Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:39, доклад
Покупая продукты в магазине, мы вряд ли задумываемся, насколько они полезны для нас, сколько витаминов и питательных веществ они содержат. Многие, казалось бы, натуральные продукты такие, как овощи, фрукты, полуфабрикаты, молочные продукты на самом деле являются не настолько натуральными, как нам кажется.
В развитых странах, стремясь уберечь людей от последствий современных агротехнологий, развернуто производство так называемых органик-продуктов, то есть продуктов, изготовленных без применения консервантов, химических препаратов и выращенные без минеральных удобрений.
Доклад по дисциплине
«Информационное обеспечение
товароведения и экспертизы товаров»
Тема:
«Маркировка органических продуктов питания
в России и за рубежом»
Покупая продукты в магазине, мы вряд ли задумываемся, насколько они полезны для нас, сколько витаминов и питательных веществ они содержат. Многие, казалось бы, натуральные продукты такие, как овощи, фрукты, полуфабрикаты, молочные продукты на самом деле являются не настолько натуральными, как нам кажется.
В развитых странах, стремясь уберечь людей от последствий современных агротехнологий, развернуто производство так называемых органик-продуктов, то есть продуктов, изготовленных без применения консервантов, химических препаратов и выращенные без минеральных удобрений. Такие органические продукты питания стоят в Европе дороже обычных, но потребители все чаще выбирают именно их. Постепенно растет спрос на экологически чистые органические продукты. Купить их можно, как специализированных магазинах, так и в супермаркетах на особых полках. Для облегчения распознавания таких продуктов применяется специальная маркировка. Она наносится на овощи, фрукты, молочные и мясные продукты, растительное и оливковое масло, натуральные соки. Оптом их поставляют фермеры и малые предприятия, специализирующиеся на этой продукции.
В России органические продукты стали производить лишь недавно. Агентство BusinessSport в своей аналитической справке по российскому рынку экопродуктов говорит, что доля органик-продуктов на рынке составляет 2%. Не смотря на то, что на российском рынке немного органических производителей, в отечественных супермаркетах широко представлена продукция, маркированная как “био”, “эко” или “натур”.
Такие приставки у многих потребителей ассоциируются с тем, что в мире принято называть “органик”. В России пока еще нет национального законодательства по вопросу органического производства, в товароведческой классификации нет био- или эко- групп, не урегулирован и порядок использования таких понятий, также не существует единых критериев оценки экологической безопасности продукции. Поэтому, такую маркировку в России нужно рассматривать, как рекламу. Исключением является импортная продукция. Маркировка в разных странах Европы позволяет использовать “био” или “эко”, если в стране-производителе так принято назвать органическую продукцию в соответствии со стандартами ЕС.
В России сейчас открываются специализированные эко-отделы в супермаркетах и несколько био-маркетов. Представлена в них в основном зарубежная органик-продукция, которая стоит очень дорого. Если бы появились российские производители, цены были бы на порядок доступнее. Российские магазины и рестораны готовы брать на реализацию эко-продукцию, даже если она на 50% дороже. По их словам, цена пока не имеет значения, так как конкуренции в этой нише нет.
В настоящее время в Государственной думе обсуждается законопроект о введении маркировки на органические продукты питания. Эти продукты будут маркированы специальным знаком качества, который позволит покупателям легко отличать «био» продукты от обычных.
В законопроекте планируется разработка единого Госстандарта для органических продуктов и единого государственного знака, которым будут маркироваться органические овощи и фрукты. Чтобы получить право на маркировку своих продуктов этим знаком качества, производителю будет необходимо пройти серьезную процедуру сертификации, и каждый год подтверждать соответствие. Причем требования к органическому производству будут соответствовать стандартам Евросоюза для того, чтобы российские органические овощи и фрукты могли продаваться и в странах ЕС.
Organic, вопреки расхожему
мнению, не какое-то расплывчатое
понятие, которое осознать
Согласно Закону ЕС «Об органическом производстве и соответствующей маркировке сырья…», изготовленные из органического сырья продукты питания обозначаются специальным знаком на этикетке «BIO», или, в англоязычных странах, «Organic». Такой знак может находится на этикетке только том случае, если не менее 95% продукта получены в соответствии с требованием Закона.
Как мы уже писали, существуют разные «органические» знаки. Примеры таких знаков приведены в таблице 1.
