Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:56, курсовая работа
Предметом наблюдения и изучения таможенной статистики внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, то есть экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).
Под экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики. Экспорт товаров уменьшает национальные запасы материальных ценностей (выручка от продажи экспортных товаров — приходная часть платежного баланса).
Введение 3-4
1. Таможенная статистика внешней торговли в рамках Таможенного союза: общая характеристика
1.1. Сущность таможенной статистики внешней торговли в рамках Таможенного союза 5-7
1.2 Итоги внешней торговли в регионе Центрального таможенного управления за январь-февраль 2013г и показатели таможенной статистики внешней торговли 7-12
1.3. Нормативно-правовая основа ведения таможенной статистики внешней торговли в рамках Таможенного союза 12-14
2.Система учета экспорта и импорта внешней торговли
2.1. Системы учета экспортных и импортных операций 15-18
2.2. Экспорт и импорт товаров 19-25
2.3 «Специальная» система учёта внешней торговли 25-27
Заключение 28
Список использованных источников
Перечисленные показатели позволяют обеспечить подготовку не только периодических публикаций по таможенной статистике внешней торговли, но и проводить различного рода аналитические исследования, в частности, в области развития внешней торговли в региональном разрезе (региональная статистика), а также по категориям участников внешнеэкономических связей.
Для факторного анализа изменений
стоимостных объемов экспорта/
q). Индексы внешней торговли исчисляются
в целом по экспорту/импорту России и по
укрупненным товарным группам.
Стоимостная оценка товаров в таможенной статистике. Статистические данные по экспорту и импорту в стоимостном выражении являются важнейшими экономическими показателями, на базе которых рассчитывается целый ряд абсолютных и относительных величин, характеризующих развитие внешней торговли страны.
Соотношение стоимости экспорта и импорта за определенный период образует торговый баланс страны. Баланс внешней торговли считается активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта, и пассивным при обратном соотношении.
Стоимость экспорта и импорта входят также в качестве важнейшей составной части в платежный баланс страны.
Статистическая стоимость
Исходя из обязанностей продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую, внешнеторговый контракт заключается с учетом коммерческих условий поставок, регламентируемых правилами по толкованию торговых терминов — Инкотермс. В зависимости от коммерческого условия поставки цена в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, будет различной. Так, один и тот же товар будет иметь одну цену на заводе-изготовителе, другую, более высокую, — в порту отправления, третью, еще более высокую, — в порту прибытия, поскольку по мере продвижения товара от производителя к потребителю к его стоимости будут прибавляться расходы по перевозке, страхованию и прочие накладные расходы.
Для получения сопоставимых данных необходимо все цены привести к единому базису, принятому для всех экспортных и импортных товаров.
Коммерческими (базисными) условиями во внешнеторговом контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
Таким базисом при расчете стоимости
экспорта является цена ФОБ — российский
порт, а при расчете статистической
стоимости импортируемых
ФОБ — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.
СИФ — условие продажи товара, согласно которому в цену товара
включаются его стоимость
и расходы по страхованию и
транспортировке товара до
Во всех случаях, когда торговая сделка совершается на иных условиях по сравнению с принятыми в таможенной статистике, производится соответствующий пересчет на базисные условия.
Так, если по условию торговой сделки или контракта товары продаются на условиях СИФ — порт страны-покупателя, для пересчета цен на единый базис из цены контракта вычитают фактические расходы на перевозку, страхование товара в пути и другие издержки продавца за пределами своей страны. Например, цены на товары, купленные на условиях ФОБ страны-экспортера, пересчитываются в цены СИФ путем включения в цену расходов по транспортировке товаров на территориях других стран и страхованию.
Статистический учет экспортно-импортных операций осуществляется в долларах США по курсу, определяемому ЦБ РФ на день принятия ДТ к оформлению.
В соответствии с Методологией рекомендуется при сборе данных и анализе импорта использовать в качестве страны-контрагента страну происхождения товара, а в качестве дополнительной информации (если неизвестна страна происхождения) — страну поставки.
