Анализ отечественных и зарубежных программ профилактики наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 17:35, реферат

Описание работы

Мы не только узнаём наркоманов толпе, но, как ни трудно об этом говорить, многие из нас столкнулись с фактом употребления наркотиков в кругу друзей. Уже давно известно, что не менее половины молодых россиян хотя бы однократно принимали с токсиманической целью тот или иной наркотик. С экрана телевизора, из газет и журналов мы получаем исчерпывающую информацию о пагубности наркотики, как для каждого потенциального потребителя, так и для нации в целом. Однако распространение наркомании не только не снижается, но и продолжает расти.

Содержание работы

Введение.
Программа профилактики наркомании в России.
Программа профилактики наркомании в Германии.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

reerat_nark (1).docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Анализ отечественных  и зарубежных программ профилактики  наркомании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат по профилактики наркомании

средствами физической культуры

студентки 1 курса

факультета физической культуры и спорта

(профиль «Педагогическое  образование»)

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Самара, 2015

 

 

Содержание

  1. Введение.
  2. Программа профилактики наркомании в России.
  3. Программа профилактики наркомании в Германии.
  4. Заключение.
  5. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

          Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. И всё таки некоторых ошибок лучше не совершать, слишком много горя способны они причинить...        

 К сожалению, тема наркомании  давно стала привычной и понятной  большинству граждан нашей страны.         

 Мы не только узнаём  наркоманов толпе, но, как ни трудно  об этом говорить, многие из  нас столкнулись с фактом употребления  наркотиков в кругу друзей. Уже  давно известно, что не менее  половины молодых россиян хотя  бы однократно принимали с  токсиманической целью тот или иной наркотик. С экрана телевизора, из газет и журналов мы получаем исчерпывающую информацию о пагубности наркотики, как для каждого потенциального потребителя, так и для нации в целом. Однако распространение наркомании не только не снижается, но и продолжает расти.        

 Уже несколько тысячелетий  медицина изучает тело человека. И ещё дольше человеческую  душу сопровождает религия, сложно  и малоизученным остаётся социум, пространство, где пребывает вместе  душа и тело. Где они враждуют  и блаженствуют. Очевидное и обыденное далеко не всегда бывает понятным. Наркомания остаётся малоизученным феноменом. Этот патологический процесс реализован на биологическом и социальном уровнях функционирования человека.

 И самым доступным и современным способом для этого является профилактика наркомании и токсикомании в школах. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий. Дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении, как наркомания. Они в состоянии четко понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия их употребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа профилактики наркомании «Сталкер» в России

 

«Сталкер» - комплексная программа профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения, для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.

 

Актуальность

Проблема недостаточной информированности подростков по вопросам ПАВ значительна и актуальна, так как первые пробы ПАВ часто связанны с желанием узнать об их действии и отсутствии представлений о том, к каким неблагоприятным воздействием на организм это может привести. Недостаточная информированность порождает в подростковой среде массу мифов, старательно поддерживаемых потребителями и распространителями ПАВ, о возможной безвредности или даже о полезности наркотиков, их распространенности в обществе. На представления подростков влияет и реклама, пропагандирующая употребление алкоголя и табачных изделий, связывающая их с личностной и карьерной успешностью.

Учитывая недостаточное внимание, уделяемое образовательными программами этим вопросам, можно сказать, что подростки зачастую оказываются в ситуации информационного дефицита о проблемах, связанных с потреблением ПАВ, или в условиях искаженной информированности и неопределенного социального отношения к потреблению наркотиков.

 

Цель: Создание адекватного информационного поля, формирующего установку на неприятие употребления ПАВ.

 

 

Задачи:

1) Обеспечение подростков  адекватной и актуальной информацией  о проблеме ПАВ.

2) Выявление и разрушение  мифов о ПАВ, существующих в  подростковой среде.

3) Формирование критичной  установки по отношению к позитивной  информации о применении ПАВ, воспитание критичности и независимости  мышления.

 

 

 

 Успех занятий в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

 

 

Принципы работы:

1) Полное доверие к  подросткам на протяжении всего  курса работы;

2) Уважительное отношение, признание наличия внутренней  мотивации к обучению и развитию  у любого подростка;

3) Открытость в общении  с подростками, готовность всегда  предоставить им поддержку и  в работе по программе, и в  разрешении личностных проблем;

4) Искренность в выражении  своих чувств, эмпатическая поддержка  участников групп;

5) Активное участие в  групповом взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

Используемые методы:

1) Обучение методом функционального  биоуправления – позволяет усвоить навыки саморегуляции до уровня автоматизма, сделав их неотъемлемой частью личностных реакций человека.

