Баскетбол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 08:10, реферат

Описание работы

Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько динамичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Америке, а в современном мире в нее играют миллионы людей.

Содержание работы

Возникновение баскетбола………………………………………………………………………3-4
Развитие баскетбола…………………………………………………………………………………4-8
Правила игры баскетбол…………………………………………………………………………..9-10
Техника игры в баскетбол…………………………………………………………………………11
Техника защиты………………………………………………………………………………………….12
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

баскетбол.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)
 

 

 

Содержание.

Возникновение баскетбола………………………………………………………………………3-4

Развитие баскетбола…………………………………………………………………………………4-8

Правила игры баскетбол…………………………………………………………………………..9-10

Техника игры в баскетбол…………………………………………………………………………11

Техника защиты………………………………………………………………………………………….12

Использованная  литература. 
 

                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение баскетбола.

Преподаватель физического  воспитания спрингфилдской тренировочной  школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько динамичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Америке, а в современном мире в нее играют миллионы людей.

Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский колледж  в 1911 г. присудил ему почетную степень  мастера физического воспитания. В 1939 г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968 г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита - «Зал баскетбольной славы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.

Джеймс Нейсмит (1861-1939) родился в Канаде. Конечно, создавая новую игру, он в какой-то мере использовал  исторические сведения об играх с  мячом, которые в далекие времена  культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на территории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное кольцо, укрепленное в вертикальном положении на стене. В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, называвшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуковый мяч в каменное кольцо.

Начав работать в  спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит  встретился там с доктором Лютером  Гуликом, который настойчиво искал новые формы и методы физического воспитания. Получив от доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейсмит придумал игру для закрытого помещения. Условия спортивного зала определяли необходимость играть круглым мячом и только руками. Для этого был выбран футбольный мяч, который можно было легко ловить, передавать, бросать уже после сравнительно короткой практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать точность у учащихся, Нейсмит расположил мишень над игроками, вне пределов их досягаемости: к перилам балкона он прикрепил две корзины для сбора персиков, в которые и нужно было забрасывать мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте от пола - эта высота соответствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.

В новой игре вначале  участвовали одновременно мужчины  и женщины.

Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Нейсмит распределил их на две  команды по девять человек. Позже  число игроков было сокращено  до семи, а затем до пяти, поскольку большее количество участников создавало на площадке излишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название «баскетбол» (баскет - корзина, бол - мяч).

В декабре 1891 г. Нейсмит  сформулировал первые правила новой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892 г. он опубликовал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют и по сей день.

Довольно скоро  после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частности, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей команде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника. 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  баскетбола.

Развитие баскетбола повлекло за собой изменение правил, инвентаря, оборудования и костюма  баскетболиста. В 1893 г. впервые появились  железные кольца с сеткой. В 1894 г. окружность мяча была увеличена до 30-32 дюймов (76,2-81,3 см). В 1895 г. были введены штрафные броски, выполнявшиеся с расстояния в 15 футов. Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1896 г.

Вскоре после своего появления баскетбол в США стал очень популярен. Несколько позднее в эту игру начали играть и в других странах.

Первый этап развития баскетбола (1891-1918) - становление его  как новой игры. Созданный для  оживления уроков гимнастики, баскетбол  постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями.

В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила  игры, по которым начали проводить  соревнования.

Одновременно с  распространением игры шло и формирование ее техники и тактики. Появились  технические приемы - ловля, передачи, ведение и броски мяча в корзину. Однако в технике отсутствовала динамика - все передачи и броски выполнялись с места, двумя руками. В тактике произошло определение игровых функций участников команды и их деление на нападающих и защитников. Именно в эти годы баскетбол начал распространяться в странах Европы и Южной Америки.

Второй этап развития игры (1919-1931) характеризуется созданием  национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние  на ее дальнейшее развитие. В октябре 1927 г. в Женеве была создана школа физического образования, руководителем которой был назначен преподаватель спрингфилдского колледжа доктор Элмер Берри. Открытие этой школы имело целью развитие баскетбола в Европе и на других континентах. Баскетбол стал широко культивироваться в Чехословакии, Литве, Эстонии, Латвии, Италии, Франции. Южноамериканская баскетбольная конфедерация проводила в эти годы свои континентальные чемпионаты; подобные соревнования проходили и в странах Восточной Азии.

Стали проводиться и международные встречи. В 1919 г. состоялся первый международный баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции.

Третий этап развития баскетбола (1932-1947) характеризуется  всемирным развитием мирового баскетбола. Знаменательным событием в истории игры явилось создание 18 июня 1932 г. Международной федерации баскетбола - ФИБА. Представители федераций восьми стран - Аргентины, Греции, Италии, Латвии, Португалии, Румынии, Швейцарии и Чехословакии - приняли участие в первой международной конференции, единогласно проголосовали за образование Международной федерации баскетбола и принятие унифицированных правил.

Игра завоевывала  все большую популярность во всем мире, и в 1935 г. Международный олимпийский  комитет внес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. А в 1936 г. баскетбол был впервые включен в программу Олимпийских игр. В баскетбольном турнире XI Олимпийских игр в Берлине участвовали команды 21 страны. Первым олимпийским чемпионом стала сборная команда США. Создатель игры Джеймс Нейсмит присутствовал на олимпийском турнире в качестве почетного гостя.

