Методы исследования в товароведении, достоинства и недостатки каждого метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:58, доклад

Описание работы

В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности.
Методы научного познания направлены на исследования основного объекта товароведение – товара, его характеристик и изменений методы научного познания.

Файлы: 1 файл

3_4.docx

— 19.52 Кб (Скачать файл)

3. Методы исследования  в товароведении, достоинства  и недостатки каждого метода.

В товароведении применяются две  группы методов: методы научного познания и методы практической  товароведной деятельности.

Методы научного познания направлены на исследования основного объекта  товароведение – товара, его характеристик  и изменений методы научного познания.

Эмпирические, или экспериментальные  методы

Методы познания, основанные на опыте  или наблюдениях. Эти методы находят  широкое применение в товароведении. Благодаря им стали известны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

В зависимости от используемых технических  средств измерении и принципов  естественных наук экспериментальные  методы подразделяются на:

  • измерительные – метод определения значений показателей качества продукции (физические, физико-химические, химические, биологические), осуществляемый на основе технических средств измерений ;
  • органолептические - метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств.

Аналитические методы

Методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом  разложении целого на составные части.

К методам управления научным познанием  относятся методы:

  • Анализа
  • Диагностики
  • Прогнозирования
  • Программирования
  • Планирования

Анализ товаров базируется на данных, полученных экперементальными методами.

Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т.п.

Выводы, полученные на основании методов  прогнозирования, позволяют получить – программирование, т.е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или  рационального товародвижения.

Методы систематизации

Методы упорядочения однородных, взаимосвязанных  объектов по общим признакам путём  распоряжения их в определённом порядке.

Основополагающие методы систематизации – идентификация, классификация, обобщение (группировки) и кодировки.

Идентификация – метод отождествления, совпадения одного объекта с другим.

Группировка – метод обобщения объектов по общим признакам.      Он применяется для выделения ассортиментных групп.

Классификация – находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество объектов – товаров.

Классификация как метод  товароведения

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект – элемент классифицированного множества. В товароведении таким элементом выступает товар.

Признак классификации – свойства или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое  значением признака классификации.

Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность  классификационных группировок.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.

Фасетный метод классификации

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству.

Каждый из фасетов характеризует  одну из особенностей распределяемого  множества.

Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством пользования, позволяет в каждом конкретном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами, которые в конкретном случае представляют интерес.

Достоинства: Каждый фасет характеризует одну особенность распределения множества; возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации; гибкость и приспособленность для компьютерной обработки

Недостатки: Группировки не подчинены друг другу; трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта.

Иерархический метод классификации

Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Иерархическая система классификации отличается стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков.

Достоинства: Последовательное деление множества на подчиненные подмножества с взаимосвязанным подчинением; точная подчиненность; каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов; фиксируются различия между объектами на различных ступенях классификации; хорошая приспособленность для ручной обработки информации

Недостатки: Недостаточная гибкость; трудность построения; фиксированность признаков и установленный порядок их следования; трудность включения новых признаков деления.

  1. Классификация товаров. Принципы построения систем классификации и их виды.

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Значение классификации  товаров заключается в следующем:

Классификация товаров в  современных условиях должна отвечать следующим требованиям:

— гарантировать полноту  охвата всех видов производимой продукции;

— гибкость классификации, сущность которой заключается в  том, чтобы в перечень продукции  можно было по мере необходимости  включать новые наименования, не нарушая  общей системы классификации, учитывать  возможные в будущем изменения  в номенклатуре и ассортименте товаров;

— способствовать всестороннему  исследованию свойств товаров как  потребительских ценностей;

— нацеливать на улучшение  торговой деятельности на всем пути товародвижения;

— содействовать принципам  кодирования товаров и образованию  краткого шифра товара.

Классификация товаров строится по иерархической схеме — от более  общего признака к менее общему. Каждое последующее звено должно конкретизировать признак вышестоящего звена. Для обозначения звеньев  классификации можно использовать следующие термины: класс, подкласс, вид, разновидность, а также подгруппа, подвид.

В зависимости от порядка  образования классификационных  группировок различают десятичную, сотенную, произвольную системы классификации. Системы классификации могут различаться ступенчатостью, т.е. количеством классов. Существуют одно-, двух-, трех- и более ступенчатые классификации. При делении товаров только на классы применяется одноступенчатая классификация. При четырехступенчатой классификации используются следующие подразделения: класс, подкласс, группа, подгруппа. Увеличение классификационных группировок усложняет систему классификации. Количество классов в основном зависит от номенклатуры товаров: с увеличением номенклатуры растет число классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы исследования в товароведении, достоинства и недостатки каждого метода