2) Выступление в роли  обучающего – вынуждает любого  разобраться во всем, прежде всего, самому.

3) Обучение практикой  действия «ролевые игры» –  психологический тренинг дает  возможность каждому участнику  получить свой индивидуальный  опыт поведения и разрешения  тех или иных ситуаций.

4) Обсуждение в группах  «мозговой штурм», дискуссия –  личностно задействует участников  и, при условии создания благоприятной  атмосферы во время работы  и высокой мотивации участников  группы, позволяет им подробно  рассказывать о своих личностных  переживаниях, чувствах, выслушивать  мнения других участников и  на основе собственного опыта  приходить к каким-то выводам.

5) Использование наглядных  пособий – позволяет задействовать  в усвоении информации не только  аудиальный канал, но и визуальный  и кинестетический каналы. Использование  диаграмм моделей, плакатов позволит  также структурировать и обобщить  информацию.

6) Аудио-визуальные средства – всегда в большой степени привлекают внимание людей. Особенно эффективно использование этих средств в психологическом тренинге, когда каждый тможет увидеть себя со стороны.

7) Чтение – требует  большей активности от обучающегося, но результат полностью зависит от готовности читающего воспринимать данную информацию.

8) Лекция.

 

 

Срок реализации программы: 3 месяца (12 занятий).

 

 

Структура программы:

Программа состоит из 12 занятий, которые будут проводиться в групповой форме работы. «СТАЛКЕл предназначен для работы с детьми и подростками от 10 до 18 лет. Для дифференцированного подхода в программе предложены два варианта: для работы с детьми среднего возраста (10-14лет) и старшего возраста (14-18 лет). Регулярность занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 90 минут.

Программа включает:

1) Психологическое тестирование  – целью тестирования является  определение информированности  подростков о проблемах употребления  психоактивных веществ, отношения к этим проблемам, выявление предпочитаемых стратегий поведения.

2) Теоретические занятия  – предоставляют актуальную и  достоверную информацию о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействии на человека, возможностях преодоления зависимости.

3) Психологический тренинг  – после работы с каждой  темой или в виде самостоятельного  психологического тренинга.

4) Повторное психологическое  тестирование – после прохождения  всего курса работы.

 

В ходе работы по программе:

  • проводится обследование с использованием специального опросника, включённого в программное обеспечение. Обследование позволяет определить информированность подростков, их отношение к психоактивным веществам, предпочитаемые стратегии поведения. Суть диагностики: выявить качественную структуру факторов риска, а также определить какая сфера является потенциальным ресурсом для дальнейшей работы. Это позволяет сделать работу при проведении психологического тренинга индивидуально значимой.
  • в информационном блоке освещаются такие темы, как   

      влияние стрессов,

 

      причины вовлечения в наркоманию,

 

      зависимые состояния,

 

      воздействие наркотиков на человека,

 

      алкоголизм,

 

      курение,

 

     возможность добиваться оптимального эмоционального состояния без употребления психоактивных веществ;

Основная цель проведения информационной части программы – формирование адекватной информационной среды, выработка когнитивной установки на неприятие ПАВ.

    • проводится психологический тренинг, позволяющий выработать навыки уверенного поведения в сложных и провоцирующих ситуациях, формируется установка на неприятие потребления ПАВ. В методическом руководстве прописаны 2 параллельные формы тренинга - для средних и старших подростков.

 

Результаты, ожидаемые от реализации программы:

1) Сформирована эмоциональная, когнитивная и поведенческая  установка на неприятие употребления  ПАВ.

2) Повышен уровень информативности  о влиянии ПАВ на организм  и личность человека.

3) Осознание причинно-следственных  связей, лежащих в основе взаимодействия людей и общества.

