Приемка товаров : понятие , правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:14, реферат

Описание работы

В настоящее время деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и сбыт товаров, иные виды бизнеса, развивается под воздействием требований рынка, составляющего экономическую среду предпринимательства. Это довольно сложный механизм, требующий тщательного изучения и постоянного совершенствования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1.Основные понятия и значение приемки товаров…………………………….3
2.Субъекты отношений…………………………………………………………..6
3. Приемка товаров……………………………………………………………….9
4.Порядок приемки товаров…………………………………………………….11
5. Сроки приемки товаров………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..20

Файлы: 1 файл

приемка товаров, понятие правовое регулирование.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

 

  Ситуация, сложившаяся  в отношении правового регулирования процедуры приемки товаров в России катастрофическая. До сих пор не принят кодифицированный нормативный акт, регулирующий коммерческие отношения, в том числе и отношения по поводу приемки по качеству и количеству. В данный момент данная процедура регламентируется большим количеством нормативных правовых актов, среди которых Гражданский кодекс РФ, транспортные уставы и другие кодексы, правила выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Применение того или иного акта зависит от многих факторов. Как пишет Пугинский Б.И., «…надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством»[5].

 

Порядок приемки товаров  от органов транспорта регулируется нормами Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи». Кроме вышеперечисленных актов существуют также такие общие правовые акты о приемке как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству №6-П и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству №7-П, утвержденные Госарбитражем СССР в 1965 и 1966 годах соответственно (далее по тексту – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция по приемке по качеству). В настоящее время инструкции не носят обязательный характер, а применяются, если стороны указали об этом в договоре. Однако, как отмечает Пугинский Б.И., «…даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего характера приемки не существует»[6]. Таким образом судебная практика признает инструкции Госарбитража в качестве обычаев делового оборота.

Главенствующую роль в установлении порядка приемки  товара играет договор, заключаемый  между сторонами. Однако, в соответствии с ч.2 п.1 ст.474 ГК РФ, когда порядок  проверки устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товара, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. В настоящее время наблюдается либерализация требований к порядку приемки товаров и определения качества продукции. Как отмечает Попондопуло В.Ф., «Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась»[7]. Однако на договор ложится основная нагрузка регулирования вопросов, связанных с приемкой товаров по количеству и качеству, так как современные правовые акты в этой сфере до сих пор не приняты. «Это создает проблемы для предпринимателей, поскольку детальное описание процедуры приемки в договорах ведет к чрезмерному «разбуханию» договора и сложности подробного регулирования всех возникающих при приемке вопросов»[8]

Помимо порядка приемки  товаров вышеперечисленные инструкции регулируют отношения по поводу проведения экспертизы в необходимых случаях.

Несмотря на якобы  отлаженные отношения по поводу приемки  товаров существуют проблемы в этой области, одна из которых отсутствие кодифицированного акта, регулирующего  приемку и экспертизу товаров  и, вместе с тем, существование устаревших нормативных актов. Это в свою очередь порождает ряд дискуссий, среди которых споры относительно предмета коммерческих отношений, увеличения количества судебных дел, связанных с неправильной трактовкой нормативных актов.

 

 

 

4. Порядок приемки  товаров

 

 

В научной литературе существует несколько классификаций  приемки товаров[9]. Во-первых, как указывалось ранее, выделяются с учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества:

-приемка, непосредственно во взаимоотношениях с продавцом;

-приемка товаров от органов транспорта.

Во-вторых, в зависимости  от того, в каком обороте находятся  товары:

-приемка товаров, находящихся во внутреннем обороте;

-приемка импортных товаров.

В-третьих, в зависимости от типа:

-приемка товаров по количеству;

приемка товаров по качеству. Качество представляет собой совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

При осуществлении данной правовой процедуры необходимо учитывать  нюансы, связанные с тем или  иным видом приемки. Приемка товаров  по количеству отличается от приемки  товаров по качеству. Также существуют свои особенности при приемке  товаров, находящихся в обращении в России или за ее пределами (импортных товаров). Помимо этого различаются процедуры приемки товаров, передача которых осуществляется непосредственно продавцом либо через органы транспорта.

