;
    • вторичного использования или утилизации;
    • экономические.

 

 

 

8. Классификация показателей качества  объекта по способу выражения.

- Показатели, выраженные  в натуральных единицах (кг, м,  баллы, безразмерные)

- Показатели, выраженные в стоимостных единицах

 

9. Классификация показателей качества  объекта по этапам


Информация о работе Контрольная работа по "Квалиметрии"