Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:14, реферат
В настоящее время деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и сбыт товаров, иные виды бизнеса, развивается под воздействием требований рынка, составляющего экономическую среду предпринимательства. Это довольно сложный механизм, требующий тщательного изучения и постоянного совершенствования.
Введение………………………………………………………………………..…3
1.Основные понятия и значение приемки товаров…………………………….3
2.Субъекты отношений…………………………………………………………..6
3. Приемка товаров……………………………………………………………….9
4.Порядок приемки товаров…………………………………………………….11
5. Сроки приемки товаров………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..20
Ситуация, сложившаяся в отношении правового регулирования процедуры приемки товаров в России катастрофическая. До сих пор не принят кодифицированный нормативный акт, регулирующий коммерческие отношения, в том числе и отношения по поводу приемки по качеству и количеству. В данный момент данная процедура регламентируется большим количеством нормативных правовых актов, среди которых Гражданский кодекс РФ, транспортные уставы и другие кодексы, правила выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Применение того или иного акта зависит от многих факторов. Как пишет Пугинский Б.И., «…надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством»[5].
Порядок приемки товаров от органов транспорта регулируется нормами Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи». Кроме вышеперечисленных актов существуют также такие общие правовые акты о приемке как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству №6-П и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству №7-П, утвержденные Госарбитражем СССР в 1965 и 1966 годах соответственно (далее по тексту – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция по приемке по качеству). В настоящее время инструкции не носят обязательный характер, а применяются, если стороны указали об этом в договоре. Однако, как отмечает Пугинский Б.И., «…даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего характера приемки не существует»[6]. Таким образом судебная практика признает инструкции Госарбитража в качестве обычаев делового оборота.
Главенствующую роль в установлении порядка приемки товара играет договор, заключаемый между сторонами. Однако, в соответствии с ч.2 п.1 ст.474 ГК РФ, когда порядок проверки устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товара, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. В настоящее время наблюдается либерализация требований к порядку приемки товаров и определения качества продукции. Как отмечает Попондопуло В.Ф., «Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась»[7]. Однако на договор ложится основная нагрузка регулирования вопросов, связанных с приемкой товаров по количеству и качеству, так как современные правовые акты в этой сфере до сих пор не приняты. «Это создает проблемы для предпринимателей, поскольку детальное описание процедуры приемки в договорах ведет к чрезмерному «разбуханию» договора и сложности подробного регулирования всех возникающих при приемке вопросов»[8]
Помимо порядка приемки товаров вышеперечисленные инструкции регулируют отношения по поводу проведения экспертизы в необходимых случаях.
Несмотря на якобы отлаженные отношения по поводу приемки товаров существуют проблемы в этой области, одна из которых отсутствие кодифицированного акта, регулирующего приемку и экспертизу товаров и, вместе с тем, существование устаревших нормативных актов. Это в свою очередь порождает ряд дискуссий, среди которых споры относительно предмета коммерческих отношений, увеличения количества судебных дел, связанных с неправильной трактовкой нормативных актов.
4. Порядок приемки товаров
В научной литературе существует несколько классификаций приемки товаров[9]. Во-первых, как указывалось ранее, выделяются с учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества:
-приемка, непосредственно во взаимоотношениях с продавцом;
-приемка товаров от органов транспорта.
Во-вторых, в зависимости от того, в каком обороте находятся товары:
-приемка товаров, находящихся во внутреннем обороте;
-приемка импортных товаров.
В-третьих, в зависимости от типа:
-приемка товаров по количеству;
приемка товаров по качеству. Качество представляет собой совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.
При осуществлении данной правовой процедуры необходимо учитывать нюансы, связанные с тем или иным видом приемки. Приемка товаров по количеству отличается от приемки товаров по качеству. Также существуют свои особенности при приемке товаров, находящихся в обращении в России или за ее пределами (импортных товаров). Помимо этого различаются процедуры приемки товаров, передача которых осуществляется непосредственно продавцом либо через органы транспорта.
Как отмечалось ранее, законом установлена обязанность покупателя принять и осуществить проверку товара. Так, в соответствии с п.2 ст.513 ГК РФ покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке, и сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота. Однако закон не устанавливает порядок приемки товаров, который регулируется инструкциями о приемке товара по количеству и по качеству. Инструкции в свою очередь не отвечают потребностям современных коммерческих отношений. Многие нормы инструкций на практике приводят к спорам и разногласиям сторон. Таким образом, существует необходимость согласования проведения приемки товаров непосредственно в договоре.