Программа профилактики наркомании в Германии

 

Германия из-за своего удобного расположения является для наркоторговцев, что называется, лакомым кусочком. И привлекает их эта страна не только как рынок сбыта опасного товара, но и как возможность для дальнейшего распространения его по всей Европе. 
Германия классифицирует все наркотические вещества на 3 основные группы. К первой и самой опасной категории относятся кокаин, героин, метадон, экстези, опиум и ЛСД. Вторая категория- это опасные наркотики, которые включают в себя все основные виды и разновидности амфетаминов, а также каннабис и кодеин. И третья группа- это наименее опасные наркотические вещества, такие как бензодиазепин, некоторые амфетамины и седативные средства. 
         По официальным статистическим данным самым распространенным и употребляемым наркотиком в Германии стала марихуана. Основная возрастная группа, которая злоупотребляет наркотическими веществами, варьируется от 18 до 64 лет и составляет около 2,5 миллионов немецких граждан.  
В 2010 году количество людей, хотя бы один раз употребивших наркотики первой, самой опасной группы, возросло на 3 % . К сожалению, для огромного числа людей, балующихся такими препаратами, исход стал летальным, в первую очередь, из-за передозировки героином(529 человек). 326 человек к смерти привело употребление героина в смешении с другими наркотиками. Еще одна причина, которая привела 214 человек к такому плачевному финалу - многолетний стаж употребления наркотиков. 
          Власти Германии сильно озабочены такой проблемой граждан, поэтому антинаркотические организации применяют комплексный подход, куда входит и профилактика, и лечение, и консультации специалистов-наркологов. Ведутся попытки снижения вреда, уже нанесенного здоровью и психике наркотиками, и сокращение их предложения.

Профилактические меры в первую очередь направляются на еще совсем юных граждан, а именно школьников, с ними ведутся беседы и разъяснения о вреде наркотиков. 
         Активную политику власти ведут в области лекарственной терапии. Открываются всевозможные центры и клиники для решения этой страшной болезни и ее последствий. Так, в 2008 году, насчитывалось 1100 официально зарегистрированных центров, работа которых была направлена на оказание амбулаторной и социально-психологической помощи. Количество врачей, которые имели лицензии на применение и практику заместительной терапии, возросло до двух тысяч и открылось 420 центров по реабилитации. 
Германия прибегает к различным методам борьбы с наркоманией. Так в 2009 году был утвержден закон, который позволяет применять на практике искусственный героин, именно он, по мнению врачей, поможет справиться с наркозависимостью. Опираясь на этот закон, лечение предусматривает использование диаморфина, который будет выписываться всем проходящим курс лечения в специализированных клиниках и под пристальным наблюдением врача. На такие крайние меры готовы пойти власти в решении проблемы наркомании, ведь, как известно, раньше диаморфин использовался только в крайних случаях. Сейчас же он может быть прописан пациентам старше 23 лет, у которых стаж употребления наркотиков превышает 5 лет. Но самым главным условием, при котором выписывается диаморфин, являются ранее неудачные попытки лечения, которые не принесли никакого видимого результата. 
Как и в большинстве стран, незаконное хранение наркотиков в Германии является преступлением. Но при вынесении приговора власти, в случае, если употребление запрещенных препаратов не связано с их продажей и также не привело к криминальным последствиям, склонны не возбуждать уголовное дело, не привлекать к ответственности и не выносить тюремный срок. В таких случаях они прибегают к административным мерам наказания, общественным работам и мерам медицинского характера. 
При вынесении такого лояльного приговора в первую очередь рассматривается и учитывается количество и тип употребляемых наркотиков. Также может сыграть важную роль вовлеченность других людей. 
А вот за любые правонарушения, связанные с группой самых опасных наркотиков, назначается тюремный срок и смягчающие обстоятельства не предусматриваются. До 15 лет тюремного заключения грозит в случае производства и дальнейшего распространения наркотиков. 
При совершении в наркотическом состоянии таких преступлений как вандализм или кража, которые классифицируются как нетяжкие, можно избежать уголовного наказания. Для этого требуется добровольное согласие на лечение от наркотической зависимости и предполагаемый срок за содеянное должен составлять менее двух лет. Несмотря на, казалось бы, лояльное наказание, судья всегда может пересмотреть решение и увеличить тюремный срок в следующих случаях: 
- если обвиняемый отказывается от проводимого лечения до полного выздоровления; 
- если нет существенных доказательств о прохождении лечения; 
- если во время лечения совершается еще одно преступление; 
- если в ходе расследования были обнародованы факты, которые повлияли на предполагаемый срок заключения, и он составляет более 2-х лет.

Информация о работе Анализ отечественных и зарубежных программ профилактики наркомании