Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:57, реферат
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли.
Международная торговля 3
Этапы мировой торговли 3
Товарная структура мировой торговли 5
Теории международной торговли 10
Теория абсолютных преимуществ А. Смита 10
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо 12
Список использованной литературы: 14
Теории международной торговли
Выполнила Демчева А.Г.
Содержание:
Международная торговля
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:
Все эти вопросы актуальны и для России на нынешнем этапе ее развития. Поэтому теории международной торговли представляют определенный практический интерес.
Этапы мировой торговли
За время своего развития мировая торговля прошла несколько этапов.
Соответственно возрос и объем мировой торговли. Так, в 1965 г. он составил $172,0 млрд, в 1970 г. - $193,4 млрд, в 1975 г. - $816,5 млрд, в 1980 г. - $1,9 трлн, в 1990 г. - $3,3 трлн и в 1995 г. - свыше $5 трлн.
Именно в этот период был достигнут ежегодный 7% рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е гг. он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е гг. В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х гг., в середине этого периода он вновь показал высокие устойчивые темпы.
На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказал влияние ряд факторов:
Со второй половины XX
в. стала очень заметна
Помимо Германии быстрыми темпами рос экспорт и других западноевропейских стран.
Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли другими товарами.
Такое отставание обусловливается
выработкой заменителей сырья, более
экономичным его
Промышленно развитые страны
практически полностью
Товарная структура мировой торговли
Начиная со второй половины XX в. произошла существенная реструктуризация мировой торговли. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х гг. — это торговля машинами и оборудованием.
В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности и наукоемкие товары.
Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.
Одной из быстро развивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением переработки.
Важная
тенденция — расширение торговли
этой группой товаров между
В связи с ростом такой торговли резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, а также финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует обмен услугами между странами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-Кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.
Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции (Таблица 1).
Таблица 1
Товарная структура мирового экспорта по основным
группам товаров, %
Основные товарные группы |
1937 |
1960 |
1975 |
1988 |
1994 |
Продовольствие (включая напитки и табак) |
22,8 |
18,2 |
12,2 |
10,7 |
7,2 |
Сырье |
31,0 |
16,7 |
7,5 |
5,9 |
4,8 |
Минеральное топливо |
7,6 |
10,1 |
19,5 |
12,5 |
7,7 |
Продукция обрабатывающей промышленности |
38,8 |
55,0 |
59,7 |
72,4 |
76,5 |
Оборудование, транспортные средства |
10,6 |
21,2 |
27,9 |
35,1 |
38,2 |
Химические товары |
4,6 |
6,2 |
7,2 |
9,0 |
9,2 |
Прочая продукция |
23,6 |
27,6 |
24,6 |
28,3 |
29,2 |
Черные и цветные металлы |
10,6 |
9,0 |
7,3 |
5,3 |
6,6 |
Тектильные изделия |
8,7 |
5,4 |
4,9 |
6,8 |
7,6 |
Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание промышленно развитых стран. Так, в середине 90-х гг. на них приходилось около 70% мирового экспорта.
В отличие от большинства развивающихся стран «новые индустриальные страны», в особенности четыре «малых дракона» Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта (см. Таблица 2).
Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады»: США-Западная Европа-Япония.
Рисунок 1 "Большая Триада"
США в мировом экспорте занимают 12,3%, Западная Европа - 43%; Япония - 9,5%.
Отличительной тенденцией
современной международной
Таблица 2
Распределение экспорта по группам стран, %
Группа стран |
1987 |
1997 |
Промышленно развитиые страны |
69,9 |
70 |
Развивающиеся страны |
19,7 |
26 |
Страны с переходной экономикой |
10,4 |
4 |
Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, развивающиеся страны представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл.
В начале ХХI века на Россию приходилось менее 3% мирового ВВП. По объему внешнеторгового оборота в 2000-2001 гг. наша страна занимала 20 – 21-е место – рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия. По сравнению с 1990 г. физический объем внешнеторгового оборота сократился примерно вдвое и его товарная структура значительно ухудшилась.
Развитие российской внешней торговли в пореформенные годы характеризую данные Таблица 3 (о местоположении данной таблицы всем своим видом говорит Рисунок_Paint) . Они свидетельствуют о резком спаде внешнеторгового оборот в первые два года реформ. При сокращении за это время российского ВВП примерно на 30% против 1991 г. внешнеторговый оборот уменьшился вдвое, а с бывшими союзными республиками – втрое. В дальнейшем в 1994 – 1997 гг. происходил некоторое увеличение экспорта и импорта, однако темпы роста последнего были более низкими.
Рисунок 2 "О местоположении таблицы 3"
Таблица 3
Объем внешней торговли Российской Федерации
Теории международной торговли
Теория абсолютных преимуществ А. Смита
А. Смит в своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами.
Он доказал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного золота, сколько от способности производить ими те или иные товары или услуги.
«Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не требует шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»1.
С
огласно теории абсолютных преимуществ А. Смита страны экспортируют те товары, производство которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортируют те товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран).
Тогда международная торговля станет выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производят с меньшими издержками, чем их партнер, т. е. в производстве которых они будут иметь абсолютное преимущество.
Рассмотрим следующий пример:
Допустим, что страны А и В производят только два товара: Х и Y. В стране А для производства одной единицы товара X требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара Y — 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара X требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара Y — 4 единицы.
Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара X, поскольку для производства одной его единицы требуется лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12 в стране В. Производители страны В также имеют абсолютное преимущество в производстве товара Y, поскольку всего 4 единицы затрат идет на производство одной единицы товара Y по сравнению с 6 в стране А. (Таблица 4).