Нарушения
Различные нарушения наказываются
перемещением мяча в одну или другую
сторону на определённое число ярдов;
розыгрыш обычно переигрывается с той
же попытки. При этом нападающая команда
может получить новую серию из
4-х попыток либо автоматически, либо
потому, что наказание передвинуло
мяч на 10 ярдов или больше. Если
наказание перенесло бы мяч в
очковую зону, такое наказание
заменяется на наказание, составляющее
половину расстояния до очковой зоны.
Судья подает сигнал о нарушении
выбрасыванием на поле жёлтого флага.
Пострадавшая команда может принять
или отклонить наказание. Обычно
наказание отклоняется, если в результате
наказания провинившаяся команда
получит преимущество (например, команда
нападения заработала тачдаун, но при
этом во время розыгрыша был зарегистрирован
офсайд).
Наиболее часто встречающиеся
нарушения:
- Фальстарт (англ. False start) — игрок нападения начинает движение (кроме условленных перебежек) до снепа после того, как команда выстроилась для розыгрыша. Нападение наказывается пятью ярдами.
- Офсайд (англ. Offsides) — игрок находился не на своей стороне (по отношению к линии розыгрыша) во время начала розыгрыша (снепа). Если защитник пересекает линию розыгрыша без контакта с игроком нападающей команды (см. нарушение Enсroachment) и возвращается назад до снепа, то нарушение не присуждается. Наказывается пятью ярдами.
- «Вторжение» (англ. Enсroachment) — до снепа игрок защиты пересёк линию розыгрыша и совершил контакт с игроком линии нападения или между ним и квортербеком нет игроков (т. н. «clear path to the quarterback»). Защита наказывается пятью ярдами.
- Нелегальная смена (англ. Illegal shift) — во время постановки перед схваткой, как известно, только один игрок может двигаться, если перебегает более чем один игрок — присуждается это нарушение.
- Задержка (англ. Holding) — игрок держал или тянул игрока команды противника, у которого не было мяча. Провинившаяся команда наказывается десятью ярдами. Если нарушение совершено нападающей командой в своей зачётной зоне, присуждается сейфти.
- Помеха пасу (помеха игроку, не владеющему мячом или помеха игроку в приёме мяча — по аналогии с хоккеем) (Pass interference) — игрок нападения или защиты мешал игроку противоположной команды поймать пас вперёд, не пытаясь при этом поймать его сам. В случае нарушения нападением, наказание составляет 10 ярдов. Если провинилась защита, то мяч переносится в место нарушения. Если нарушение было в очковой зоне, то мяч ставится на 1-ярдовую отметку.
- Задержка игры (англ. Delay of Game) — нападающая команда не начала очередной розыгрыш за отведённое для этого время. Защита наказывается за задержку игры крайне редко, в случаях, когда защитники мешают команде нападения занять свои позиции перед очередным розыгрышем. Наказание — 5 ярдов.
- Преднамеренный выброс (англ. Intentional grounding) — Квотербек преднамеренно выбрасывает мяч, чтобы не допустить потери ярдов. При этом нарушении должен быть выполнен ряд условий: Квотербек должен находиться под прессингом, в зоне падения мяча не должно быть принимающих, квотербек должен находиться в т. н. «конверте». При соблюдении всех этих условий присваивается нарушение. Нападение получает штраф 10 ярдов. Если квортербек вышел из «конверта» и, находясь под прессингом, выбрасывает мяч через линию розыгрыша, нарушение не присуждается. Если квортербек совершил нарушение в своей зачётной зоне, присуждается сейфти.
- Персональные нарушения: наказываются 15 ярдами.
- Захват за маску (англ. Face mask) — игрок тянул другого за маску шлема.
- Атака пасующего и атака кикера (англ. roughing the passer/kicker) — игрок защиты атаковал пасующего или кикера, когда у того не было мяча. По правилам NFL, защитнику разрешается сделать ещё один шаг в сторону пасующего/кикера после того, как последний оказался без мяча.
