Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:19, курсовая работа
Систематизировать всё многообразие товаров, представленных на рынке, полностью разобраться в широте представленного ассортимента помогает научная классификация, которая постоянно совершенствуется. Классификация имеет важное значение в управлении качеством и ассортиментом товаров, так как способствует систематизированному изучению товаров, рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента.
Классификация – это один из разделов логики, которая в настоящий момент изучается только в очень специализированных учебных заведениях. Однако в повседневной жизни мы сталкиваемся с необходимостью классификации того или иного множества объектов на каждом шагу. Например, названия отделов в магазине – это классификация товаров, продающихся в этом магазине.
Однако при увеличении полноты ассортимента за счет видов и разновидностей глубина классификации может быть и более 10, что позволяет подразделять подмножество товаров до конечной единицы — торгового артикула.
Разделение множества объектов на подмножества только по одному признаку, называется группировкой, которая применяется для выделения ассортиментных групп.
При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) – фасеты. Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочивание.
Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству, и каждый характеризует одну из сторон распределяемого множества.
Таким образом, фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных (не подчинённых друг другу) группировок.
Рис. 2 Фасетный метод классификации
Термин этот произошел от французского слова facette — грань отшлифованного камня. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу. Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью данного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Метод отличается большей гибкостью.
Существуют правила
Правила классификации, разработанные
в иерархическом методе, справедливы
и для фацетного метода. Рассмотренные
иерархический и фацетный методы
классификации могут
В зависимости от цели, которую преследуют при классификации, они подразделяются на следующие классификации:
Классификации продукции. Виды классификации разрабатываются для решения задач планирования и учета выпускаемой продукции, облегчения управления народным хозяйством на различных уровнях управления.
Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.
Классификация товаров в совершенных условиях должна отвечать следующим требованиям:
В настоящее время используется
несколько классификаций
2.2 Принципы и признаки классификации товаров
Методы классификации должны обеспечивать систематизацию объектов классификации по определенным выбранным признакам, которыми могут быть: свойства, характеристики или параметры объектов. Количество значений признака определяет число образуемых классификационных группировок по этому признаку. Для классификации продукции используются, например, следующие признаки: отраслевая принадлежность, назначение, область применения, принцип действия, конструктивные особенности, используемый для изготовления способ и материал.
Существуют общие принципы классификации: установление цели. Целью является систематизация, идентификация и прогнозирование свойств товара.
Установление числа
Для классификации товаров используют четыре группы признаков:
1) функционально-целевые, отражающие назначение товаров, выполняемые ими функции, цели применения и способы использования;
2) генетические, характеризующие
происхождение товаров,
3) технологические, отражающие способ производства, особенности конструкции, степень обработки, отделку и способы декорирования;
4) специфические,
Количество признаков и
3.1. Системы классификации товаров
В товароведении используют
следующие системы
При переходе России в 90-е годы к новым рыночным инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемым в мировой практике, возникла необходимость изменения организации таможенного контроля за товарами, находящимися во внешнеторговом обороте. Если раньше (до конца 80-х г.г.) режим и процедура пропуска товаров определялись в зависимости от того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главным критерием является объект сделки, т.е. конкретный товар. В связи с этим для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, разработанная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатуры Европейского союза.
Уклонение от установленного порядка перемещения через границу конкретного товара путем его неправильной классификации и/или указания неверных данных в таможенной декларации рассматриваются таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
3.2 Единая
система классификации и
Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК) -совокупность общероссийских классификаторов товаров; средств ведения классификаторов; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. ЕСКК устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию товаров, состав, содержание и порядок проведения этих работ.
Классификация товаров должна строиться с соблюдением определенных правил. При распределении товаров на группы необходимо соблюдать два основных правила:
Первое - делить всю массу товаров на одной стадии группировки только по одному признаку.
Второе — начинать деление товаров на группы по наиболее общему признаку, а затем переходить по признакам менее общим.
Признаки классификации должны быть существенными, отражающими потребительские свойства товаров.
Рис. 3 – классификация товаров
3.2 Системы кодирования товаров
Для образования кода применяют регистрационную и классификационную системы.
Регистрационной кодирование осуществляется порядковым номером с последовательной порядковой регистрацией объектов классификации. Кодовой обозначение в этом случае представляет собой числа натурального ряда.
Классификационная система кодирования применяется с учетом особенностей классификации объектов. По этой системе кодирования каждый знак кода обозначает классификационную группировку. При этом используются последовательный и параллельный методы кодирования соответственно методам классификации объектов. Последовательный метод кодирования применяют для объектов, разделенных по иерархическому методу. При этом в кодовом обозначении последовательно указываются признаки классификации. Кодовое обозначение нижестоящей группировки образуется добавлением соответствующего количества разрядов (знаков) к кодовому обозначению вышестоящей группировки.
4. Международные системы классификации и кодирования товаров.
4.1 Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (англ. Harmonized Commodity Description and Coding System (сокр. Harmonized System, HS)) - система описания и кодирования товаров (стандартизированная система классификации товаров в международной торговле; товары классифицируются как по назначению (одежда, оружие и т. д.), так и по отраслям экономики (текстильная продукция, животные и продукция животноводства и т. д.).
Согласно Конвенции, ГС означает номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила интерпретации ГС. Классифицирует товары до шестого знака включительно. Включает 97 товарных групп, обозначенных двузначным кодом, 1241 товарную позицию, обозначенную четырехзначным кодом.
Отдельные страны развернули ГС до 10 знаков для таможенных целей (импорта) и до 8 знаков для целей экспорта.
Система используется более чем 177 странами и экономическими союзами как базис для их таможенных тарифов и для сбора статистики международной торговли. Более 98 % товаров международной торговли классифицируются в терминах ГС. Это иерархически структурированная классификация товаров. Она разделена на 97 групп, каждая из которых идентифицируется кодом из двух цифр. Эти группы объединены в 21 раздел, закодированный римскими цифрами. Группы подразделяются на 4-значные товарные позиции, а товарные позиции – на 6-значные субпозиции.
Основными элементами номенклатуры ГС являются две системы:
система классификации;
система кодирования.
В системе классификации 6 ступеней (разрядов) (рис 4)
В соответствии с системой классификации ГС товары группируются по следующим признакам (таблица 1):
Таблица 1
Группировка товаров по признакам
По назначению товары |
По степени обработки |
по происхождению |
продовольственные товары и напитки; промышленное сырье; топливо и смазочные материалы; машины и оборудование, включая инструменты; транспортные средства (производственного и личного потребления); промышленные товары народного потребления. |
сырьевые товары (производственного и непроизводственного назначения); полуфабрикаты (производственного и непроизводственного назначения); готовые изделия (производственного и непроизводственного назначения); |
товарное происхождение животное происхождение |