Всемирная торговая организация ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:29, реферат

Описание работы

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Содержание работы

1)Введение
2)Общие положения:
2.1Понятие «ВТО»
2.2История ВТО
3)Цели и принципы
4)Организационная структура ВТО:
4.1Министерская Конференция ВТО
4.2Комиссия по урегулированию споров
4.3Принятие решений
5)Членство
6)О ходе присоединения России к ВТО
6.1Цели и задачи присоединения
6.2Основные преимущества участия России в ВТО
6.3История развития процесс присоединения
6.4Критика
7)Заключение
8)Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВТО.docx

— 30.12 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1)Введение

2)Общие положения:

2.1Понятие «ВТО»

2.2История ВТО

3)Цели и принципы

4)Организационная структура ВТО:

4.1Министерская Конференция ВТО

4.2Комиссия по урегулированию споров

4.3Принятие решений

5)Членство

6)О ходе присоединения России к ВТО

6.1Цели и задачи присоединения

6.2Основные преимущества участия России в ВТО

6.3История развития процесс присоединения

6.4Критика

7)Заключение

8)Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         2

1)Введение

Использованная литература, документы и Интернет-ресурсы помогают разобраться в значении организации ВТО. На основе этого раскрываются не только основные понятия темы, но и важность необходимого подхода тщательного изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             3

2)Общие положения

2.1Всемирная торговая организация — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

ВТО является преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария). Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.

2.2История ВТО

Все возрастающая роль мировой  торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки  его преодоления в отдельных  развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными  пошлинами от иностранного импорта  показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом  требований либерализации внешней  торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная  в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной  организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё  до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле

                                                                          4

(ГАТТ), которое первоначально  рассматривалось лишь как часть

 всеобъемлющего соглашения  в рамках новой международной  торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное,  вступило в силу 1 января 1948 года.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединённые  Штаты были главной движущей силой  организации МТО и ГАТТ, первоначально  временное соглашение, продолжало действовать  без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально  задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой  средняя таможенная пошлина снизилась  с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью  снижения прямых таможенных пошлин и  скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились  раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский  раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В  результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано  соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы  достигли согласия о том, что в  рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами, но и в связи с все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в  мировой торговле принято Генеральное  соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней  торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток  создания международной организации  и существования временной конструкции  ГАТТ, регулирующей вопросы внешней  торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

                                                                            5

Осенью 2001 года в столице  Катара был начат Дохийский раунд переговоров

ВТО о дальнейшей либерализации  мировой торговли. Среди включённых в него вопросов - либерализация  мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов  и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному  сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это  может привести к снижению темпов экономического роста.

Таким образом, появилась  организация под названием ВТО, которая продолжает свою деятельность до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            6

3)Цели и принципы

 ВТО призвана регулировать  торгово-политические отношения  участников организации в сфере  международной торговли на основе  пакета соглашений т.н. Уругвайского  раунда многосторонних торговых  переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации  предусматривает создание постоянно  действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления  контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким  спектром торговых соглашений и имеет  гораздо большие полномочия в  связи с усовершенствованием  ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно  тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных  нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий  в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования  в торговле на недискриминационной  основе; взаимное предоставление национального  режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров  и т. д.

Все страны-члены ВТО принимают  обязательство по выполнению порядка  двадцати основных соглашений и юридических  инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС).

Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами  которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами

 

                                                                           7

4)Организационная структура ВТО

4.1Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

4.2Комиссия по урегулированию споров

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между  государствами-участниками споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

4.3Принятие решений.

 В ВТО практикуется  принятие решений на основе  консенсуса. При его отсутствии  решение принимается большинством  голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются ¾ голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).

                                                                                8

5)Членство

 В соответствии с  Соглашением об учреждении ВТО  странами-учредителями организации  стали участники ГАТТ, которые  представили списки обязательств  по товарам и услугам и ратифицировали  пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными  участниками ВТО являются 132 государства,  причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми  членами, а остальные имеют  статус страны-учредителя.

В настоящее время более  тридцати государств имеют статус наблюдателя  в ВТО. Подавляющее большинство  из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии и  практически все государства  СНГ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.

Процедура присоединения  к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования  ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит  из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс  занимает несколько лет. Все указанные  ниже процедуры присоединения полностью  распространяются и на Россию. (Более  подробно см. информационно-аналитический  материал «О ходе присоединения России к ВТО»).

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического  режима присоединяющейся страны. После  этого начинаются консультации и  переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными  странами-членами ВТО.

Прежде всего, эти переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет  готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и  услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет  означать прекращение ее дискриминации 

                                                                          9

на внешних рынках. В  случае противоправных действий со стороны  какого-

либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной  процедурой результаты двусторонних переговоров  о взаимной либерализации доступа  на рынки и условия присоединения  должны быть оформлены следующими официальными документами:

- Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь  пакет обязательств, которые присоединяющаяся  страна примет на себя по  итогам переговоров; 

- Протоколом о присоединении,  юридически оформляющим достигнутые  договоренности;

- Списком обязательств  по тарифным уступкам в области  товаров и сельского хозяйства;

- Списком специфических  обязательств по доступу на  рынок услуг.

Одним из главных условий  присоединения новых стран к  ВТО является приведение их национального  законодательства и практики регулирования  внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом  присоединяющейся страны всего пакета документов.

 

 

 

 

 

 

                                                                             10

 

6)О ходе присоединения России к ВТО

6.1Цели и задачи присоединения

В соответствии с установленной  процедурой присоединения к ВТО, Россия начала сложный, многоэтапный и  достаточно долговременный процесс  по оформлению членства в этой влиятельной  международной организации, что  предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров  со странами-членами ВТО. (Более подробно о процедуре присоединения см. в справочно-аналитической записке  «Всемирная торговая организация).

Главная задача России на переговорах - получение условий членства в  ВТО, которые исключали бы ущемление  ее прав в сфере международной  торговли, обеспечили бы реальное улучшение  доступа на мировые рынки товаров  и услуг.

Информация о работе Всемирная торговая организация ВТО