Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:52, курс лекций
Коммерция — это вид предпринимательской деятельности. Коммерция — слово латинского происхождения (commercium — торговля). Коммерческая деятельность направлена на организацию актов купли-продажи с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей. В современной литературе часто смешивают понятия: коммерческая деятельность, торговля и предпринимательство. Это смешение необоснованно, так как каждое их этих понятий имеет свою область применения.
Коммерческая деятельность — более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство — это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство означает организацию деятельности промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка. Коммерцию следует рассматривать как одну из сторон предпринимательской деятельности, так как в сферу коммерческой деятельности входит обеспечение сделок купли-продажи товаров.
1. Сущность коммерческой деятельности.
Коммерция — это вид предпринимательской деятельности. Коммерция — слово латинского происхождения (commercium — торговля). Коммерческая деятельность направлена на организацию актов купли-продажи с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей. В современной литературе часто смешивают понятия: коммерческая деятельность, торговля и предпринимательство. Это смешение необоснованно, так как каждое их этих понятий имеет свою область применения.
Коммерческая деятельность — более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство — это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство означает организацию деятельности промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка. Коммерцию следует рассматривать как одну из сторон предпринимательской деятельности, так как в сферу коммерческой деятельности входит обеспечение сделок купли-продажи товаров.
В сравнении с торговлей, коммерческая деятельность понятие экономически более широкое и представляет собой обширную сферу деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. В основе торговли всегда лежит коммерция, но не каждая коммерческая деятельность сводится только к торговле. Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения — смене формы стоимости:
Д — Т и Т' — Д'.
Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле — понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара. Чтобы акт купли-продажи состоялся, коммерсанту необходимо изучить спрос населения и рынок сбыта товаров, наладить с поставщиками и покупателями хозяйственные связи, организовать транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров.
Особым образом производится профессиональная подготовка коммерческих работников. Кроме знаний в области экономики и управления, специалист коммерции должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения при закупке и продаже товаров.
Профессиональная деятельность специалиста коммерсанта осуществляется в сфере товарного обращения, которая начинается сбытом готовой продукции производственными предприятиями и заканчивается продажей товаров конечным покупателям. Специалист коммерции должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.
Объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращения. Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров.
Основные виды профессиональной деятельности специалиста коммерции: организационно-коммерческая; товароведно-экспертная; маркетинговая; торгово-экономическая; аналитическая; торгово-закупочная; внешнеторговая.
Основные разновидности
Во-первых, речь идет о закупке товаров с целью их дальнейшей перепродажи. Работа, связанная с закупками, включает следующие основные операции: планирование закупок; организация приобретения товаров и доставка их на предприятие; регулирование размеров материальных запасов.
Во-вторых, продажа товаров или услуг. Функцию продажи выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности зависит использования маркетинга и логистики.
В третьих, торгово-посредническая деятельность на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, то есть, оптовая и розничная торговля. Участие посредника в процессе товародвижения является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару.
Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения связана с выполнением следующих операций:
Таким образом, коммерческая деятельность является необходимым условием обеспечения конечных потребителей товарами и услугами.
2. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.
Торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность операций, направленных на обслуживание покупателей в процессе торгового обслуживания.
Торговля является источником
поступления денежных средств и
является основой финансовой стабильности
государства. Современная коммерческая
деятельность осуществляется в сфере
товарного обращения
Оптовая торговля – реализация товаров крупными партиями для дальнейшей перепродажи. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают.
Розничная торговля – реализация товаров конечному потребителю для личного или семейного потребления, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения. На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производство, создается экономическая основа для возобновления производства.
По характеру выполняемых функций процессы, совершаемые в торговле, можно подразделить на два основных вида: коммерческие (торговые) и производственные (технологические).
Коммерческие процессы –
процессы, связанные с куплей-продажей
товаров. К ним относятся и
не связанные с актами купли-продажи,
но обеспечивающие непрерывность их
осуществления и не имеющие производственного(
Основные коммерческие процессы в торговле можно подразделить на следующие виды:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса
- изучение и выявление потребностей населения в товарах и услугах;
- выявление и изучение
источников поступления и
- организация рациональных
хозяйственных связей с
- организация и технология
проведения оптовых закупок
- организация и технология
оптовой и розничной продажи,
включая формы и методы
- рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;
- формирование торгового
ассортимента на складах и
в магазинах, управление
Технологические процессы - процессы, связанные с движением товара и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Они представляют собой единство трех элементов: живого труда, средств труда и предметов труда.
Средствами труда служат
вещи, при помощи которых человек
воздействует на предмет своего труда
и видоизменяет его. К средствам
труда относят орудия труда, а
также производственные здания, склады
и транспорт. Орудиями труда в
торговле являются кассовые аппараты,
торгово-технологическое
К предметам труда относят
находящиеся в обращении
Кроме коммерческих и производственных процессов в торговле выполняются также дополнительные торговые услуги, так как осуществление актов купли-продажи сопровождается разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. По своему функциональному содержанию дополнительные торговые услуги могут быть отнесены как к технологическим так и к коммерческим процессам. Услуги оказываются как изготовителями и оптовиками (к примеру, для розничного предприятия), так и конечному потребителю. Конечному покупателю могут оказываться следующие услуги: доставка товаров на дом, установка, настройка оборудования, прием заказов и т.д.
Товародвижение
- процесс физического
- прямые каналы: производитель - потребитель; и
- косвенные каналы: производитель - посредник - потребитель.
Форма товародвижения
Форма товародвижения - организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.
Складская форма товародвижения - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.
Транзитная форма товародвижения - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.