Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:30, реферат
Продукция – это предложение-образец вида «Если, то», по которому осуществляется поиск в базе знаний.
В продукции выделяют левую часть (начинается с «если» и
заканчивается перед «то») и правую (начинается после «то»). Левая часть
продукции - антецедент – условие выполнения правой часть продукции.
Правая часть – консеквент – действие, выполняемое в случае нахождения
элементов, удовлетворяющих левой части. Действие может быть
промежуточным и выступать затем в качестве консеквента или целевым,
завершающим процедуру вывода.
Антецедент формируется из фактов, входных данных задачи и
логических связок (и, или, не). Консеквент может представлять из себя
действие по изменению фактов, данных, рекомендацию, решение задачи.
Кроме этого, любая продукция имеет имя и приоритет, определяющий
последовательность проверки продукций машиной вывода.
Продукционная модель.
Продукция – это предложение-образец вида «Если, то», по которому осуществляется поиск в базе знаний.
В продукции выделяют левую часть (начинается с «если» и
заканчивается перед «то») и правую (начинается после «то»). Левая часть
продукции - антецедент – условие выполнения правой часть продукции.
Правая часть – консеквент – действие, выполняемое в случае нахождения
элементов, удовлетворяющих левой части. Действие может быть
промежуточным и выступать затем в качестве консеквента или целевым,
завершающим процедуру вывода.
Антецедент формируется из фактов, входных данных задачи и
логических связок (и, или, не). Консеквент может представлять из себя
действие по изменению фактов, данных, рекомендацию, решение задачи.
Кроме этого, любая продукция имеет имя и приоритет, определяющий
последовательность проверки продукций машиной вывода.
Продукции отражают причинно-следственные связи, которые и
позволяют человеку принимать решения, базируясь на знаниях и
предположениях о том, что есть и что будет, если что-то сделать.
Пример решения задачи
Задача. Построить продукционную модель представления знаний в
предметной области «Ресторан» (посещение ресторана).
Описание процесса решения. Для построения продукционной модели
представления знаний необходимо выполнить следующие шаги:
1) Определить целевые действия задачи (являющиеся решениями).
2) Определить промежуточные действия или цепочку действий, между
начальным состоянием и конечным (между тем, что имеется, и
целевым действием).
3) Опередить условия для каждого действия, при котором его
целесообразно и возможно выполнить. Определить порядок
выполнения действий.
4) Добавить конкретики при необходимости, исходя из поставленной
задачи.
5) Преобразовать полученный
порядок действий и
условия в продукции.
6) Для проверки правильности построения продукций записать цепочки
продукций, явно проследив связи между ними.
Этот набор шагов предполагает движение при построении
продукционной модели от результата к начальному состоянию, но возможно
и движение от начального состояния к результату (шаги 1 и 2).
Решение.
1) Обязательное действие, выполняемое в ресторанах – поглощение пищи
и ее оплата. Значит, есть уже два целевых действия «съесть пищу» и
«оплатить», которые взаимосвязаны и следуют друг за другом.
2) Прежде чем что-либо
съесть в ресторане, туда
дождаться официанта и сделать заказ. Кроме того, нужно выбрать, в
какой именно ресторан пойти. Значит, цепочка промежуточных
действий: «выбор ресторана и путь туда», «сделать заказ официанту».
3) Прежде чем идти в ресторан, необходимо убедиться, что есть
необходимая сумма денег.
Выбор ресторана может
многими причинами, выберем территориальный признак – к какому
ближе в тот и идем. В разных ресторанах работают разные люди,
поэтому в зависимости от выбора ресторана, официанты будут разные.
Кроме того, разные рестораны специализируются на разных кухнях,
поэтому заказанные блюда будут в разных ресторанах отличаться.
Значит вначале идут действия, позволяющие выбрать ресторан, затем
характеризующие рестораны, а уже после заказ, еда, и оплата заказа.
4) Пусть в задаче
будут рассматриваться два
«Вкуснятина». Первый – паб и заказы приносят быстрее, чем во
втором, второй – пиццерия. В первом работает официант Сергей, а во
втором официантка Марина. Петр – это клиент.
