Система учета экспорта и импорта внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Предметом наблюдения и изучения таможенной статистики внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, то есть экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).

Под экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики. Экспорт товаров уменьшает национальные запасы материальных ценностей (выручка от продажи экспортных товаров — приходная часть платежного баланса).

Содержание работы

Введение 3-4
1. Таможенная статистика внешней торговли в рамках Таможенного союза: общая характеристика
1.1. Сущность таможенной статистики внешней торговли в рамках Таможенного союза 5-7
1.2 Итоги внешней торговли в регионе Центрального таможенного управления за январь-февраль 2013г и показатели таможенной статистики внешней торговли 7-12
1.3. Нормативно-правовая основа ведения таможенной статистики внешней торговли в рамках Таможенного союза 12-14
2.Система учета экспорта и импорта внешней торговли
2.1. Системы учета экспортных и импортных операций 15-18
2.2. Экспорт и импорт товаров 19-25
2.3 «Специальная» система учёта внешней торговли 25-27
Заключение 28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ПОСЛЕДНИЙ.docx

— 81.62 Кб (Скачать файл)

Перечисленные показатели позволяют  обеспечить подготовку не только периодических  публикаций по таможенной статистике внешней торговли, но и проводить  различного рода аналитические исследования, в частности, в области развития внешней торговли в региональном разрезе (региональная статистика), а  также по категориям участников внешнеэкономических  связей.

Для факторного анализа изменений  стоимостных объемов экспорта/импорта  таможенной статистикой исчисляется  взаимосвязанная система индексов: стоимости (Jpq), внешнеторговых цен (Jp) и физического объема (J 
q). Индексы внешней торговли исчисляются в целом по экспорту/импорту России и по укрупненным товарным группам.

Стоимостная оценка товаров в таможенной статистике. Статистические данные по экспорту и импорту в стоимостном  выражении являются важнейшими экономическими показателями, на базе которых рассчитывается целый ряд абсолютных и относительных  величин, характеризующих развитие внешней торговли страны.

Соотношение стоимости экспорта и  импорта за определенный период образует торговый баланс страны. Баланс внешней  торговли считается активным, если стоимость экспорта превышает стоимость  импорта, и пассивным при обратном соотношении.

Стоимость экспорта и импорта входят также в качестве важнейшей составной  части в платежный баланс страны.

Статистическая стоимость должна определяться для всех товаров, подлежащих учету, независимо от того, были они  объектом купли-продажи или нет.

Исходя из обязанностей продавца и  покупателя по доставке товара из одной  страны в другую, внешнеторговый контракт заключается с учетом коммерческих условий поставок, регламентируемых правилами по толкованию торговых терминов — Инкотермс. В зависимости от коммерческого условия поставки цена в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, будет различной. Так, один и тот же товар будет  иметь одну цену на заводе-изготовителе, другую, более высокую, — в порту  отправления, третью, еще более высокую, — в порту прибытия, поскольку  по мере продвижения товара от производителя  к потребителю к его стоимости  будут прибавляться расходы по перевозке, страхованию и прочие накладные  расходы.

Для получения сопоставимых данных необходимо все цены привести к единому  базису, принятому для всех экспортных и импортных товаров.

Коммерческими (базисными) условиями  во внешнеторговом контракте купли-продажи  называют специальные условия, которые  определяют обязанности продавца и  покупателя по доставке товара из одной  страны в другую и устанавливают  момент перехода риска случайной  гибели или повреждения товара с  продавца на покупателя.


Таким базисом при расчете стоимости  экспорта является цена ФОБ — российский порт, а при расчете статистической стоимости импортируемых товаров  фактурную стоимость товара в  зависимости от коммерческого условия  поставки следует привести к базе цен СИФ — российский порт или  СИП — пункт назначения на границе  Российской Федерации.

ФОБ — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

СИФ — условие продажи товара, согласно которому в цену товара


 включаются его стоимость  и расходы по страхованию и  транспортировке товара до порта  России.

Во всех случаях, когда торговая сделка совершается на иных условиях по сравнению с принятыми в  таможенной статистике, производится соответствующий пересчет на базисные условия.

Так, если по условию торговой сделки или контракта товары продаются  на условиях СИФ — порт страны-покупателя, для пересчета цен на единый базис  из цены контракта вычитают фактические  расходы на перевозку, страхование  товара в пути и другие издержки продавца за пределами своей страны. Например, цены на товары, купленные  на условиях ФОБ страны-экспортера, пересчитываются в цены СИФ путем  включения в цену расходов по транспортировке  товаров на территориях других стран  и страхованию.

Статистический учет экспортно-импортных  операций осуществляется в долларах США по курсу, определяемому ЦБ РФ на день принятия ДТ к оформлению.

В соответствии с Методологией рекомендуется при сборе данных и анализе импорта использовать в качестве страны-контрагента страну происхождения товара, а в качестве дополнительной информации (если неизвестна страна происхождения) — страну поставки.

При экспорте в качестве страны-контрагента используется страна конечного назначения.

Страной происхождения товаров  считается страна, в которой товар  был полностью произведен или  подвергнут достаточной* переработке.

