Адаптивная физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:38, реферат

Описание работы

Специально-методические принципы АФК Принципы использования АФК, предполагающие учет взаимосвязи биологических и психологических особенностей объекта педагогического воздействия (людей с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, поражением опорно-двигательного аппарата и др.) с двигательной сферой.

Файлы: 1 файл

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 17.01 Кб (Скачать файл)

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (АФК). ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Адаптивная физическая культура (АФК) - это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры.

 

Адаптивное физическое воспитание

 Содержание  адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование  у инвалидов и людей с отклонениями  в состоянии здоровья комплекса  специальных знаний, жизненно и  профессионально необходимых двигательных  умений и навыков; на развитие  широкого круга основных физических  и специальных качеств, повышение  функциональных возможностей различных  органов и систем человека; на  более полную реализацию его  генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и  использование оставшихся в наличии  телесно-двигательных качеств инвалида. Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Естественные движения, свойственные человеку в беге, прыжках, метании, плавании, стрельбе, играх, ходьбе на лыжах и так далее, в лечебных целях применялись давно. 
    Постепенное совершенствование методик лечебной физической культуры дает толчок развитию нового направления, получившего название реабилитационного спорта. 
    Историческое развитие реабилитационного спорта тесно связано как с вопросами физической культуры, так и с вопросами физического воспитания. 
    В XIX веке стали известны работы немецкого ученого Линдемана, который впервые подчеркнул разницу между лечебной физической культурой и реабилитационным спортом . 
    Он отмечал, что лечебная гимнастика имеет дело с больным человеком и исходит от его болезни, дефекта, в то время как реабилитационный спорт исходит от увечного и ставит во внимание самого человека во всем многообразии его возможностей. Лечебная физическая культура — это лечение, ограниченное по времени выздоровлением человека; реабилитационный спорт обладает моторной активностью, по времени он не ограничен, по возрасту тоже, в нем без принуждения занимающийся может выбрать любой доступный и понравившийся ему вид спорта. 

Анализ литературных источников показал, что детей инвалидов разных нозологических групп в нашей стране становится с каждым годом все больше. К основным категориям нарушенного и отклоняющегося развития относятся: нарушение интеллекта (умственно отсталые дети), задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, эмоциональные расстройства (ранний детский аутизм и др.), тяжелые множественные нарушения. 

Обучение, воспитание таких детей представляет труднейшую проблему. И уже она реализовывается в специальных (коррекционных) школах, опираясь на программы, имеющиеся и разрабатываемые методические и нормативные материалы. Основным направлением современного специального образования детей с нарушениями развития является создание комплексной системы педагогической помощи. Один из компонентов коррекционно-развивающей помощи таким детям – адаптивная физическая культура. Педагогический и социальный смысл адаптивного физического воспитания – физкультурное воспитание и самовоспитание личности ребенка, телесное, психическое и нравственное здоровье, повышение двигательной активности и работоспособности, общефизических и координационных способностей, развитие творческих способностей, привлечение к систематическим занятиям спортом, игра, двигательной рекреацией.  

  Одной из наиболее важной проблемой адаптивного физического воспитания – это повышение двигательной активности детей всех возрастных и нозологических групп. Недостаточно используется резервы времени для внеклассной работы. Есть категории детей-инвалидов, вовсе не охваченных физкультурным образованием и они автоматически освобождаются от физкультурных занятий.

 


Информация о работе Адаптивная физическая культура