5) Выше описанное можно преобразовать в следующие предложения типа
«Если, то»:
· Если субъект хочет есть и у субъекта есть достаточная сумма денег, то
субъект может пойти в ресторан.
· Если субъект ближе к ресторану «Вкусная еда», чем к ресторану «Вкуснятина»
и субъект может пойти в ресторан, то субъект идет в ресторан «Вкусная
еда».
· Если субъект ближе к ресторану «Вкуснятина», чем к ресторану «Вкусная еда»
и субъект может пойти в ресторан, то субъект идет в ресторан
«Вкуснятина».
· Если субъект идет в ресторан «Вкуснятина» и в ресторане «Вкуснятина»
работает официант Марина, то у субъекта принимает заказ Марина.
· Если субъект идет в ресторан «Вкусная еда» и в ресторане «Вкусная еда»
работает официант Сергей, то у субъекта принимает заказ Сергей.
· Если субъект выбрал блюда и у субъекта принимает заказ Марина, то заказ
принесут через 20 мин.
· Если субъект выбрал блюда и у субъекта принимает заказ Сергей, то заказ
принесут через 10 мин.
· Если заказ принесут через 20 мин. или заказ принесут через 10 мин., то субъект
может есть.
· Если субъект может есть, то после еды субъект должен оплатить заказ.
Введем обозначения для фактов (Ф), действий (Д) и продукций (П),
тогда:
Субъект = Петр;
Ф1= субъект хочет есть;
Ф2= у субъекта есть достаточная сумма денег;
Ф3= субъект ближе к ресторану «Вкусная еда», чем к «Вкуснятина»;
Ф4=в ресторане «Вкуснятина» работает официант Марина;
Ф5=в ресторане «Вкусная еда» работает официант Сергей;
Ф6= субъект выбрал блюда;
Д1= субъект может пойти в ресторан;
Д2=субъект идет в ресторан «Вкусная еда»;
Д3=субъект идет в ресторан «Вкуснятина»;
Д4= у субъекта принимает заказ Марина;
Д5=у субъекта принимает заказ Сергей;
Д6=заказ принесут через 20 мин.
Д7=заказ принесут через 10 мин.
Д8=после еды субъект должен оплатить заказ.
Для продукций установим приоритет (в скобках перед запятой, чем
выше приоритет, чем раньше проверяется правило).
П1(4 , Ф1 и Ф2)= Д1;
П2(5 , Ф3 и Д1)= Д2;
П3(4 , не Ф3 и Д1)= Д3;
П4(3 , Д3 и Ф4)= Д4;
П5(3 , Д2 и Ф5)= Д5;
П6(2 , Д4)= Д6;
П7(2 , Д5)= Д7;
П8(1 , Д6 или Д7)= Д8;
6) Для отображения
взаимосвязи продукций
Рис. 1. Схема продукций предметной области «Ресторан».
1. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Аэропорт» (диспетчерская).
2. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Железная дорога» (продажа билетов).
3. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Торговый центр» (организация).
4. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Автозаправка» (обслуживание клиентов).
5. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Автопарк» (пассажирские перевозки).
6. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Компьютерные сети» (организация).
7. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Университет» (учебный процесс).
8. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Компьютерная безопасность» (средства и способы ее
обеспечения).
9. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Компьютерная безопасность» (угрозы).
10. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Интернет-кафе» (организация и обслуживание).
11. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Разработка информационных систем» (ведение
информационного проекта).
12. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Туристическое агентство» (работа с клиентами).
13. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Зоопарк» (организация).
14. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Кухня» (приготовление пищи).
15. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Больница» (прием больных).
16. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Кинопрокат» (ассортимент и работа с клиентами).
17. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Прокат автомобилей» (ассортимент и работа с клиентами).
18. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Операционные системы» (функционирование).
19. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Информационные системы» (виды и функционирование).
20. Построить продукционную модель представления знаний в предметной
области «Предприятие» (структура и функционирование).