* Критерием достаточной  переработки товара в данной  стране является, в частности,  изменение товарной позиции по  ТН ВЭД СНГ на уровне любого  из первых четырех знаков, произошедшее  в результате переработки товара.

Страна назначения — страна, известная на момент отгрузки как  конечная страна назначения товара.

Страной назначения для товаров, вывозимых для переработки, считается  страна, в которой товар подвергается переработке.

Страна поставки — страна, из которой получены товары, без  каких-либо коммерческих сделок или  иных операций, изменяющих юридический  статус этих товаров после их отправления  из этой страны.

Статистические данные в  публикациях по таможенной статистике внешней торговли приводятся по унифицированным  показателям, экономическое содержание и методы исчисления которых определены Методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза. Это создает условия для сопоставимости данных России и стран-контрагентов. Тем не менее на практике данные о взаимной торговле, рассчитанные в разных странах, зачастую не совпадают.

1.3. Нормативно-правовая основа ведения таможенной статистики внешней торговли в рамках Таможенного союза


Правовая база для ведения  внешнеторговой статистики РФ - ст. 48 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (с изм.от 28.07.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»6, учреждающая федеральную систему статистической отчетности. «Последняя формируется в том числе из отчетности Федеральной службы государственной статистики России (первичная статистика) и таможенной статистики Федеральной таможенной службы России (вторичная статистика). Подобное юридическое разграничение статистики на первичную и вторичную достаточно условно. В юридической литературе отмечается, что таможенная статистика является вторичной, так как она представляет собой необособленный статистический учет, который осуществляется в процессе выполнения ФТС России своих административно-управленческих задач, не связанных с формированием информационной инфраструктуры, но которые необходимо выполнять исключительно для таможенных целей»7.

Правовой механизм представления  участниками внешнеэкономической  деятельности статистических сведений о торговле между государствами - членами Таможенного союза был  введен Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 № 408.


Указанная «методология разработана  в соответствии с положениями  Таможенного кодекса Таможенного  Союза и официальной публикации Статистического Отдела ООН «Статистика  международной торговли товарами: концепции  и определения»9 (1998 г.) и рекомендации, содержащиеся в «Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли»10, разработанном Евростатом (изд. 3, 1990 г.)»11.

Целью Методологии является «определение порядка формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств – членов Таможенного союза с  третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами –  членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной  и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические  организации.

Помимо Методологии, вопросы  ведения таможенной статистики регулирует Инструкция «О порядке формирования данных таможенной статистики внешней  торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 837 (далее – Инструкция).

Данная Инструкция «разработана в целях установления единых подходов и алгоритмов формирования уполномоченными  органами государств - членов Таможенного  союза данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного  союза»12.

Поскольку основная информация для ведения таможенной статистики содержится в таможенных декларациях, то важное значение имеет Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (далее - Решение КТС № 257)13.


Таким образом, методология  ведения таможенной  статистики регламентирована как законодательством  Таможенного союза, так и национальным законодательством.

 

 

2. Система учета экспорта и импорта внешней торговли

 
2.1. Системы учета экспортных и импортных операций


       В международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций — «специальная» и «общая». «При «общей» системе учета внешней торговли экспорт и импорт регистрируется, когда товар пересекает государственную границу, а при «специальной» — когда он пересекает таможенную границу страны. Это различие имеет особое значение в тех случаях, когда товары проходят через свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся частью территории государства, где они находятся вне таможенной территории и не подлежат таможенному контролю. Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли при «специальной системе учета торговли (специальный импорт) только после того, как они будут выпущены из свободных таможенных зон и со свободных складов и поступят в свободное обращение. Специальный экспорт также охватывает товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт»14. Однако при «общей» системе учета «регистрируется весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе товары, ввезенные в свободные таможенные зоны и помещенные на свободные склады на момент ввоза, даже если эти товары поступят в свободное обращение позднее. В экспорте при «общей» системе учета помимо товаров, охватываемых «специальной» системой учета, регистрируются товары, которые были декларированы для ввоза в свободные таможенные зоны и на свободные склады, однако впоследствии были реэкспортированы. В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН желательно использовать «общую» систему учета торговли»15.

Отметим, что в Таможенном союзе «в таможенной статистике внешней  торговли учет импорта и экспорта товаров ведется на основании  общей системы учета торговли»16.

При общей системе учета  в таможенной статистике внешней  торговли учитываются:

импорт:

1) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру выпуск  для внутреннего потребления;

2) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру реимпорта;

3) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру переработки  на таможенной территории;


4) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза после совершения  действия таможенной процедуры  переработки вне таможенной территории;

5) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру переработки  для внутреннего потребления;

6) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру таможенного  склада;

7) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру отказа  в пользу государства;

8) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру беспошлинной  торговли;

9) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру временного  ввоза на срок один год и  более;


10) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны;

11) товары, ввезенные на  территорию государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру свободного  склада17;

экспорт:

1) товары, вывезенные с  территории государства - члена  Таможенного союза и помещенные  под таможенную процедуру экспорта;

2) товары, вывезенные с  территории государства - члена  Таможенного союза после завершения  действия таможенной процедуры  переработки на таможенной территории;

Информация о работе Система учета экспорта и импорта внешней торговли