Планировка торгового зала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

В составе функций управления технологическими процессами значительное внимание должно быть уделено обеспечению рациональной технологической планировки торгового зала магазина. Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.

Файлы: 1 файл

Планировка торгового зала.docx

— 23.35 Кб (Скачать файл)
  1. Планировка торгового зала.

  Торговый зал — основной инструмент продажи товаров и обслуживания покупателей в любом формате магазина, поэтому, прежде всего стоит обратить внимание на его планировку. При ее разработке важно продумать методы, стимулирующие продвижение покупателей вглубь торгового зала, чтобы они смогли увидеть и приобрести больше товаров.

  В составе функций управления технологическими процессами значительное внимание должно быть уделено обеспечению рациональной технологической планировки торгового зала магазина. Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.

  «Правильная» планировка торгового зала магазина предполагает решение следующих важных задач:

  • обеспечение прохождения покупателей по всей площади торгового зала;

  • обеспечение удобства ориентации и передвижения покупателей в торговом зале;

  • обеспечение эффективного зонирования - распределения мест для различных товарных категорий, с тем чтобы обеспечить их максимальную экономическую эффективность;

  • обеспечить эффективное расположение торгового оборудования;

  • создание эмоционально комфортной для покупателей обстановки, способствующей повышению числа покупок.

  Требования, предъявляемые к планировке магазина:

  Ø   Торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.

  Ø   Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными.

  Ø   Приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.

  Ø   Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже  должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал.

  Ø   Планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; служить для оптимального использования площадей, создания необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.

  Ø   Планировка должна обеспечить максимальный обзор выложенных товаров и способствовать лучшей видимости ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

  Исследование показывает, что 68% покупателей, попадая в замкнутое пространство магазина, начинают его обход,  двигаясь, справа налево (против часовой стрелки). Исходя из этого, должно быть продумано размещение входа в магазин (вход — справа, выход — налево) и размещение самих полок. Кроме того, надо учитывать, что 80-90% покупателей обходят все точки продажи, расположенные по периметру торгового зала, и лишь 40—50% покупателей обходят внутренние ряды.

  Становится понятным, что самые дорогие и самые популярные товары должны располагаться вдоль передней правой стены. Часто можно услышать высказывание, что успешная продажа зависит от трех факторов: позиции, позиции и позиции. Одним из критериев, учитываемых при определении позиции товара, является движение потока покупателей.

  Если проследить путь покупателя в торговом зале, то можно отметить существование так называемого золотого треугольника — площади, расположенной между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в магазине. Интересующий вас товар должен быть расположен внутри «золотого треугольника».

  Планировка торгового зала должна создавать покупателям возможность беспрепятственного выбора товара в минимально короткий срок. Свободный доступ к товару повышает оборот на 30-70%. Покупатели не должны друг другу мешать ни в одном уголке торгового зала. Если кто-то занят выбором товара, он должен иметь возможность делать это столько времени, сколько ему хочется. Если кто-то идет, ему никто и ничто не должно мешать.

  От того, насколько грамотно подобрано и спланировано торговое помещение, зависит, будет ли пребывание в Вашем магазине комфортным для посетителей. Чем удачнее планировка магазина, тем больше времени проведут в нем покупатели, и тем выше будет уровень продаж.

Разрабатывая технологическую  планировку магазина, необходимо предусматривать, что по своему назначению площадь  торгового зала магазина подразделяется на следующие основные зоны:

Ø   площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и  демонстрации товаров, включает установочную площадь оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товаров, а также оборудования, обеспечивающего  процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала );

Ø   площадь, занимаемая узлами расчетов (такая площадь зонируется в тех магазинах, где расчетные операции не осуществляются непосредственно на рабочем месте продавца). Включает площадь для установки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров, а в магазинах самообслуживания и площадь установки столов упаковки.

Ø   площадь проходов для покупателей. Включает площадь  для проходов покупателей между  оборудованием, а также зону, прилегающую  к входу в торговый зал и  выходу из него.

 

  Осуществлению технологической планировки должна предшествовать разработка в масштабе принципиального плана-схемы размещения оборудования в торговом зале с учетом его общего размера и конфигурации; площади, занимаемой колоннами, лестничными клетками, эскалаторами, лифтами; габаритов оборудования.

 

  Если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, продажи товаров по каталогам и образцам технологическая планировка торгового зала носит, как правило, индивидуальный характер, то в магазинах самообслуживания она должна строго подчиняться определенной системе.

  В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в этих магазинах применяются следующие системы:

 

  1. Линейная система расстановки оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую  просматриваемость всего торгового зала. Варьируя длину линий, можно регулировать уровень концентрации покупателей на различных участках торгового зала.

  Плюсами такой расстановки являются эффективное использование торговых площадей и хороший обзор зала. Но однообразие стеллажей и прилавков, выстроенных в одну линию, быстро утомляет посетителя. Оживить восприятие покупателя можно, используя оборудование разной конфигурации (по высоте, форме и внешнему виду).

  При линейной планировке важно выбрать оптимальную ширину проходов. Она зависит от поведения покупателей в различных зонах магазина, а также от высоты стеллажей (чем выше стеллажи, тем шире должен быть проход).

  Для прохода посетителя с корзиной требуется 0,8 м.

  Для того, чтобы покупатели могли разойтись в проходе, нужно 1,4- 2 м (при наличии тележки).

  Для того, чтобы посетитель мог наклониться к нижней полке, необходимо предусмотреть 1 м.

  Слишком широкие проходы не эффективны тем, что съедают много площади, а покупатели осматривают лишь тот товар, который размещен на ближайшем к ним стеллаже.