Как правовая процедура фактическая приемка товаров подразделяется на несколько этапов. Андреева В.Л. выделяет: приемку товаров от органов транспорта; приемку товаров на складе получателя; приемку товаров по количеству; приемку товаров по качеству; составление акта приемки.[10]
Однако с таким делением процесса приемки на этапы трудно согласиться. Так сама Андреева Л.В. указывает на то, что такая последовательность применяется не во всех случаях. Нас же интересует непрерывный и лаконичный процесс, когда один этап сменяет другой. Этап представляет собой относительно самостоятельную часть конкретного процесса приемки, направленную на решение отдельных его задач. В предложенном Андреевой Л.В. варианте деления, на мой взгляд, отражены виды приемки, но не этапы, кроме последней процедуры, относящейся к составлению акта приемки. Если выделять этапы приемки товаров, следует руководствоваться делением, предложенным Пугинским Б.И., в соответствии с которым выделяются:
приемка при выгрузке товара, когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. Автор детально разбирает процесс приемки, связанный с выгрузкой товара из транспортного средства. Однако, на мой взгляд, сюда же необходимо относить и приемку товара на складе поставщика, которая осуществляется материально ответственным лицом по доверенности.
В части количества на этом этапе получатель в первую очередь должен проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке. В случае обнаружения повреждения груза или его порчи, а также несоответствия наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, необходимо составить коммерческий акт, либо отметку на товарно-транспортной накладной. Далее ответственным лицом получателя проверяется вес брутто и количество мест. В случае перевозки груза без тары или в открытой таре, а также когда товар поступил в поврежденной таре, проверяется вес нетто и количество единиц товара в каждом месте.
Когда товар получен покупателем на складе продавца, приемка осуществляется там же. Однако эта процедура не исключает возможности покупателя провести приемку по количеству и качеству после доставки товара на свой склад. Продавец не будет отвечать за такие недостатки и потери, которые возникли в результате ненадлежащей погрузки или транспортировки.
В части качества на первом этапе проверяется соблюдение обеспечительных мер по сохранности груза (наличие на транспортном средстве или контейнере пломб отправителя, исправность пломб, состояние транспортного средства, исправность тары); сверяется наименование груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе. Кроме этого получатель должен проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие сохранность груза от повреждения и порчи, то есть, как осуществлялась укладка груза, поддерживался ли температурный режим, осуществлялась ли в необходимых случаях льдоснабжение.
По результатам первого этапа приемки инструкции предписывают составлять акт приемки. В силу того, что данный акт носит, как правило, промежуточный характер, получатели обычно его не составляют, а оформляют по итогам приемки в целом.
2) Второй этап связан
с дальнейшими действиями
Акт приемки утверждается руководством предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после его составления. На основании данного акта с приложенными к нему документами, обозначенными в п.27 Инструкции получатель имеет право предъявить претензию отправителю (поставщику).
Составление акта при приемке товаров по качеству предусмотрено Инструкцией о приемке по качеству. Данная процедура проводится в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также сопроводительным документам, удостоверяемых качество товаров. Проверка качества бывает выборочной и сплошной. Выборочная (частичная) - проверка качества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части на всю партию. Выборочная проверка менее затратная, занимает меньше времени и сил. Поэтому она предпочтительна. Однако она может проводиться только в случаях, установленных стандартом на товар или договором. В иных случаях проводится сплошная проверка всех изделий.
В конце акта делается заключение о характере выявленных дефектов, устанавливается причина их возникновения. Указание в акте сведений о причинах возникновения дефектов является необходимым условием, и в случае его отсутствия порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, как правило, покупателя.
5. Сроки приемки товаров
Особое внимание при проведении приемки товаров требуют условия о сроках приемки. Срок приемки представляет собой время, в течение которого получатель товара обязан произвести все необходимые мероприятия по получению, оценке количества и качества товара, составлению необходимых документов. Как отмечалось ранее, гражданское законодательство детально не регулирует процедуру приемки товаров. Это же касается и условий о сроках приемки. Общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст.477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна быть произведена в разумные сроки. На основании п.1 ст.477 ГК РФ законом или договором могут устанавливаться иные сроки, нежели те, которые указанны в статье. Если договором предусматривается проведение приемки на основании норм Инструкций о приемке по количеству и по качеству, обязательными для сторон будут сроки, указанные в данных правовых документах. Следует отметить, что условия о сроках приемки имеют важное значение для сторон договора. Так на основании п.10 Инструкции о приемке по количеству и п.10 Инструкции о приемке по качеству, если проверка количества продукции, а также проверка качества продукции окончены в установленные сроки, приемка считается произведенной своевременно. Нарушение сроков приемки для виновника чаще всего влечет возникновение в отношении него неблагоприятных правовых последствий.
В соответствии с инструкциями приемка на первом этапе осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. При приемке по количеству действуют следующие сроки:
1) в момент получения
товара от поставщика или со
склада органа транспорта либо
в момент вскрытия
2) одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента получения товара – для товаров, поступивших в исправной таре по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте;
3) не позднее 24 часов с момента получения продукции – для скоропортящихся товаров;
Информация о работе Приемка товаров : понятие , правовое регулирование