- Необоснованная жестокость (англ. unnecessary roughness) — игрок жестко атаковал соперника при отсутствии такой необходимости, например, когда тот был за пределами поля.
- Неспортивное поведение (англ. unsportsmanlike conduct) — игрок совершил действия, попадающие под определение неспортивного поведения, такие как: плевок в соперника, оскорбление жестом и т. п. Данное нарушение может применяться по отношению к тренерам, порой — к зрителям.
Роли игроков
Примерная расстановка игроков
нападения и защиты.
Нападающая команда
Нападающей командой называется команда,
владеющая мячом и начинающая
розыгрыш.
Нападающая команда состоит
из квотербека (англ. quarterback), лайнменов (англ. linemen), беков (англ. backs) и ресиверов (англ. receivers).
- Основная функция лайнменов — блокировать игроков защиты. Лайнмены выстраиваются в линию нападения. Линия нападения включает в себя следующих игроков:
- Центр (Ц) (center) — основной лайнмен: сбрасывает мяч назад квотербеку в начале розыгрыша.
- Нападающие гарды (НГ) (англ. offensive guard) — два игрока, находящиеся слева и справа от центра (левый\правый гард)
- Нападающие таклы (НТ) (англ. offensive tackle) — находятся по обеим сторонам от нападающих гардов (левый\правый такл)
- Тайт-энд (ТЭ) (англ. tight end) — тайт-энд играет сбоку от таклов. Тайт-энд в отличие от других лайнменов может принимать мяч, поэтому он выполняет блокирующую и принимающую роль в зависимости от выбранного типа розыгрыша.
- Беки и ресиверы в основном продвигают мяч вперёд. Беки, как правило, получают мяч непосредственно от квотербека. Ресиверы обычно принимают пасы вперёд.
- Ресивер (Р) (англ. wide receiver) — основной задачей ресивера является получение паса от квотербека. Для этого ресивер должен обладать хорошей скоростью и умением ловить мяч в сложных ситуациях. Ресиверы обычно размещаются на дальних краях линии нападения.
- Фуллбек (ФБ) (англ. fullback) — игрок, находящийся позади линии нападения (сзади от квотербека). Он может блокировать, бежать с мячом, ловить короткие пасы. Во время бегущих розыгрышей в его основную задачу зачастую входит «расчищение дороги» тейлбеку.
- Тейлбек (ТБ) (англ. tailback), или «Халфбек» (ХБ) (halfback) — игрок, находящийся позади всех игроков нападения, в задачу которого входит пронос мяча вперёд во время бегущих розыгрышей. Тейлбек должен уметь крепко держать мяч, находить прорехи в обороне и пытаться пробегать через них, обманывая финтами игроков противника.
- Квотербек (КвБ) (англ. quarterback) — основной игрок нападения, находится непосредственно за центром и принимает от него мяч в начале розыгрыша. Квотербек — мозговой центр команды. Он решает какой тип розыгрыша будет выполнять команда (либо получает такое указание от тренера, именуемого Координатором нападения), отдаёт пасы, передаёт мяч игрокам для бегущих розыгрышей и, иногда, сам продвигает мяч вперёд.
Нападающая команда старается
использовать свои сильные стороны
для продвижения мяча вперёд. Команда
с сильными беками может предпочитать
передвигать мяч по земле. Команда
с сильными ресиверами и квотербеком
будет много пасовать. Обычно, нападающая
команда старается менять типы розыгрышей,
чтобы не дать команде противника предугадать
тип розыгрыша и подготовиться к нему.
В зависимости от ситуации, нападающая
команда использует различные начальные
расстановки. Некоторые начальные расстановки
больше подходят для бегущей игры, некоторые —
для игры в пас. Команда может выпускать
больше ресиверов на поле, если требуется
продвинуть мяч на большое расстояние
любой ценой, или больше бегущих игроков,
если требуется продвинуть мяч на небольшое
расстояние, например, чтобы заработать
тачдаун рядом с очковой зоной.
