Современные тенденции в развитии международной торговли товарами и услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, можно сформулировать следующую главную цель данной курсовой работы, состоящую в определении сущности, исследовании динамики и структуры международной торговли. Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач:
- определение сущности мировой торговли;
- исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития;
- определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе;
- рассмотрение современной политики в отношении международной торговли;
- сделать выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международная торговля в системе международных экономических отношений. Концепции международной торговли……....5
1.1. Структура международной торговли……………………………………11
1.2. Основные проблемы в международной торговли……………………...13
Глава 2. Характеристики международной торговли……………………...17
2.1. Противоречия современной международной торговли………………...21
2.2. Место и роль России в международной торговле………………………25
Глава 3. Современные тенденции в развитии международной торговли
товарами и услугами………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы и источников………………………38

Файлы: 1 файл

куррссааччч.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2 - Динамика мировых цен в 2002 – 2005 гг. (в % к предыдущему году)

Товары

2002

2003

2004

2005

Готовые изделия

2,4

14,4

9,7

6

Нефть

2,5

15,8

30,7

43,6

Сырье (кроме  нефти)

0,6

6,9

18,5

8,6

Металлы

-2,7

12,2

36,1

22,6

Продовольствие

0,7

5,2

14,5

-0,9

Напитки

16,5

4,9

3

24,4

Сельскохозяйственные  сырьевые материалы

1,8

12,2

36

22,6


 

В торговле готовыми изделиями растет доля наукоемких товаров, высокотехнологичной продукции (микротехника, химическая, фармацевтическая, авиакосмическая и т. п. продукция). Особенно четко это проявляется в обмене между развитыми странами — технологическими лидерами. Например, во внешней торговле США, Швейцарии и Японии на долю такой продукции приходится свыше 20%, ФРГ и Франции — около 15%.

Географическая  структура международной торговли изменилась также весьма заметно, хотя по-прежнему определяющим для ее развития является сектор «Запад-Запад», на долю которого приходится около 70% мирового товарооборота, а внутри этого сектора  заглавную роль играет десятка (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Швейцария, Швеция).

В то же время  торговля развитых стран с развивающимися растет более динамично. Это обусловлено  целым комплексом факторов, не последнее место среди которых занимает исчезновение целого кластера стран переходной экономики. По классификации ЮНКТАД все они перешли в разряд развивающихся стран (кроме 8 стран ЦВЕ, вошедших 1 мая 2004 г. в ЕС). По оценкам ЮНКТАД РС были мотором развития МТ в 1990-х гг. Таковыми они остаются и в начале XXI в. Это связано с тем, что хотя рынки РС менее емки, чем рынки РСРЭ, но они более динамичны, а потому более привлекательны для своих развитых партнеров, особенно для ТНК. При этом чисто аграрно-сырьевая специализация большинства РС дополняется передачей им функций по снабжению индустриальных центров материалоемкой и трудоемкой продукцией обрабатывающих отраслей, основанной на использовании более дешевой рабочей силы. Нередко это наиболее экологически грязные производства. ТНК способствуют росту доли готовой продукции в экспорте РС, однако товарная структура торговли в этом секторе остается преимущественно сырьевой (на 70-80%), что делает ее весьма уязвимой от колебаний цен на мировом рынке и от ухудшающихся условий торговли.

В торговле развивающихся  стран есть ряд весьма острых проблем, возникающих прежде всего из-за того, что главным фактором их конкурентоспособности  остается цена, а условия торговли, изменяющиеся не в их пользу, неизбежно  ведут к росту ее несбалансированности и менее интенсивному росту. Устранение этих проблем предполагает оптимизацию товарной структуры внешней торговли на базе диверсификации промышленного производства, ликвидацию технологической отсталости стран, делающей неконкурентоспособной их экспорт готовой продукции, повышение активности стран в торговле услугами.

Для современной международной торговли характерна тенденция к развитию торговли услугами, особенно деловыми (инжиниринг, консалтинг, лизинг, факторинг, франчайзинг и др.). Если в 1970 г. объем мирового экспорта всех услуг (включая все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, банковские услуги и т. д.) составлял 80 млрд. долл., то в 2005 г. — около 2,2 трлн. долл., т. е. почти в 28 раз больше10.