 

Как отмечалось ранее, законом  установлена обязанность покупателя принять и осуществить проверку товара. Так, в соответствии с п.2 ст.513 ГК РФ покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке, и сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота. Однако закон не устанавливает порядок приемки товаров, который регулируется инструкциями о приемке товара по количеству и по качеству. Инструкции в свою очередь не отвечают потребностям современных коммерческих отношений. Многие нормы инструкций на практике приводят к спорам и разногласиям сторон. Таким образом, существует необходимость согласования проведения приемки товаров непосредственно в договоре.

 

Как правовая процедура  фактическая приемка товаров  подразделяется на несколько этапов. Андреева В.Л. выделяет: приемку товаров от органов транспорта; приемку товаров на складе получателя; приемку товаров по количеству; приемку товаров по качеству; составление акта приемки.[10]

 

Однако с таким делением процесса приемки на этапы трудно согласиться. Так сама Андреева Л.В. указывает на то, что такая последовательность применяется не во всех случаях. Нас же интересует непрерывный и лаконичный процесс, когда один этап сменяет другой. Этап представляет собой относительно самостоятельную часть конкретного процесса приемки, направленную на решение отдельных его задач. В предложенном Андреевой Л.В. варианте деления, на мой взгляд, отражены виды приемки, но не этапы, кроме последней процедуры, относящейся к составлению акта приемки. Если выделять этапы приемки товаров, следует руководствоваться делением, предложенным Пугинским Б.И., в соответствии с которым выделяются:

приемка при выгрузке товара, когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. Автор детально разбирает процесс приемки, связанный с выгрузкой товара из транспортного средства. Однако, на мой взгляд, сюда же необходимо относить и приемку товара на складе поставщика, которая осуществляется материально ответственным лицом по доверенности.

В части количества на этом этапе получатель в первую очередь  должен проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке. В случае обнаружения повреждения груза или его порчи, а также несоответствия наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, необходимо составить коммерческий акт, либо отметку на товарно-транспортной накладной. Далее ответственным лицом получателя проверяется вес брутто и количество мест. В случае перевозки груза без тары или в открытой таре, а также когда товар поступил в поврежденной таре, проверяется вес нетто и количество единиц товара в каждом месте.

Когда товар получен  покупателем на складе продавца, приемка  осуществляется там же. Однако эта  процедура не исключает возможности  покупателя провести приемку по количеству и качеству после доставки товара на свой склад. Продавец не будет отвечать за такие недостатки и потери, которые возникли в результате ненадлежащей погрузки или транспортировки.

В части качества на первом этапе проверяется соблюдение обеспечительных  мер по сохранности груза (наличие  на транспортном средстве или контейнере пломб отправителя, исправность пломб, состояние транспортного средства, исправность тары); сверяется наименование груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе. Кроме этого получатель должен проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие сохранность груза от повреждения и порчи, то есть, как осуществлялась укладка груза, поддерживался ли температурный режим, осуществлялась ли в необходимых случаях льдоснабжение.

По результатам первого этапа приемки инструкции предписывают составлять акт приемки. В силу того, что данный акт носит, как правило, промежуточный характер, получатели обычно его не составляют, а оформляют по итогам приемки в целом.

