Взаимодействие продавца и покупателя на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:00, лекция

Описание работы

При административно-командной системе управления экономикой взаимоотношения поставщика и получателя по поставкам товаров подвергались детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по по¬ставкам товаров было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики. Однако формы и содержание нормативных документов по регулированию поставок товаров были различны на отдельных этапах развития экономики.

Файлы: 1 файл

Лекция 2. Взаимодействие продавца и покупателя на рынке.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)


Тема:  «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОДАВЦА И 

ПОКУПАТЕЛЯ  НА РЫНКЕ»

При административно-командной  системе управления экономикой взаимоотношения поставщика и получателя по поставкам товаров подвергались детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам товаров было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики. Однако формы и содержание нормативных документов по регулированию поставок товаров были различны на отдельных этапах развития экономики.

До 1959 г. в стране действовали  многочисленные «Основные условия поставки отдельных видов товаров».

В 1959 г. впервые было утверждено «Единое положение о поставках продукции производственно-технического назначения» и «Положение о поставках товаров народного потребления».

Наряду с положениями  действовали    многочисленные    «Особые    условия    поставки», регулировавшие особенности поставок отдельных видов товаров.

 В 1969 и 1981 гг. положения о поставках были пересмотрены и скорректированы в сторону большей регламентации условий поставок от поставщиков к покупателям.

  Положения о поставках,   а   также   Особые   условия   поставок   существенно ограничивали инициативу предприятий и организаций, лишали их возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением договоров поставки. В положениях господствовали нормы директивного характера, которые ограничивали выбор партнера, возможности сторон определять в договорах условия, соответствующие конкретной поставке товаров. Особые условия поставки также содержали множество норм, обязательных при заключении и исполнении договоров. Ярмарочный комитет на оптовой ярмарке предлагал единый для всех ее участников текст договора. В результате сторонам оставалось мало возможности самим формировать условия договора. Договор в связи с этим утрачивал отведенную ему роль основного документа, определяющего права и обязанности сторон с учетом конкретных особенностей каждой поставки.

Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рынку, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия  партнеров по договору, устранения излишней регламентации, перехода от административно-командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения материальных ресурсов к свободной продаже товаров, повышения роли хозяйственного договора.

Утвержденные в 1988 г. «Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления» сделали шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями. В соответствии с этим стороны, заключающие договор, получили возможность, сообразуясь с конкретными условиями, самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортимент, сроки поставки, порядок доставки, качество товаров, во многих случаях цены и др. Однако по мере перехода к рыночной экономике эти Положения утратили свое обязательное регулирующее значение и стали играть роль консультативно-методического документа во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров.

В условиях развитой рыночной экономики роль документов, централизованно  регулирующих хозяйственные связи  между поставщиками и покупателями, уменьшается и уступает место самостоятельному регулированию хозяйственных взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства. Договор в условиях рыночных отношений является основным документом во взаимоотношениях продавца и покупателя.

В контексте этого положения  в стране введены в действие части первая и вторая Гражданского Кодекса (ГК) РФ, принятые Государственной думой. В ГК излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок заключения договора, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права.

Поэтому хозяйственные  связи между поставщиками и покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения между партнерами по договору поставки, обеспечение исполнения обязательств, договорные взаимоотношения регулируются указанным выше ГК РФ, являющимся основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров.

Взаимодействие  продавца и покупателя в условиях рынка  может происходить чаще всего на ярмарке, которые существуют в рынке для организации этого взаимодействия  в определённое время, в течение определённых сроков и внеярмарочно – при личном посещении предприятий -производителей, аукционов, бирж, торговых домов, оптовых посредников и в процессе обмена деловыми (коммерческими ) письмами  с перечисленными предприятиями, если они находятся вне данного региона.

Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении коммерческой сделки, от имени юридического лица и имеют правовую силу, т.е. могут быть обжалованы в суде.

По  своему функциональному назначению выделяются три вида коммерческой переписки:

  • запрос — ответ на запрос;
  • предложение (оферта) — ответ на предложение;
  • согласие заключить сделку (акцепт).  
         Запрос — коммерческий документ, представляющий собой обращение покупателя к продавцу, импортера к экспортеру с просьбой дать подробную информацию о товарах и направить предложения на поставку товара. В запросе указывается наименование товара и условия, на которых партнеру желательно получить товар, например, количество и качество товара, его модель, марка, цена, сроки поставки, условия платежа. Запрос такого типа входит в группу контрактных документов и используется при подготовке к заключению сделки.

Если  продавец не может сразу выслать  покупателю интересующий его товар, он направляет ему письмо, в котором сообщает следующую информацию:

  • принятие вопроса к рассмотрению;
  • выяснение возможностей поставки интересующего товара 
    покупателю;
  • отказ поставить интересующий покупателя товар;
  • изменение условий поставки (изменение количества товара, 
    модели, марки, сроков поставки и т.п.);
  • обещание направить предложения на поставку интересующего покупателя товара. ,

В случае, если продавец может сразу удовлетворить  просьбу покупателя и поставить интересующий его товар, он направляет ему предложение (оферту), т.е. заявление о желании заключить сделку с указанием ее конкретных условий.

Оферта — формальное предложение заключить коммерческую сделку, содержащее все существенные условия соглашения: ассортимент, количество, цены, сроки, ответственность сторон и т.п.

В оферте обычно указывается наименование предлагаемого товара, количество, качество, цена, срок поставки, условия платежа, род упаковки и другие условия в зависимости от характера товара.

Если  покупатель не согласен с условиями  предложения или если он не заинтересован  в закупке предлагаемого товара, он отклоняет его принятие.

Если покупатель не согласен с каким-либо условием предложения (например, с количеством товара, ценой, сроками поставки и т. п.), он сообщает об этом продавцу и между ними устанавливается переписка или проходят переговоры до тех пор, пока не будет достигнута полная договоренность обо всех основных элементах сделки.

Акцепт – это ответ лица, которому адресована оферта. Он должен быть полным и безоговорочным. ГК РФ установлено, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из этого закона, обычаев делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Начало действий по исполнению договора лицом, получившим оферту, считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или не указано Итогом этих взаимоотношений являются торговые сделки – торговые операции, совершаемые двумя сторонами, при наличии как минимум двух товаров, обладающих потребительской ценностью, времени и места соглашения. Различают односторонние (завещание, доверенность и др), двусторонние, многосторонние сделки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимодействие продавца и покупателя на рынке