Управление ассортиментом товаров в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 00:10, реферат

Описание работы

На современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны не только уметь проводить экспертизу товаров при приёмке их на реализацию и создавать условия для сохранения качества при хранении, но и знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне.

Файлы: 1 файл

Глава 1 Управление ассортиментом товаров в торговом предприятии.docx

— 32.53 Кб (Скачать файл)

Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Таким образом, мы рассмотрели  основные понятия и свойства ассортимента. Выяснили, что ассортимент товаров  представляет собой систему отдельных  элементов, объединённых в группировки  по одному частному признаку. Ассортиментная характеристика определяет принципиальные различия между товарами разных видов  и наименований и предназначена  для удовлетворения потребностей потребителей. Для более глубокого изучения ассортимента необходимо охарактеризовать глубину, рациональность, гармоничность  и ассортиментный минимум товара.

 

Управление ассортиментом  товаров и факторы, влияющие на его  формирование

 

Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определённой ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит предположение, что события, имевшие место ранее, могут повторяться с определённой долей вероятности.

Кроме того, организации, применяющие  стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью  рекламы, выставок-продаж, презентаций  и других методов. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости  от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателей, социально-культурных, правовых и информационных характеристик  окружающей среды организации).

Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется её ассортиментной политикой.

Ассортиментная политика - общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.

Цель организации в  области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

-установлены реальные  и предполагаемые потребности  в конкретных товарах;

-определены основные  показатели ассортимента и дан  анализ его рациональности;

-выявлены источники товарных  ресурсов, необходимые для формирования  рационального ассортимента;

-оценены материальные  возможности организации для  выпуска, распределения и/или  реализации отдельных товаров;

-определены основные  направления формирования ассортимента.

Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определённых руководством организации.

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и  задачах, обуславливающих направления  развития ассортимента.

Факторы формирования ассортимента.

Различают общие и специфичные  факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкреплённая  платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит  от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и  других особенностей).

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают  определённое влияние государственные  меры по поддержке отечественных  изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента -производственные возможности изготовителей, специализация (класс, тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации, сегмент потребителей.

Материально-техническая  база товарного производства оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными.

Достижения научно-технического прогресса - мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых  товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного  качества возможна в основном в результате развития науки, техники и технологии.

Специализация торговой организации  относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она  определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство  организации принимает решение  о специализации, от которой зависит  её последующая деятельность, в том  числе и формирование ассортимента.

Каналы распределения  товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через  приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки  и в необходимом объёме облегчают  работу по формированию ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок  товаров, для которых имеется  налаженная система сбыта.

Методы стимулирования сбыта  и формирования спроса, в частности  рекламная поддержка товаров, в  условиях насыщенного рынка также  влияют на формирование торгового ассортимента.

Материально-техническая  база торговой организации может  оказать определённое воздействие  на формирование ассортимента. Если у  фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового  зала для выкладки товаров сложного, либо развёрнутого ассортимента, организация  не должна и планировать такого ассортимента.

Сегмент потребителей, на который  выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие или высококачественные или дешёвые низкокачественные  товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные  и индивидуальные запросы потребителей.

Таким образом, управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основными этапами управления являются установление требований к  рациональности ассортимента, определение  ассортиментной политики организации  и формирование ассортимента.

Регулирование вышеперечисленных  факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается  посредством установления определённых требований, предъявляемых к рациональному  ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических  и технологических документов.

 

 

 


Информация о работе Управление ассортиментом товаров в торговом предприятии