Маркировка органических продуктов питания в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:39, доклад

Описание работы

Покупая продукты в магазине, мы вряд ли задумываемся, насколько они полезны для нас, сколько витаминов и питательных веществ они содержат. Многие, казалось бы, натуральные продукты такие, как овощи, фрукты, полуфабрикаты, молочные продукты на самом деле являются не настолько натуральными, как нам кажется.
В развитых странах, стремясь уберечь людей от последствий современных агротехнологий, развернуто производство так называемых органик-продуктов, то есть продуктов, изготовленных без применения консервантов, химических препаратов и выращенные без минеральных удобрений.

Файлы: 1 файл

доклад по маркировке.doc

— 663.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине

«Информационное обеспечение 

товароведения и экспертизы товаров»

 

 

 

Тема:

«Маркировка органических продуктов питания

в России и  за рубежом»

 

 

 

 

 

 

 

Покупая продукты в магазине, мы вряд ли задумываемся, насколько  они полезны для нас, сколько витаминов и питательных веществ они содержат. Многие, казалось бы, натуральные продукты такие, как овощи, фрукты, полуфабрикаты, молочные продукты на самом деле являются не настолько натуральными, как нам кажется.

В развитых странах, стремясь уберечь людей от последствий современных агротехнологий, развернуто производство так называемых органик-продуктов, то есть продуктов, изготовленных без применения консервантов, химических препаратов и выращенные без минеральных удобрений. Такие органические продукты питания стоят в Европе дороже обычных, но потребители все чаще выбирают именно их. Постепенно растет спрос на экологически чистые органические продукты. Купить их можно, как специализированных магазинах, так и в супермаркетах на особых полках. Для облегчения распознавания таких продуктов применяется специальная маркировка. Она наносится на овощи, фрукты, молочные и мясные продукты, растительное и оливковое масло, натуральные соки. Оптом их поставляют фермеры и малые предприятия, специализирующиеся на этой продукции.

В России органические продукты стали производить лишь недавно. Агентство BusinessSport в своей аналитической  справке по российскому рынку  экопродуктов говорит, что доля органик-продуктов  на рынке составляет 2%. Не смотря на то, что на российском рынке немного органических производителей, в отечественных супермаркетах широко представлена продукция, маркированная как “био”, “эко” или “натур”.

Такие приставки у  многих потребителей ассоциируются  с тем, что в мире принято называть “органик”. В России пока еще нет национального законодательства по вопросу органического производства, в товароведческой классификации нет био- или эко- групп, не урегулирован и порядок использования таких понятий, также не существует единых критериев оценки экологической безопасности продукции. Поэтому, такую маркировку в России нужно рассматривать, как рекламу. Исключением является импортная продукция. Маркировка в разных странах Европы позволяет использовать “био” или “эко”, если в стране-производителе так принято назвать органическую продукцию в соответствии со стандартами ЕС.

В России сейчас открываются  специализированные эко-отделы в супермаркетах  и несколько био-маркетов. Представлена в них в основном зарубежная органик-продукция, которая стоит очень дорого. Если бы появились российские производители, цены были бы на порядок доступнее. Российские магазины и рестораны готовы брать на реализацию эко-продукцию, даже если она на 50% дороже. По их словам, цена пока не имеет значения, так как конкуренции в этой нише нет.

В настоящее время  в Государственной думе обсуждается  законопроект о введении маркировки на органические продукты питания. Эти  продукты будут маркированы специальным  знаком качества, который позволит покупателям легко отличать «био»  продукты от обычных.

В законопроекте планируется  разработка единого Госстандарта для  органических продуктов и единого  государственного знака, которым будут  маркироваться органические овощи  и фрукты. Чтобы получить право  на маркировку своих продуктов этим знаком качества, производителю будет необходимо пройти серьезную процедуру сертификации, и каждый год подтверждать соответствие. Причем требования к органическому производству будут соответствовать стандартам Евросоюза для того, чтобы российские органические овощи и фрукты могли продаваться и в странах ЕС.

Organic, вопреки расхожему  мнению, не какое-то расплывчатое  понятие, которое осознать могут  далеко не все. Продукция organic — это все то, что произведено  в соответствии с определенными  требованиями. К примеру, это требования Евросоюза.

Согласно Закону ЕС  «Об органическом производстве и  соответствующей маркировке сырья…», изготовленные из органического  сырья продукты питания обозначаются специальным знаком на этикетке «BIO», или, в англоязычных странах, «Organic». Такой знак может находится на этикетке только том случае, если не менее 95% продукта получены в соответствии с требованием Закона.

Как мы уже писали, существуют разные «органические» знаки. Примеры  таких знаков приведены в таблице 1.

Таблица 1. – Примеры органических знаков

 

Изображение знака

Краткое описание

Единым знаком Европейского Союза, используемым для обозначения упаковки био продуктов, является EU Organic Bio. Он означает, что продукт выращен  без химических удобрений.

С 2001 года Федеральное министерство по защите прав потребителей, представило национальную маркировку названную Экологической печатью (Bio-Siegel), обозначающую продукты от предприятий, которые выполняют требования постановления ЕС.

