Рынок кваса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Квас, изготовленный из ржаного и ячменного солода, обладает не только высокими вкусовыми качествами, но бодрит и нормализует обменные процессы в организму. По воздействию на организм он подобен кефиру, простокваше, кумысу и ацидофилину. Квас, как всякий продукт молочнокислого брожения, регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, препятствует размножению вредных и болезнетворных микробов, поднимает тонус организма, улучшает обмен веществ и благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Эти целебные свойства объясняются наличием в нем молочной кислоты, витаминов, свободных аминокислот, различных сахаров и микроэлементов.

Файлы: 1 файл

квас.docx

— 26.97 Кб (Скачать файл)

Квас.

 

 Квас — традиционный напиток брожения. Благодаря своим вкусовым свойствам и дешевизне с давних пор представляет самый распространённый русский народный напиток.

Русский квас - один из лучших безалкогольных напитков. По вкусовым и пищевым качествам он не имеет себе равных. Изобретенный более тысячи лет назад, квас пользуется заслуженной популярностью и в настоящее время.

На Руси первое письменное упоминание о квасе относится к 989 году, когда  киевский князь Владимир обратил  своих подданных в христианство. В летописи по этому поводу было написано - "Раздать народу пищу, мед и квас".

Квас, изготовленный из ржаного  и ячменного солода, обладает не только высокими вкусовыми качествами, но бодрит и нормализует обменные процессы в организму. По воздействию на организм он подобен кефиру, простокваше, кумысу и ацидофилину. Квас, как всякий продукт молочнокислого брожения, регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, препятствует размножению вредных и болезнетворных микробов, поднимает тонус организма, улучшает обмен веществ и благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Эти целебные свойства объясняются наличием в нем молочной кислоты, витаминов, свободных аминокислот, различных сахаров и микроэлементов.

Квас повышает аппетит, обладает высокой  энергетической ценностью. Не случайно рецептами русского кваса заинтересовались во многих странах Западной Европы. На международном конкурсе, проходившем  в 1975 году в Югославии, русский квас (из Москвы) получил оценку 18 баллов, а известный напиток кока-кола только 9,8 балла.

На Руси квас бал всегда в большом  почете. Его варили в монастырях и солдатских казармах, в госпиталях и больницах, в помещичьих усадьбах и крестьянских избах. Способы приготовления  кваса, так же как и способы  хлебопечения, знали в каждом доме. Многовековой опыт показал, что квас способствует сохранения здоровья и  повышает работоспособность. При выполнении тяжелых работ - косьба, пахота, заготовка  дров - русский крестьянин брал с  собой в качестве питья не молоко и не фруктовые напитки, а квас, считая, что он снимает усталость  и восстанавливает силы. Это свойство кваса подтвердили ученые.

 

Введение  в рацион питания спортсменов  солодового экстракта дало положительный  эффект, в частности при больших  нагрузках на мышцы. Поэтому напитки  из солодового экстракта дают спортсменам  для повышения физической работоспособности, снятия усталости и увеличения объема мышц. Бактериологи, инфекционисты и врачи гигиенисты, утверждают, что квас обладает бактерицидными свойствами. В 1913 году В.С. Сотников подтвердил гибель в квасе тифозных и паратифозных микроорганизмов. Если учесть, что наряду с микроэлементами в квасе содержится более 10 аминокислот и из них 8 незаменимых, то значение кваса становиться еще более весомым. Количество витаминов в квасе на первый взгляд не очень велико, но их регулярное поступление в организм дает ощутимый положительный эффект.

Квас можно отнести к различным  категориям напитков, но все их следует  объединить в одну группу – напитки  для утоления жажды. Именно этот мотив  пока остается основным при покупке  кваса, поскольку, пожалуй, ни один другой продукт не имеет более выраженной сезонности потребления. Квас конкурирует  со всеми напитками, которые потребляются в жару – от пива, до минеральной  воды, однако, в отличие от них  очень ограничено потребляется в  холодное время года.

В 2008 и 2009 годах исследовательский  центр “Ромир” проводил опрос населения и выяснил, чем россияне утоляют жажду. Ближайшими конкурентами кваса по популярности оказались кофе и сок, а чай и минеральная вода заметно его опередили. Поклонников кваса по итогам опроса оказалось чуть более четверти респондентов (27%).Основная причина роста популярности кваса на фоне других “жаждоутолителей” – это сочетание цены и полезности. Здесь стоит взглянуть на результаты общероссийского исследования центра “Ромир”, проведенного в августе 2010 года, которые показали, что натуральность, отсутствие ГМО, искусственных добавок и красителей – наиболее важные критерии, по которым россияне оценивают качество продуктов питания.

Рынок кваса является наиболее активно  растущим сегментом рынка безалкогольных напитков. В последние годы потребители  вспомнили и заново оценили этот исконно русский напиток.

 Способствует развитию рынка  кваса тенденция следования здоровому  образу жизни, в рамках которой  квас выглядит более выигрышно  по сравнению с газированными  напитками и постепенно вытесняет  их.

 В последние несколько лет  большинству производителей кваса  удалось продемонстрировать рост  продаж. Итоги продаж лета 2010 года  еще не озвучены, но в связи  с сезонностью потребления и  жаркой погодой в центральной  России, способствующей росту покупок,  они обещают быть позитивными. 