  2. При боксовой системе размещения оборудования торговый зал разделен на отделы, изолированные друг от друга. «Петля» хороша тем, что подходит для торговых заведений всех форматов – от самых больших до самых маленьких. В последнем случае по периметру стен ставятся высокие стеллажи, а в центре зала – невысокое оборудование. Посетитель, во-первых, видит весь зал целиком, а во-вторых, может легко обойти это оборудование.

 Преимущество боксовой  планировки в том, что внимание  посетителей не снижается, и  они совершают больше импульсных (незапланированных) покупок. Недостатком  же часто является то, что покупателям  сложно двигаться в обратном  направлении, так как приходится  идти навстречу основному потоку.

  3. Смешанная планировка – установка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

  4. Выставочная планировка – применяется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на специальном оборудовании, образуя выставку товаров.

  Особенностью выставочной  планировки является то, что стеллажи  или прилавки, размещенные вдоль  стен, дополняются островами с  сопутствующим торговым оборудованием.  Такими островами могут быть  манекены, мебель, различные конструкции  или сам товар.

  Выставочная планировка  традиционна для магазинов светильников  и предметов интерьера, а также  при продаже обуви и спортивных  товаров. Преимущество такой экспозиции  в том, что она не только  привлекает внимание посетителей  магазина, но и предоставляет  свободный доступ к товару, позволяя  осмотреть его со всех сторон.

  5. Свободная планировка – предполагает расстановку оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

  Технологическая планировка и распределение площадей магазина являются частью стратегии управления и создают среду функционирования торгового предприятия. Планировка должна быть связана с общим образом магазина и способствовать созданию индивидуальности. Планировка магазина должна обеспечить равновесие между удобством пребывания покупателя в магазине, совершением покупок и стремлением предложить как можно больше товара. При планировке необходимо учитывать движение и поведение покупателей в магазине.

  Произвольный тип планировки  идеален для небольших магазинов  и бутиков. Здесь нет системности  в расстановке торгового оборудования  и движение покупателей по  залу спонтанно и естественно.  Такая непринужденная обстановка  больше всего нравится посетителям.

  Правда, для свободной  расстановки вряд ли подойдет  стандартное оборудование, а значит, вырастет и стоимость планировки. Размещая в магазине уникальные  конструкции, стоит помнить о  том, что они затрудняют видимость  торгового зала и снижают контроль за посетителями.

  Для того, чтобы выделиться и уйти от однообразия, все больше магазинов используют смешанный вид планировки, комбинируя различные способы размещения торгового оборудования.

  Как оценить эффективность планировки?

  Планировку магазина  можно считать удачной, если  удалось достичь равновесия между  комфортом для покупателей и  эффективным использованием торговых  площадей. Определить отдачу от  площадей можно с помощью простой  формулы расчета коэффициента  установочной площади (Ку).

Ку = площадь оборудования / общая площадь торгового зала

При этом для магазинов, использующих прилавки, под площадью оборудования понимается не только площадь самих  прилавков, но и площадь, которая  недоступна покупателям (проходы между  прилавками и стеной).

Оптимальная величина Ку должна быть в диапазоне 0,25-0,35:

для продуктовых магазинов  и магазинов самообслуживания Ку = 0,3;

для магазинов обуви Ку = 0,33;

для магазинов одежды Ку = 0,28.

При коэффициенте ниже 0,25 магазин  может выглядеть слишком пустынным, и посетителям в нем может  быть не уютно. Если полученный коэффициент  превышает 0,35, то, скорее всего, торговый зал перегружен оборудованием и  посетителям в нем трудно перемещаться и выбирать товар.

  В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочего места продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Планировка рабочих мест в магазинах зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия.

  Завершающим этапом  планировки торгового зала является  выбор размещаемого в нем торгово-технологического  оборудования, особенно предназначенного  для выкладки и демонстрации  товаров.

  С точки зрения покупателя, продуманная планировка облегчает  процесс покупки, который состоит  из поиска требующихся товаров,  осмотра и оценки качества  товаров, выбора и принятия  решения – покупать или не  покупать товар.

  Планировка любого  розничного магазина в первую  очередь формирует пути, траектории  движения людей и товаров. Она  также определяет распределение  пространства и для стационарных, относительно постоянных зон  и участков, например мастерских, подсобных помещений, комнат или  зон отдыха торгового персонала  и покупателей. Особое внимание, например, должно быть уделено  привлечению покупателей на верхние  этажи в любом многоэтажном  торговом объекте. На этапе  проектирования важно правильно  определить место расположения  вертикальных коммуникаций и  выбрать вид вертикальных коммуникаций, а на этапе функционирования  магазина – обеспечить эффективное  распределение товарных групп  по этажам. Если этого не сделать  своевременно, «задача верхних этажей»  неминуемо превратится в проблему. Практика свидетельствует, что  легче заставить покупателя передвигаться  по горизонтали, чем стимулировать  переход на верхний этаж.

  В торговом зале  магазина, расположенного в нескольких  уровнях, лестница для покупателей  должна проходить внутри зала, чтобы магазин не разделялся  на два отдельных этажа, а  представлял собой единое торговое  пространство. Предпочтительнее лестница, открытая со стороны зала. Один  из вариантов организации потока  в двухэтажном магазине – «пространственная  петля», принудительный подъем покупателей  на 2-й этаж, откуда начинается  осмотр экспозиции, и выйти покупатели  могут только через кассы 1-го  этажа.

Информация о работе Планировка торгового зала