Стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие стандартов и стандартизации 4
2. Функции стандартизации, категории и виды 7
3. Роль сертификации в повышении качества продукции 11
Заключение 16
Литература 17

Файлы: 1 файл

Стандартизация и сертификация.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Качество - понятие многосложное, и его обеспечение требует максимальной консолидации научных сил объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов И при нынешней ситуации в России проблема качества только и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей и коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, каждого рабочего или исполнителя услуги.

Коренное повышение  качества продукции в современных  условиях является одной из ключевых экономических и политических задач. Именно поэтому на ее решение направлена совокупность таких мер, как стандартизация, государственный надзор за ее качеством, совершенствование системы разработки и постановки продукции на производство, организация всесторонних испытаний продукции, наконец, её сертификация.

Сертификация продукции  является важным средством обеспечения  торговых позиций в конкурентной борьбе между отдельными товаропроизводителями.

В сертификации заинтересованы не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик изделий заявлениям изготовителя), но и общественные и частные производственные, потребительские и научно-технические организации, правительства большинства стран и даже межправительственные организации.

Совершенствование системы  стандартизации, применение международных  стандартов – неплохая предпосылка  для создания предприятиями систем обеспечения качества, способных  значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Важно признание таких систем потребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации. Этого можно достичь с помощью сертификации. Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.

 Сертификация –  совокупность действий и процедур  с целью подтверждения (посредством  сертификата соответствия или  знака соответствия) того, что товар соответствует требованиям стандартов.

 В мировой и отечественной  практике применяются различные  методы подтверждения соответствия  объектов заданным требованиям,  которые выполняются разными  сторонами - изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Последними, в частности, могут быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельность органов технического и санитарного надзора за безопасностью, ведомственный контроль и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д.). [5]

 Сертификация выделяется  из процедур подтверждения соответствия  тем, что выполняется третьей  стороной, не зависимой от изготовителей  (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.

 Законом «О защите  прав потребителей» определено, что товар (работа, услуга), на  который законами или стандартами  установлены требования, обеспечивающие  безопасность жизни, здоровья  потребителя, охрану окружающей  среды и предотвращение причинения  вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации. Не допускается продажа товаров (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированных в установленном порядке знаком соответствия. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие данного закона.

 Органы по сертификации  сертифицируют продукцию, выдают  сертификаты соответствия и лицензии  на применение знака соответствия, а также приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Обязанностями изготовителей (продавцов, исполнителей) являются реализация продукции только при наличии сертификата; обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована; извещение органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

 Международным сообществом  принято определение сертификата  соответствия как документа, выданного в соответствии с правилами системы сертификации и указывающего, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или иному нормативному документу. Из этого определения следует, что сертификация создает определенную степень (не абсолютную) уверенности соответствия.

 Сертификация –  важный фактор обеспечения доверия  при взаимных поставках продукции,  а также решения таких крупных  социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

 Применение предприятиями  и в России сертификации продукции  в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

 обеспечивает доверие  внутренних и зарубежных потребителей  к качеству продукции; 

 облегчает и упрощает  выбор необходимой продукции  потребителям;

 обеспечивает потребителю  получение объективной информации о качестве продукции;

 способствует более  длительному успеху и защите  в конкуренции с изготовителями  несертифицированной продукции; 

 уменьшает импорт  в страну аналогичной продукции; 

 предотвращает поступление  в страну импортной продукции  не соответствующего уровня качества;

 стимулирует ускорение  НТП.

 Обязательная сертификация  в стране, как это предусмотрено  Законом РФ "О сертификации  продукции и услуг", вводится  законодательными актами РФ для  определенной продукции и проводится  уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

 Добровольную сертификацию  может проводить любое юридическое  лицо, зарегистрировавшее свою систему  в установленном порядке. Заявитель  на добровольную сертификацию  вправе сам установить номенклатуру  требований, на соответствие которым проводится сертификация. [1]

 С 14.02.2010 г вступило  в силу Постановление Правительства  РФ от 01.12.2009 г. N 982 «Об утверждении  единого перечня продукции, подлежащей  обязательной сертификации, и единого  перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», в котором значительно расширен перечень продукции, по которой обязательная сертификация заменена декларированием (продукты питания, косметические товары, обувь, одежда и т.д.).

 Расширение перечня  продукции, по которой обязательная  сертификация заменена декларированием  соответствия, связано с государственной  поддержкой предпринимательства,  направленной на формирование  благоприятного предпринимательского  климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, упрощение системы подтверждения соответствия товаров.

 Принятие вышеназванного  Постановления вызвало в обществе  множество споров и мнений, в  которых высказывалось опасение  о снижении качества продукции. Но опыт этих трех месяцев показал, что покупатель стал более тщательно выбирать производителей. А производители в свою очередь продолжают сертифицировать свою продукцию, но уже в добровольном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время роль и важность качества для формирования экономики страны является определяющей, качество – главный показатель оценки продукции, работ и услуг, определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Качество – это «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической  документации, определяющей прогрессивные  требования к продукции, изготовляемой  для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

У всех сегодня на устах  понятие "сертификация продукции  и услуг". А какова её роль в  повышении качества? Проблемы сертификации продукции и услуг тесно связаны с развитием системного подхода к управлению. Наиболее эффективный метод - внедрение систем управления качеством на базе стандартов ИСО серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

Сегодня россияне уже  не хотят быть безголосыми потребителями  всякого брака. Они объединяются на основе действующего законодательства, в Общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество. Уровень запросов наших потребителей сравнялся, по существу с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора жесткая конкуренция не могут не заставлять производителей думать о качестве. И те фирмы и предприятия которые осознали, что качество - это единственный путь к выживанию в условиях рыночной экономики, уже начинают получать отдачу от усилий и средств которые они вкладывают в качество.

 

Литература

 

 

  1. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии/ Г.Д. Крылова = Essentials of Standartization Certification Metrology / G.D. Krylova : учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 671 с.
  2. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : учебник для вузов / И. М. Лифиц. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 315 с.
  3. Метрология. Стандартизация. Сертификация : учебник для вузов / А. В. Архипов [и др.] ; ред. В. М. Мишин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 495 с.
  4. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: учебник для вузов / А. В. Архипов [и др.] ; ред. В. М. Мишин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 447 с.
  5. Товароведение, экспертиза и стандартизация : учебник для вузов / А. А. Ляшко [и др.]. - М. : Дашков и К°, 2009. - 668 с.



Информация о работе Стандартизация и сертификация