Вместе с  тем темпы роста экспорта услуг замедляются и существенно отстают от темпов роста экспорта товаров. Так, если за 1996-2005 гг. среднегодовой экспорт товаров и услуг вырос почти вдвое по сравнению с предыдущим десятилетием, то за 2001-2005 гг. прирост экспорта товаров в среднем в год составлял 3,38%, а услуг — 2,1%. Как следствие стагнирует показатель доли услуг в общем объеме мирового товарооборота: в 1996 г. он составлял 20%, в 2000 г. — 19,6%, в 2005 г. — 20,1%. Ведущие позиции в этой торговле услугами занимают РСРЭ, на них приходится около 80% всего объема международной торговли услугами, что обусловлено их технологическим лидерством.

Мировому рынку  товаров и услуг присущи тенденции, связанные с дальнейшей интернационализацией мирового хозяйства. Кроме роста  роли МТ в развитии мировой экономики, превращения внешней торговли в неотъемлемую часть национального воспроизводственного процесса, имеет место четкая тенденция к ее дальнейшей либерализации. Это подтверждается не только снижением среднего уровня таможенных пошлин, но и устранением (смягчением) количественных ограничений импорта, расширением торговли услугами, изменением характера самого мирового рынка, на который сейчас поступают не столько излишки национального производства товаров, сколько заранее согласованные поставки произведенных специально для конкретного потребителя товаров.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов  всего нынешнего объема международных экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать экономику, без участия в международной торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Международная торговля является следствием международного разделения труда и международной специализации. Это закрепляет за ней серьёзные  перспективы развития. Кроме того, мировая торговля способствует углублению интернационализации производства, международной экономической интеграции и глобализации. Исходя из этого изучение её современного положения и рассмотрение перспектив её развития необходимо для построения внешнеэкономической стратегии как на макро-, так и на микроуровне. Это означает, что не только государства должны иметь свою программу поведения на международном рынке товаров и услуг, но и сами предприятия и организации, работающие на этом рынке должны иметь стратегические концепции функционирования и поведения в меняющихся условиях.

Внешняя торговля, особенно в странах с открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых рынках, оказывает огромное влияние на общее состояние экономики. Ухудшение условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики.

Динамика развития международной  торговли характеризуется стремительным  ростом объёмов товарооборота в  последнее десятилетие. Это обусловлено  как ростом экономического, так и  научно-технического потенциала большинства государств. При этом важно отметить тенденцию, согласно которой растёт доля торговли готовой продукцией по отношению к доле торговли сырьём и материалами. В том числе повышаются и объёмы торговли полуфабрикатами. В растущем многообразии форм международной торговли весомое положение начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК. Это объясняется прежде всего укреплением позиции на международном уровне самих ТНК, а так же естественным благоприятным положением связанных, но находящихся в разных странах подразделений.

Существенную роль в  регулировании внешней торговли играет Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ), преобразованное  с 1 января 1995 г. во Всемирную торговую организацию, а также различные  товарные договоры и межправительственные торговые соглашения, заключаемые на двусторонней основе.

Таким образом, подводя  итоги, можно сказать, что в динамике наблюдается стремительный рост объёмов международной торговли, а доля готовой продукции в  нём неуклонно растёт. Структура  международной торговли, как географическая, так и товарная постоянно меняется, представляя собой в данный момент систему из двух элементов: развитые страны, торгующие в основном между собой, и развивающиеся страны, поставляющие свою продукцию в развитые страны.

 

 

 

Список  использованной литературы и источников

 

1.    Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения, учебное пособие - 4-е издание, М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.;

2.   Киреев А. Международная экономика. Часть первая. – М.: Международные отношения, 2006. – 414с;

3.       Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие/ Под ред. А.П. Голикова и др.- Симферополь: СОНАТ, 2004.- 432с.;

4.    Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994. Гл. 1;

5.   Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения - М.: Журнал "Внешнеэкономический бюллетень";

6.      В. И. Фомичев. Международная торговля.- М.: Инфра-М, 1998.

7.      http://www.grandars.ru – энциклопедия экономиста.

 

 

1 В. И. Фомичев. Международная торговля.- М.: Инфра-М, 1998.

2 Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения - М.: Журнал "Внешнеэкономический бюллетень"

3 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1998.

4 Киреев А. Международная экономика. Часть первая. – М.: Международные отношения, 2006. – 414с

5 Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие/ Под ред. А.П. Голикова и др.- Симферополь: СОНАТ, 2004.- 432с.

6  http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/mezhdunarodnaya-torgovlya.html

7 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1998.

8 Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994. Гл. 1  

9 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1998.

10 http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/mezhdunarodnaya-torgovlya.html

 


Информация о работе Современные тенденции в развитии международной торговли товарами и услугами