Таблица 1. – Примеры органических знаков
Изображение знака |
Краткое описание |
Единым знаком Европейского Союза, используемым для обозначения упаковки био продуктов, является EU Organic Bio. Он означает, что продукт выращен без химических удобрений. | |
С 2001 года Федеральное министерство по защите прав потребителей, представило национальную маркировку названную Экологической печатью (Bio-Siegel), обозначающую продукты от предприятий, которые выполняют требования постановления ЕС. | |
Франция одна из первых стран Европы, которая ввела национальный знак для экопродуктов питания. Это логотип AB или Agriculture Biologique. Нанесение такого логотипа на товар разрешается лишь после подписания договора и выполнения всех требований предусмотренных законодательством ЕС. Здесь каждый органический напиток проходит специальную проверку органов контроля. | |
В Швеции аккредитована единственная контрольная организация – это KRAV. | |
|
Самыми известными знаками экопродукции в Германии являются Demeter, Bioland, Naturland. Эти три союза распространены также и в других странах. Поэтому вполне возможно, что продукция под этими знаками может продаваться и в России. |
Fair trade или справедливая торговля — общественное движение, по отстаиванию справедливых стандартов международного трудового и экологического регулирования. | |
Знак «Зеленая точка» (Der Grune Punkt) касается
вторичной переработки | |
Сертификация и маркировка органической продукции в США. Национальная органическая программа США (NOP) сертифицирует и контролирует органических производителей. Требования к маркировке органических продуктов питания от NOP распространяются на сырые, свежие переработанные продукты, содержащих органические сельскохозяйственные ингредиенты. | |
Покупая органические продукты питания, произведенные в странах ЕС следует искать этот знак. В 1991 г. вступила в силу европейская система регулирования в сфере органического сельского хозяйства EU Regulation 2092/91, а с 1 января 2009 г. вышла её следующая версия EC 834/2007. | |
В Японии ввели свои стандарты сравнительно не давно, в 2000 году, касающиеся растительной продукции, растениеводческой деятельности. А в ноябре 2005, начали действовать стандарты для органических продуктов животноводства, и обработанных продуктов животного происхождения. | |
Kvalitatīvs Latvijas produkts. Популярный, качественный Латвийский товар, его еще называют «зеленой ложкой». Этот знак говорит о том, что товар произведён в Латвии и соответствует всем нормам и стандартам , соответствующий названию «органик». Латвийская ассоциация органического сельского хозяйства (ЛАОСХ) создана 1995 года. Является профессиональной организацией и сотрудничает со специалистами министерств Земледелия и Окружающей среды. | |
ABG является основной проверяющей
ассоциацией органической | |
Великобритания «Organic Farmers & Growers Ltd» -ассоциация сельскохозяйственных производителей «органик» продукции в Великобритании. Поддерживает развитие фермеров, и пропаганду органического питания, а также стратифицирует производителей органической продукции. | |
|
Маркировка государственной
|
Каждый этап производства органической продукции контролируют сертификационные органы. Важно знать, что каждый такой орган имеет свой номер.
На упаковке обязательно
указывают происхождение сырья:
«От био-органического
Под знаком, на этикетке органической продукции должны быть указаны код контролирующей инстанции и место выращивания сельскохозяйственного сырья, из которого произведена данная продукция, название сертификационного органа. Код органа контроля должен состоять из: агронима (код страны в соответствии с международным стандартом двухзначных кодов стран ISO 3166), понятия "органическое производство" и шифра (присваивается, уполномочены органом власти).
Таким образом, если вы увидели
на упаковке знакомый органический знак,
но не увидели номер сертификационног
Кстати, помимо общеевропейских, национальных, и пр. органических знаков, существуют также собственные знаки некоторых производителей.
К примеру, крупнейший производитель органического детского питания премиум-класса, компания Hipp, как самый большой переработчик органического сырья, получила право размещать на упаковках свой собственный БИО-знак. На этикетках детского питания Hipp размещается круглый знак с надписью BIO и подписью руководителя компании Клауса Хиппа: «За это я ручаюсь своим именем».
К сведению читателей, более 70% продукции компании Hipp имеют знак BIO. Это очень высокий показатель, учитывая то, что некоторая продукция, произведенная из полностью сертифицированного органического сырья, все-таки не маркируется, как БИО из-за того, что при производстве подвергается глубокой переработке. Например, это гипоаллергенные смеси, белок молока в которых подвергается расщеплению; или гранулированные чаи.
Список использованных источников
Информация о работе Маркировка органических продуктов питания в России и за рубежом