2) Второй этап связан  с дальнейшими действиями принимающей  стороны при обнаружении недостач  или повреждений товара. В случае  обнаружения недостачи или повреждения  товара собирается комиссия либо  приглашается эксперт. При приемке  по количеству в комиссию входят  представители покупателя и поставщика. Инструкция о приемке по количеству  обязывает получателя вызвать  представителя поставщика только  в случае его нахождения в  одной местности с покупателем. В случае расположения поставщика  в другой местности, его вызов  не требуется, если иное не  предусмотрено договором. В случае  неявки поставщика дальнейшая  приемка производится комиссией  с участием незаинтересованного  представителя, которыми не могут  быть юристы, бухгалтерские работники, материально ответственные лица. Представитель, как правило, приглашается  из другой организации либо  направляется из профсоюзной  организации получателя. В части  проверки качества товаров, если  на первом этапе приемки обнаружены  повреждения товара, условия о  вызове поставщика аналогичны  выше указанным. В случае возникновения разногласий между поставщиком и получателем относительно природы повреждений, а также в случае неявки представителя поставщика или если его вызов был не обязателен, вызывается эксперт. Приемка товара по качеству производится комиссией в тех случаях, когда в выделении эксперта было отказано. Комиссия проверяет количество и качество товара и в случае обнаружения недостачи или каких-либо дефектов составляет акт о выявленной недостаче или акт о ненадлежащем качестве товара соответственно. В случае, если при приемке помимо недостачи будут выявлены и излишки, то в акте фиксируются точные данные об этих излишках.

Акт приемки утверждается руководством предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после его составления. На основании данного акта с приложенными к нему документами, обозначенными в п.27 Инструкции  получатель имеет право предъявить претензию отправителю (поставщику).

Составление акта при  приемке товаров по качеству предусмотрено  Инструкцией о приемке по качеству. Данная процедура проводится в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также сопроводительным документам, удостоверяемых качество товаров. Проверка качества бывает выборочной и сплошной. Выборочная (частичная) - проверка качества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части на всю партию. Выборочная проверка менее затратная, занимает меньше времени и сил. Поэтому она предпочтительна. Однако она может проводиться только в случаях, установленных стандартом на товар или договором. В иных случаях проводится сплошная проверка всех изделий.

 

В конце акта делается заключение о характере выявленных дефектов, устанавливается причина  их возникновения. Указание в акте сведений  о причинах возникновения дефектов является необходимым условием, и в случае  его отсутствия порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника,  как правило, покупателя.

 

 

5. Сроки приемки  товаров

 

  Особое внимание при  проведении приемки товаров требуют условия о сроках приемки. Срок приемки представляет собой время, в течение которого получатель товара обязан произвести все необходимые мероприятия по получению, оценке количества и качества товара, составлению необходимых документов. Как отмечалось ранее,  гражданское законодательство детально не регулирует процедуру приемки товаров. Это же касается и условий о сроках приемки. Общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст.477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна быть произведена в разумные сроки. На основании п.1 ст.477 ГК РФ законом или договором могут устанавливаться иные сроки, нежели те, которые указанны в статье. Если договором предусматривается проведение приемки на основании норм Инструкций о приемке по количеству и по качеству, обязательными для сторон будут сроки, указанные в данных правовых документах. Следует отметить, что условия о сроках приемки имеют важное значение для сторон договора. Так на основании п.10 Инструкции о приемке по количеству и п.10 Инструкции о приемке по качеству, если проверка количества продукции, а также проверка качества продукции окончены в установленные сроки, приемка считается произведенной своевременно. Нарушение сроков приемки для виновника чаще всего влечет возникновение в отношении него неблагоприятных правовых последствий.

В соответствии с инструкциями приемка на первом этапе осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. При приемке по количеству действуют следующие сроки:

1) в момент получения  товара от поставщика или со  склада органа транспорта либо  в момент вскрытия опломбированных  и разгрузки неопломбированных  транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных  для разгрузки их – для товаров, поступивших без тары, в открытой  таре, в поврежденной таре, а также  для товаров в исправной таре  по весу брутто и количеству  мест;

2) одновременно со  вскрытием  тары, но не позднее  10 дней  с момента получения  товара  – для товаров, поступивших в  исправной таре по весу нетто  и количеству товарных единиц  в каждом месте;

 

3) не позднее 24 часов  с  момента получения продукции  – для скоропортящихся товаров;

Информация о работе Приемка товаров : понятие , правовое регулирование