 Россияне пьют квас во  время пикников и походов на  природу. 

Типичный потребитель кваса - житель крупного города, в возрасте 35-44 лет. Квас в последние годы рос как яркий представитель исконно русского продукта. В Союзе производителей безалкогольных напитков отмечают, что в России в последние годы просматривается отчетливая тенденция перехода на потребление продуктов отечественного производства. Рост рынка кваса также укладывается и в общемировую тенденцию отказа от классических газированных напитков и переход на напитки, обладающие в глазах потребителя полезными свойствами.

Эксперты считают, что квас имеет  шанс стать международным напитком. Он экспортируется во многие страны, и  не только в ближнее зарубежье. Сегодня  его можно встретить на полках магазинов в Англии, Германии, Италии, Канаде, Франции. Производство кваса  уже налажено в Турции. Турецкий квас в большей степени предназначается  для российских туристов, но если напиток  распробуют турки, то он начнет рост на местном рынке уже за счет собственных  потребителей.

 

 

Структура   рынка.

 

 

Средняя розничная стоимость литра  кваса в первой половине 2010 года составляла 25.75 руб., то есть всего на 13% выше своего “бесполезного конкурента”  – безалкогольного напитка, и  вдвое ниже “полезного конкурента”  – сока или “алкогольного конкурента”  – пива.

По оценкам производителей, сегодня  рынок ферментированного бутилированного  кваса составляет порядка 70% от рынка  кваса в целом, оставшиеся 30% приходятся на разливной квас и квасные напитки  в соотношении примерно 1/2. Доля ферментированного  бутилированного кваса при этом ежегодно растет (на 45% в 2008 году и на 58% – в 2009). Доля разливного кваса  примерно стабильна, в то время как  доля квасных напитков неизбежно  сокращается (с 47% в 2008 году, до 23% – в 2010).

Региональная картина потребления  кваса. Согласно опросу “Ромир”, проведенному в 2009 году, наибольшей популярностью квас пользуется среди респондентов, проживающих в Центральном регионе (38%), гораздо меньше любителей кваса оказалась на Урале (17%) и Дальнем Востоке (13%). Впрочем, как будет показано ниже, в последних двух регионах довольно низкий среднедушевой уровень потребления не только кваса, но и напитков в целом. Другой опрос, проведенный в июле 2010 года, отражает существенный перевес Москвы по доле семей покупавших квас на фоне других городов России – в 1.5-1.8 раз. При этом в Москве сезонность покупок кваса была высока, но выражена меньше, чем в других региональных центрах. Также, согласно данному исследованию, жители России активно пьют квас во время пикников и походов на природу. И доля любителей кваса выше именно среди жителей крупных городов, чем в среднем по стране. По самым последним оценкам, доля потребителей кваса в России составила 66% от числа потребителей безалкогольных напитков. В 2008 году этот показатель был на уровне 56%. Основной прирост любителей кваса произошел за счет крупных городов России, где доля потребителей кваса в 2010 году приблизилась к показателям Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Основные  производители.

 

Производством кваса в России занимается несколько сотен компаний. Большинство  из них – небольшие местные  производители. Тем не менее, лидерство  на рынке и большую его долю удерживают пять компаний. Наибольшая доля уже несколько лет принадлежит  компании «Очаково».

В последнее время на рынок кваса  выходят как производители пива, так и крупные транснациональные  корпорации.

Лидером среди производителей кваса  эксперты признали компанию «Очаково», следом идет компания «Дека» (квас «Никола»), затем— приспособившаяся к местному рынку «Кока-кола» (квас «Кружка и бочка») и «Балтика» («Хлебный край»). Почти все остальные 500 производителей занимают в основном региональные рынки.

 
 

 

 

Емкость рынка.

 

В 2011 году рынок кваса рос в пять раз быстрее, чем рынок газированных напитков. Во второй половине 2000-х годов остаются популярными квасные бочки. Так, в жаркое время в миллионном городе с мобильных точек розничной продажи реализуется порядка 50 тонн кваса в сутки.  За период с 2007 по 2011 гг предложение кваса на российском рынке выросло на 31,5%: с 517 до 688 млн л. В 2008 и 2011 гг наблюдался спад предложения на 17,2 и 16,1% соответственно по сравнению с предыдущими годами.

 

Проблемы  рынка.

 

По данным ИК "Финнам", во-первых, это большое количество различных  суррогатов (квасных напитков), которые, с одной стороны, стоят дешевле  настоящего кваса, а с другой - дискредитируют данный напиток. Во-вторых, квас - типичный сезонный напиток, а производить  только квас невыгодно, и крупные  компании рассматривают производство кваса как вторичный бизнес, больший  акцент они делают на прохладительные  напитки или пиво. В-третьих, слабый маркетинг. В частности, производители  кваса слабо работают с сегментом  индустрии гостеприимства, который  мог бы обеспечить им быстрое увеличение узнаваемости бренда и повысить доходность.

 

Перспективы роста рынка кваса.

 

Несмотря на ряд проблем, характерных  для отрасли, эксперты смотрят в  будущее с оптимизмом, прогнозируя  дальнейший рост потребления кваса.


Информация о работе Рынок кваса в России