При экспорте в качестве
страны-контрагента
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной* переработке.
* Критерием достаточной
переработки товара в данной
стране является, в частности,
изменение товарной позиции по
ТН ВЭД СНГ на уровне любого
из первых четырех знаков, произошедшее
в результате переработки
Страна назначения — страна, известная на момент отгрузки как конечная страна назначения товара.
Страной назначения для товаров, вывозимых для переработки, считается страна, в которой товар подвергается переработке.
Страна поставки — страна, из которой получены товары, без каких-либо коммерческих сделок или иных операций, изменяющих юридический статус этих товаров после их отправления из этой страны.
Статистические данные в публикациях по таможенной статистике внешней торговли приводятся по унифицированным показателям, экономическое содержание и методы исчисления которых определены Методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза. Это создает условия для сопоставимости данных России и стран-контрагентов. Тем не менее на практике данные о взаимной торговле, рассчитанные в разных странах, зачастую не совпадают.
Правовая база для ведения внешнеторговой статистики РФ - ст. 48 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (с изм.от 28.07.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»6, учреждающая федеральную систему статистической отчетности. «Последняя формируется в том числе из отчетности Федеральной службы государственной статистики России (первичная статистика) и таможенной статистики Федеральной таможенной службы России (вторичная статистика). Подобное юридическое разграничение статистики на первичную и вторичную достаточно условно. В юридической литературе отмечается, что таможенная статистика является вторичной, так как она представляет собой необособленный статистический учет, который осуществляется в процессе выполнения ФТС России своих административно-управленческих задач, не связанных с формированием информационной инфраструктуры, но которые необходимо выполнять исключительно для таможенных целей»7.
Правовой механизм представления
участниками
Указанная «методология разработана
в соответствии с положениями
Таможенного кодекса
Целью Методологии является
«определение порядка формирования,
ведения и распространения
Помимо Методологии, вопросы ведения таможенной статистики регулирует Инструкция «О порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 837 (далее – Инструкция).
Данная Инструкция «разработана в целях установления единых подходов и алгоритмов формирования уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза»12.
Поскольку основная информация для ведения таможенной статистики содержится в таможенных декларациях, то важное значение имеет Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (далее - Решение КТС № 257)13.
Таким образом, методология ведения таможенной статистики регламентирована как законодательством Таможенного союза, так и национальным законодательством.
В международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций — «специальная» и «общая». «При «общей» системе учета внешней торговли экспорт и импорт регистрируется, когда товар пересекает государственную границу, а при «специальной» — когда он пересекает таможенную границу страны. Это различие имеет особое значение в тех случаях, когда товары проходят через свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся частью территории государства, где они находятся вне таможенной территории и не подлежат таможенному контролю. Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли при «специальной системе учета торговли (специальный импорт) только после того, как они будут выпущены из свободных таможенных зон и со свободных складов и поступят в свободное обращение. Специальный экспорт также охватывает товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт»14. Однако при «общей» системе учета «регистрируется весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе товары, ввезенные в свободные таможенные зоны и помещенные на свободные склады на момент ввоза, даже если эти товары поступят в свободное обращение позднее. В экспорте при «общей» системе учета помимо товаров, охватываемых «специальной» системой учета, регистрируются товары, которые были декларированы для ввоза в свободные таможенные зоны и на свободные склады, однако впоследствии были реэкспортированы. В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН желательно использовать «общую» систему учета торговли»15.
Отметим, что в Таможенном
союзе «в таможенной статистике внешней
торговли учет импорта и экспорта
товаров ведется на основании
общей системы учета торговли»1
При общей системе учета в таможенной статистике внешней торговли учитываются:
импорт:
1) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
2) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
3) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
4) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза после
5) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
6) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
7) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
8) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
9) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
10) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
11) товары, ввезенные на
территорию государства - члена
Таможенного союза и
экспорт:
1) товары, вывезенные с
территории государства - члена
Таможенного союза и
2) товары, вывезенные с
территории государства - члена
Таможенного союза после
Информация о работе Система учета экспорта и импорта внешней торговли