Основные правила при игре в
нападении:
- Необходимо иметь 7 игроков на линии розыгрыша (англ. line of scrimmage).
- Перед началом розыгрыша никто из игроков нападения не имеет права двигаться. Единственное исключение: один игрок может перемещаться в момент начала розыгрыша вдоль линии нападения.
- Только два игрока, замыкающих линию нападения, и все игроки, находящиеся позади, могут принимать мяч. В случае, если мяч потерян (т. н. фамбл (англ. fumble)), это ограничение снимается и все игроки могут бороться за мяч.
Защищающаяся команда
Защитники атакуют игрока с мячом
Защищающаяся команда — команда, которая
в начале розыгрыша не владеет мячом.
В отличие от нападающей команды, защищающаяся
команда не ограничена правилами
в расстановке игроков на поле.
Единственное ограничение — все игроки
должны находиться на своей стороне от
линии, на которой стоит мяч до начале
розыгрыша (линии нападения). Однако, большинство
команд включают в себя линию защиты, состоящую
из защитных таклов и эндов, лайнбекеров,
стоящих позади, и защитных беков — корнербеков
и сейфти.
- Защитные энды (ЗЭ) (англ. defensive ends) — два игрока, стоящие по краям защитной линии. Их задача — попытаться добраться до пасующего, а также остановить игроков с мячом, пытающихся пронести мяч по краям. Более быстрый энд обычно размещается справа, чтобы находиться в слепой зоне квотербека-правши.
- Защитные таклы (ЗТ) (англ. defensive tackles) — игроки, находящиеся между эндами. В их задачу входит атака квотербека и предотвращение прорывов с мячом посередине.
- Лайнбекеры (ЛБ) (англ. linebackers) — игроки, размещающиеся позади линии защиты. Лайнбекеры — «защитники-универсалы», они выполняют множество функций в зависимости от ситуации. В задачу лайнбекера может входить атака на квотербека, прикрытие ресиверов, атака игрока, бегущего с мячом. Центрального лайнбекера иногда называют «квотербеком защиты». В его задачу входит разгадывание замысла противника и выбор правильной расстановки игроков защиты.
- Защитные беки (англ. defensive backs):
- корнербеки (КоБ) (англ. cornerbacks) — игроки, прикрывающие ресиверов, стараясь отбить или перехватить мяч. Если нападающая команда выбрала бегущий розыгрыш, корнербек атакует игрока с мячом.
- открытый сейфти (ОС) (англ. free safety) и сильный сейфти (СС) (англ. strong safety)) — игроки, размещающиеся позади остальных игроков защиты. Они помогают корнербекам прикрывать ресиверов, особенно во время попыток дальнего паса. Часто сейфти являются последней надеждой защиты на остановку игрока с мячом (по этой причине сейфти — одни из самых быстрых игроков защиты).
Защищающаяся команда, стараясь предугадать
развитие атаки, выбирает наиболее подходящую
схему защиты. Схемы обычно содержат
в себе следующие элементы:
- Блиц — лайнбекеры или защитные беки пытаются атаковать пасующего.
- Зонная защита — игрок защиты прикрывает определённую зону поля.
- Индивидуальная защита — игрок защиты прикрывает определённого игрока нападения.
Основные правила при игре в
защите:
- Игроки защиты не могут мешать игроку нападения принять мяч во время паса, если он находится дальше пяти ярдов от линии нападения, если игроки защиты сами не способны принять мяч. Например, нарушением является момент, когда корнербек задерживает ресивера, при этом, несмотря на летящий мяч.
- Запрещается хватать игроков за маску шлема и проворачивать. Просто отталкивать разрешено.
- Запрещается атаковать пасующего или пантера, после того, как тот избавился от мяча.
- Запрещается пересекать линию нападения во время начала розыгрыша.