В 1947 г. на международную  арену вышли советские баскетболисты  и баскетболисты других социалистических стран, которые с каждым годом  оказывали все большее влияние  на развитие баскетбола как в Европе, так и во всем мире.

Четвертый этап (1948-1965) характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте спортивного  мастерства, широким представительством социалистических стран во всех международных соревнованиях, в том числе и в олимпийских играх.

В 1948 г. членами Международной  федерации баскетбола являлись уже 50 стран. Однако развитие мирового баскетбола шло не только по пути распространения  его географии. Одновременно развивались и обогащались техника и тактика игры. Появились различные способы передач и ведения мяча, стали широко применяться разнообразные финты.

Своеобразную революцию  произвело появление бросков  одной рукой, более сложных по технике выполнения и трудных  для отражения защитой соперника. Если раньше команды за игру набирали 20-30 очков, то с появлением бросков мяча одной рукой итог встреч вырос до 50-60 очков. В тактике баскетбола наметился переход от игры индивидуальной, построенной в основном на импровизации отдельных игроков, к игре коллективной. Появилась и определилась как самостоятельная система нападения через центрового игрока, которую взяли на вооружение все национальные команды. В мировом баскетболе произошла своеобразная нивелировка техники игры, выразившаяся в формировании наиболее рациональных приемов, которые стали применяться командами различных стран.

В 1948 г. американский тренер Т. Арчер впервые представил мини-баскетбол. Игра предназначалась  для детей 8-12 лет и проводилась  по упрощенным правилам: меньший размер мяча (68-73 см в окружности, вес 450-500 г), высота корзины 2 м 60 см, расстояние от щита до линии штрафного броска - 4 м и т.п. Вскоре мини-баскетбол получил широкое распространение во многих странах, культивирующих большой баскетбол. При ФИБА был создан специальный комитет, занимающийся мини-баскетболом.

В 1950 г. в Аргентине  состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, на котором победила команда хозяев чемпионата. Спустя три года в Чили впервые было проведено  и первенство мира для женских  команд. Звание чемпионок завоевали спортсменки США. В дальнейшем чемпионаты мира среди мужчин и женщин стали проводиться регулярно, раз в четыре года.

В начале 50-х гг. в  игре преобладало нападение. Это  обусловливалось двумя причинами: преимущественным развитием техники  и тактики нападения по сравнению с техникой и тактикой защиты и появлением в командах высокорослых игроков.

Постепенно баскетбол  начал терять присущую ему остроту, резко снизился темп игры. Команда, добившаяся в ходе игры преимущества в счете, прекращала нападение, держала мяч в своих руках неограниченное время, стремилась оттянуть от щита игроков соперника, чтобы самим свободно пройти к щиту или передать мяч дежурившему там высокорослому игроку.

Потребовалось внести в правила игры целый ряд дополнений и изменений, направленных на активизацию нападающих действий, поддержание игры в защите и частичную ликвидацию преимущества игроков высокого роста.

В 1965 г. Международная  федерация баскетбола объединяла уже 122 национальные федерации различных  стран, в настоящее время свыше 150 стран всех континентов.

Следующий этап развития мирового баскетбола, начавшийся в 1966 г., характеризуется преодолением кризиса  и дальнейшим расцветом игры. Большую  роль в его развитии сыграли представители  социалистических стран, и в частности  советские спортсмены, которые прочно вошли в число лидеров мирового баскетбола. Сборная мужская команда СССР дважды становилась олимпийским чемпионом (1972, 1988), трижды (1976, 1980, 1992) наша женская команда завоевывала золотые олимпийские медали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правила игры баскетбол.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит  из пяти игроков. Цель игры - забросить  максимальное количество мячей в  корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и  забросить его в корзину.

Игра проводится на площадке 28 м в длину и 15 м в ширину (измерение от внутреннего края ограничивающих линий). Национальные федерации имеют право утвердить существующие игровые площадки с минимальными размерами 26 х 14 м. Высота потолка должна быть не менее 7 м.

 

Продолжительность игры 40 мин, 2x20 мин с перерывом  в 10 мин. Возможна продолжительность  игры в 4 периода 4x12 мин, т.е. 48 мин. 

Техника баскетбола.

Основа техники  баскетбола - передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке являются частью целостной системы действий, направленной на решение атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.

Для передвижений по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. С  помощью этих приемов он может  правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения приемов. Кроме того, от правильной работы ног при передвижении и соблюдения равновесия зависит эффективность технических приемов с мячом: передач в движении и прыжке, ведения и обводки, бросков в прыжке и т. д.

Ходьба в игре применяется реже других приемов  передвижения. Она используется главным  образом для смены позиции  в коротких паузах или при снижении интенсивности игровых действий, а также для смены темпа в сочетании с бегом. В отличие от обычной ходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему возможность для внезапных ускорений.

Бег является главным  средством передвижения в игре. Он заметно отличается от бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из различных стартовых положений, в любом направлении, лицом или  спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега.

Прыжки используют как самостоятельные приемы. Они  являются и элементами других приемов  техники. Чаще всего игроки пользуются прыжками вверх и вверх в длину или сериями прыжков. Применяют два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой.

Прыжок толчком  двумя ногами выполняют чаще с  места из основной стойки. Игрок  быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным разгибанием  ног, энергичным движением туловища и рук вперед-вверх. 

Прыжок толчком  двумя ногами с разбега применяют  обычно при выполнении бросков в  кольцо и при борьбе за отскок.

Информация о работе Баскетбол