Франция одна из первых стран Европы, которая ввела национальный знак для экопродуктов питания. Это логотип AB или Agriculture Biologique. Нанесение такого логотипа на товар разрешается лишь после подписания договора и выполнения всех требований предусмотренных законодательством ЕС. Здесь каждый органический напиток проходит специальную проверку органов контроля.

В Швеции аккредитована единственная контрольная организация – это KRAV.

 

Самыми известными знаками экопродукции в Германии являются Demeter, Bioland, Naturland. Эти три союза распространены также и в других странах. Поэтому вполне возможно, что продукция под этими знаками может продаваться и в России.

Fair trade или справедливая торговля  —  общественное движение, по  отстаиванию справедливых стандартов международного трудового и экологического регулирования.

Знак «Зеленая точка» (Der Grune Punkt) касается вторичной переработки отдельных  видов отходов в Германии и  других европейских странах, которая  уже была оплачена производителем. Указывает на то, что упаковку можно переработать еще раз.

Сертификация и маркировка органической продукции в США. Национальная органическая программа США (NOP) сертифицирует  и контролирует органических производителей. Требования к маркировке органических продуктов питания от NOP распространяются на сырые, свежие переработанные продукты, содержащих органические сельскохозяйственные ингредиенты.

Покупая органические продукты питания, произведенные в странах ЕС следует  искать этот знак. В 1991 г. вступила в силу европейская система регулирования в сфере органического сельского хозяйства EU Regulation 2092/91, а с 1 января 2009 г. вышла её следующая версия EC 834/2007.

В Японии ввели свои стандарты сравнительно не давно, в 2000 году, касающиеся растительной продукции, растениеводческой деятельности. А в ноябре 2005, начали действовать  стандарты для органических продуктов животноводства, и обработанных продуктов животного происхождения.

Kvalitatīvs Latvijas produkts. Популярный, качественный  Латвийский товар, его еще называют «зеленой ложкой». Этот знак говорит о том, что товар произведён  в Латвии и соответствует всем нормам и стандартам , соответствующий названию «органик». Латвийская ассоциация органического сельского хозяйства (ЛАОСХ) создана 1995 года. Является профессиональной организацией и сотрудничает со специалистами министерств Земледелия и Окружающей среды.

ABG является основной проверяющей  ассоциацией органической проверки,  Австрии и смежных стран.  Реализовывает  самостоятельную и достоверную проверку БИО-хозяйств.

Великобритания  «Organic Farmers & Growers Ltd» -ассоциация сельскохозяйственных  производителей «органик» продукции  в Великобритании. Поддерживает развитие фермеров, и пропаганду органического  питания, а также стратифицирует производителей органической продукции.

Маркировка государственной организации  по проверке органического сельского  хозяйства в Дании – Stats-kontrolleret okologisk. Исполняет сертификацию органической продукции. Работает с 1989 года.

 


 

Каждый этап производства органической продукции контролируют сертификационные органы. Важно знать, что каждый такой орган имеет свой номер.

На упаковке обязательно  указывают происхождение сырья: «От био-органического производства».

Под знаком, на этикетке органической продукции должны быть указаны код контролирующей инстанции и место выращивания сельскохозяйственного сырья, из которого произведена данная продукция, название сертификационного органа. Код органа контроля должен состоять из: агронима (код страны в соответствии с международным стандартом двухзначных кодов стран ISO 3166), понятия "органическое производство" и шифра (присваивается, уполномочены органом власти).

Таким образом, если вы увидели  на упаковке знакомый органический знак, но не увидели номер сертификационного органа, который контролирует производство, или ваша органическая продукция поставляется вам вообще безо всякой упаковки и маркировки, вы не можете быть уверенными, что получаете действительно органическую продукцию, и не выбрасываете свои деньги на ветер.

Кстати, помимо общеевропейских, национальных, и пр. органических знаков, существуют также собственные знаки  некоторых производителей.

К примеру, крупнейший производитель  органического детского питания  премиум-класса, компания Hipp, как самый большой переработчик органического сырья, получила право размещать на упаковках свой собственный БИО-знак. На этикетках детского питания Hipp  размещается круглый знак с надписью BIO и подписью руководителя компании Клауса Хиппа: «За это я ручаюсь своим именем».

К сведению читателей, более 70% продукции компании Hipp имеют знак BIO. Это очень высокий показатель, учитывая то, что некоторая продукция, произведенная из полностью сертифицированного органического сырья,  все-таки не маркируется, как БИО из-за того, что при производстве подвергается глубокой переработке. Например, это гипоаллергенные смеси, белок молока в которых подвергается расщеплению; или гранулированные чаи.

 

Список использованных источников

 

  1. http://www.bizklass.com/issue/61/250.html
  2. http://organiceco.ru/index.php/2012-10-26-14-41-58/12-2012-10-31-13-04-19
  3. http://konctanciya.info/post229332493/
  4. http://falsifikat.net/eko-organik/markirovka-organik.html
  5. http://organiceco.ru/index.php/2012-10-26-14-41-58/12-2012-10-31-13-04-19
  6. http://organic.org.ua/organicheskie-produkty/2655-osobennosti-markirovki-organicheskikh-produktov/

 

 

 


Информация о работе Маркировка органических продуктов питания в России и за рубежом