Специальные команды
Попытка забить гол
Специальными командами называют
игроков, выходящих на поле, когда
мяч выбивается ногами — во время начального
розыгрыша, во время четвёртой попытки,
когда нападающая команда выбивает мяч,
во время попыток забить гол или заработать
дополнительное очко после тачдауна. Большинство
игроков специальных команд — запасные
игроки для других позиций атаки или обороны.
Особые игроки, играющие в специальных
командах:
- Кикер (англ. placekicker) — игрок, выбивающий мяч во время начальных розыгрышей и при попытках забить гол.
- Холдер (англ. holder) — игрок, который должен принять мяч, поставить его на землю и придержать его для кикера. Обычно холдер размещается в 7-8 ярдах от линии, на которой стоит мяч. Часто в роли холдера выступает запасной квотербек или пантер.
- Пантер (англ. punter) — игрок, выбивающий мяч с рук в ситуации, когда мяч необходимо отдать противоположной команде, но как можно дальше от своей очковой зоны (обычно во время 4-й попытки).
- Далекий снеппер (англ. long snapper) — игрок, исполняющий роль центра в специальной команде.
- Возвращающие (англ. kick returner и англ. punt returner) — игроки принимающей команды, ловящие мяч и старающиеся пронести его как можно дальше.
В случае специальных розыгрышей бьющие
игроки (кикер с холдером или пантер) располагаются
на значительном расстоянии от линии нападения,
чтобы не дать возможности игрокам защиты
заблокировать удар. Далекий снеппер при
этом отбрасывает мяч сильным броском
между ног.
Основные правила при начальном
розыгрыше:
- Никто не может пересекать линию нападения до того как мяч выбит.
- Мяч должен пролететь хотя бы 10 ярдов прежде, чем выбивающая команда может его трогать.
- Если игрок защиты поймал мяч в очковой зоне и остался в ней, или мяч покинул поле в очковой зоне, принимающая команда начинает игру с 20-ярдовой отметки (т. н. тачбек)
- Если мяч вылетел за боковую линию прежде, чем его кто-либо коснулся, объявляется нарушение, и принимающая команда начинает розыгрыш с 40-ярдовой отметки.
Основные типы начального розыгрыша:
- Далёкий удар — самый распространённый тип. Выбивающая команда выбивает мяч как можно дальше, чтобы заставить возвращающую команду пройти как можно большее расстояние до очковой зоны.
- Скользящий удар (англ. squib kick) — удар, при котором мяч летит низко, отскакивая от земли. Используется в ситуациях, когда быстрые игроки возвращающей команды способны вернуть мяч через всё поле и заработать тачдаун. Выбивающая команда жертвует позицией на поле, но мяч при этом попадает в руки более медленных игроков.
- Удар в сторону (англ. on-side kick) — удар, при котором кикер бьёт мяч в землю, чтобы он, пролетев минимальное расстояние (10 ярдов), попал в руки выбивающей команды. Этот тип используется обычно в критических ситуациях, когда выбивающая команда уступает в счёте в конце игры и ей необходимо получить мяч, чтобы сравнять игру или победить. В случае, если возвращающая команда получает мяч, она оказывается в отличной позиции для атаки — обычно на половине соперника.
Основные правила при ударе
мяча с рук — панте:
- Игроки защиты не могут атаковать пантера, их целью должен быть мяч, а не выбивающий его игрок.
- Игрок принимающей команды может
- принять мяч и пытаться вернуть его. В этом случае, его пытаются остановить, как будто он игрок нападения.
- сигнализировать, что он не будет пытаться вернуть мяч, размахивая рукой над головой. В этом случае розыгрыш заканчивается в момент приема мяча, и выбивающая команда не имеет права трогать принимающего.
- не принимать мяч. В этом случае мяч устанавливается в том месте, где он покинул поле или был тронут выбивающей командой.
- Если мяч ударился в очковой зоне (или пересек её линию в студенческом или школьном футболе), возвращающая команда начинает атаку с 20-ти ярдовой отметки, т. н. тачбек (англ. touchback).