Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:39, курсовая работа
Цель работы – исследовать оценку потребительских свойств и показателей качества товара с современной точки зрения.
В соответствии с этим в представленной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие оценки качества и уровня качества товаров.
2. Изучить последовательность оценки уровня качества.
3. Осуществить выбор номенклатуры показателей качества группы товаров.
4. Произвести расчет коэффициентов весомости.
5. Рассмотреть комплексные показатели и осуществить их расчет.
6. Сформулировать выводы и предложения по проделанной работе.
Введение 3
1. Понятие оценки качества, уровень качества товара 5
1.1 Категории продукции товаров и методы определения качества товара 5
1.2 Последовательность оценки уровня качества 9
2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров 10
2.1 Оценка потребительских свойств и показателей качества 10
3. Расчет коэффициентов весомости 20
4.Расчет комплексных показателей 25
Заключение 30
Список использованной литературы 33
При оценке потребительских свойств и показателей качества определенной группы товара в зависимости от задач оценки ее уровня выбор номенклатуры показателей качества происходит по следующим признакам (см. табл. 1):
Таблица 1 - Номенклатура показателей качества товара
Признак |
Наименование показателей |
По характеризуемым свойствам |
1) назначение (+); 2) сохраняемость (+); 3) эргономичность и эстетичность (++); 4) технологичность (+); 5) стандартизация и унификация (++); 6) патентно-правовые показатели (++); 7) экологические показатели (++); 8) безопасность (++); 9) транспортабельность (+). |
По способу выражения |
1) показатели, выраженные в натуральных единицах (кг, метр, безразмерные единицы); 2) показатели, выраженные в стоимостных единицах. |
По числу характеризуемых свойств |
1) единичные; 2) комплексные; 3) обобщенные; 4) интегральные. |
По применению |
1) базовые; 2) единичные |
прод.табл. 1 | |
Признак |
Наименование показателей |
По стадии определения |
1) прогнозируемые; 2) проектные; 3) производственные; 4) эксплуатационные |
Таким образом, номенклатура показателей качества определенного вида продукции (товаров) – это определенная совокупность показателей качества данной продукции (выпускаемых товаров) по характеризуемым свойствам, нормативно принятая и соответствующим образом утвержденная для оценки уровня качества именного этой продукции (вида товаров). Обычно номенклатура показателей качества определенного вида продукции устанавливается в государственных стандартах Системы показателей качества (СПК) Российской Федерации. Как правило, номенклатура показателей качества трикотажных изделий (о которых в дальнейшем пойдет речь в представленной курсовой работе) включает в себя следующие виды показателей качества этой продукции:
1) Показатели
назначения трикотажных
Классификационные показатели характеризуют принадлежность конкретного вида трикотажных изделий (например, джемпер мужской) к определенной классификационной группировке – к трикотажным изделиям (например, джемпер мужской относится к группировке «трикотажные изделия»).
Показатели
функциональные и показатели технической
эффективности характеризуют
Показатели
состава и структуры
2) Показатели надежности. Следует отметить, что надежность – это свойство объекта (выпускаемого товара, продукции) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения. Надежность товара – сложное свойство качества, которое зависит безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара.
Из всех указанных показателей для трикотажных товаров применим только показатель сохраняемости. Следует отметить, что сохраняемость – это свойство товара сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования. Основным показателем сохраняемости является средний срок сохраняемости (календарная продолжительность хранения товаров или транспортирования объекта, в течение и после которой сохраняются значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в установленных пределах). Сохраняемость свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта. [15]
Долговечность – это свойство объекта (в частности, трикотажныеелярского товара) сохранять свое работоспособное состояние (состояние пригодное для полноценного использования) до наступления предельного состояния (в данном случае – изношенности) при установленной системе использования (эксплуатации). Долговечность товаров характеризует свойство надежности с позиции предельной длительности сохранения работоспособности объекта с учетом перерывов в работе (хранение на складе). Сохранение работоспособности объекта в пределах срока службы или срока до первого ремонта зависит не только от режима и организационно-технических условий работы, мероприятий восстановительного характера, проводимых в это время, но также способности сохранять эти свойства во времени. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта, ресурс до списания, а также другие показатели (ГОСТ 27.002-83).
Показатели
технологичности характеризуют
эффективность конструкторско-
3) Показатели стандартизации и унификации – это показатели, характеризующие насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими аналогичными изделиями. Все детали производимого изделия (выпускаемого товара), как правило, делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. И чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции (товара), так и для конечного ее потребителя. Стандартизация и унификация предусматривают рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах (товарах). К показателям стандартизации и унификации трикотажных товаров относятся следующие: а) коэффициент стандартизации объекта (товара); б) коэффициент межпроектной унификации комплектов конструкции объекта (товара); в) коэффициент повторяемости составных частей объекта (товара). По результатам исследования влияния уровня унификации объекта на отдельные технико-экономические показатели можно делать только частные выводы и находить резервы улучшения этих показателей при условии, что другие показатели (качество, затраты у потребителя) не ухудшатся. [4]
4) Эргономические
показатели качества товаров
отражают взаимодействие
Эргономические показатели качества товаров, как правило, используются при определении соответствия объекта (определенного товара) эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам товара, его форме, цвету изделия и некоторым элементам его конструкции, к взаимному расположению таких элементов и т.п. Эргономические показатели качества продукции (товара) охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия. В частности, при изучении рабочего места администратора в магазине трикотажных изделий принимается в расчет не только рабочая поза человека и его повторяющиеся движения, дыхательные функции, восприятие, мышление, память, но и размеры сидения, параметры инструментов, средства передачи информации, окружающие его товары и т.д. Термины и определения по эргономическим показателям качества почти всех промышленных изделий у(в том числе и трикотажным изделиям) установлены ГОСТ 16035-70.
В современной
науке товароведения
а) гигиенические – это
показатели, используемые при определении
соответствия изделия гигиеническим
условиям жизнедеятельности и
б) антропометрические – это показатели, используемые при определении соответствия изделия (конкретного трикотажныеелярского товара) размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей (например, соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей; соответствие конструкции изделия форме тела и его отдельных частей, входящих в контакт с изделием; соответствие конструкции изделия распределению массы человека).
в) физиологические и
г) психологические –
это показатели, используемые при
определении соответствия изделия
психологическим особенностям человека,
находящим отражение в
Следует отметить, что уровень
эргономических показателей определяется
экспертами - эргономистами, специализирующимися
в данной отрасли промышленности
по разработанной для этого
5) Показатели
транспортабельности товаров (
Для оценки показателей транспортабельности товаров (в частности трикотажных) необходимо иметь исходные данные, характеризующие сам процесс транспортирования такие, как: масса и объем единицы продукции, показатели физико-механических свойств, габаритные размеры изделия, показатели сохраняемости такой продукции, предельно допустимые значения режимов транспортирования (предельная скорость движения транспорта, инерционные перегрузки и т.п.), нормы погрузочно-разгрузочных работ, коэффициент максимально возможного использования емкости или грузоподъемности транспортного средства при транспортировании данной продукции, восприимчивость перевозимых грузов к тепловым и механическим внешним воздействиям и т.п.
6) Патентно-правовые
показатели характеризуют
Информация о работе Оценка потребительских свойств и показателей качества товара