Большой теннис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

Теннис — наиболее популярная в мире спортивная игра с ракеткой и мячом, получившая распространение во Франции в XI в., позднее — в Италии, Германии, Испании и Англии, во второй половине XIX в. — в Восточной Европе и России, а с конца XIX в. — в США и Австралии. Число регулярно играющих в теннис на рубеже тысячелетий превысило 85 млн. Ежегодно проводится около 200 профессиональных турниров и 2500 соревнований среди любителей.

Содержание работы

1. Большой теннис
2. Правила тенниса
1. Общие правила
2. Обязанности судей
3. Подача
4. Розыгрыш очка
5. Розыгрыш встреч на соревнованиях
3. Техника игры
4. Тактика
5. Психологическая подготовка теннисистов
6. Большой шлем
1. Этап 1 – Открытый чемпионат Австралии
2. Этап 2 – Открытый чемпионат Франции
3. Этап 3 – Уимблдонский турнир
4. Этап 4 – Открытый чемпионат США
7. Теннисный Кодекс
8. Из истории тенниса
9. Кубок Дэвиса
10. Теннисный словарь
11. Последние новости в мире тенниса.
12. Библиография

Файлы: 1 файл

большой теннис, реферат.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

     Что же позволяет сочетать необходимую  высокую соревновательную психическую  возбужденность с оптимальным расслаблением  мышц? Ответ прост — хорошее  настроение! К великому сожалению, этому  умению — играть с удовольствием, улыбаясь, а не тяжко трудясь, — у нас не учат. Поэтому даже те, кто достиг определенных вершин, на корте продолжают сурово трудиться, а не играть в точном смысле этого слова. Пожалуй, лишь у Елены Лиховцевой, игравшей с Кариной Хабсудовой, время от времени появлялась на лице улыбка. Думаю, что именно хорошее настроение не в последнюю очередь позволило Лене выиграть этот очень важный для всей команды матч.

Ведь расход физической и психической энергии во время  хорошего настроения намного экономнее! Не так быстро наступает усталость, и точность движений тоже остается достаточно высокой — когда мышцы не зажаты, они более послушны в моменты ударов по мячу.

     Итак, играть в хорошем настроении —  выгодно и полезно! Эта, на первый взгляд, очевидная истина плохо известна, причем не только теннисистам. Например, наш наиопытнейший мэтр в вопросах баскетбола Александр Гомельский, после того как поработал за рубежом, признался в одном из интервью: «Оказывается (?!), у нас в баскетбол работают, а у них в баскетбол играют». Пора, пора, давно пора и российским спортсменам, и, в частности, теннисистам перейти с «работы» на «игру». А база такого перехода — умение делать свое непростое дело, сохраняя, несмотря ни на что, хорошее настроение. В каком почти всегда пребывает, например, Мартина Хингис.

     Конкретный  совет: после каждой неудачи не надо мучиться, бить ракеткой по корту или  запускать мяч черт знает куда. Следует сразу же улыбнуться и  быстро подумать, почему произошла  ошибка, — чтобы не допустить  ее впредь. Когда же после той или иной неудачи игрок начинает откровенно страдать, он этим самым лишь фиксирует в памяти сделанную ошибку. И она повторяется вновь и вновь. Резервы же, которые таятся в хорошем настроении, воистину огромны. Откладывать их в долгий ящик — значит обкрадывать самих себя...

     В те годы, когда я оказывал помощь в  психической подготовке к соревнованиям  борцам-классикам (теперь этот вид спорта именуют греко-римской борьбой), пришлось познакомиться с требованием  «дожать!». Оно означало, что если соперник плотно схвачен, то, чтобы не дать ему вывернуться из захвата, его следует «дожать», то есть припечатать лопатками к ковру. На мой взгляд, призыв «дожать!» вполне уместен и в теннисе. Например, ведя на своей подаче со счетом 40:30, теннисист просто обязан сразу выиграть последний решающий мяч и этим «дожать» своего соперника. За счет чего? За счет достижения в этот конкретный момент своих лучших психофизических качеств. То есть сознание должно стать предельно ясным, внимание полностью сконцентрированным на том, как успешно выполнить подачу, мышцы оптимально расслабленными и поэтому способными очень точно осуществить нужное движения, а психическое возбуждение — на уровне, наиболее благоприятном для отличного удара по мячу. Вот тогда соперник будет «дожат» всего лишь одним, но точно посланным мячом. А что мы видим?

     После счета 40:30 начинаются «качели» — ровно, больше, ровно, меньше, снова ровно, снова меньше или больше, и так  далее — не один раз! Но ведь такие  колебания — от надежды на успех  к разочарованию и досаде, и снова к надежде, и снова к огорчению — ведут к пустой и обидной трате самой ценной, нервно-психической энергии. И частенько спортсмен, который мог всего лишь одним точным ударом «дожать» соперника, проигрывает гейм.

     Что и произошло, в частности, с Т.Пановой, которая, играя с Л.Цервановой, в третьем гейме второго сета, имея дважды «больше», также дважды совершила двойную ошибку на своей подаче (!). И гейм был проигран. Нечто подобное повторилось и в десятом гейме второго сета, когда счет стал 5:4 в нашу пользу, и выигрыш этого гейма означал победу во всей игре. Здесь соперницы с потрясающей «любезностью» несколько раз дарили друг другу возможность закончить соревнование одним удачным ударом, и, как говорится, слава Богу, что этот столь важный удар смогла нанести Таня, принеся победу нашей команде.

     Наблюдение  за тем, что происходило на кортах во время игр на Кубки, позволило  сложиться впечатлению, что наших  теннисистов и теннисисток не учат специальному умению «дожимать» своих соперников точными и столь многое решающими ударами. А ведь этому можно научиться! Пока же понятие «дожать» не стало обязательным элементом в их спортивном мастерстве. Настолько обязательным, каким оно является в техническом арсенале борцов.

     Соревновательное  психическое состояние у наших теннисистов не отличалось, к сожалению, необходимой стабильностью. Один гейм играется отлично, а через некоторое время все начинает буквально валиться из рук. Так, например, Е.Лиховцева, играя с Л.Цервановой, блестяще выиграла первые три гейма со счетом 40:0 и .40:15. Но потом еле-еле смогла одолеть соперницу, доведя счет геймов до 7:5. А во втором сете, ведя на тай-брэйке 5:1, вдруг проиграла шесть (!) мячей подряд и отдала сет — 5:7. Подобные взлеты и падения свойственны, к сожалению, многим. Даже наш ведущий мастер Е.Кафельников нередко демонстрирует весьма нестабильную игру. Почему же так происходит? Дело здесь в двух основных причинах.

     Первая  — спортсмены не знают, из каких  конкретных элементов складывается их наилучшее психофизическое соревновательное состояние. Уверен, что, если спросить М.Сафина после его великолепного   выигрыша   у К.Хрбаты: «За счет чего ты выиграл?» — Марат не сможет в деталях точно назвать те элементы в физическом и психическом самочувствии, которые обеспечили ему победу. Некоторые теннисисты в таких случаях говорят: «Шара пошла», то есть другими словами — нашло вдохновение. Но эта совершенно неопределенная по своему содержанию «шара» как приходит, так и уходит — она неуправляема. А вдохновение можно и нужно уметь специально создавать и руководить им. Для этого уже давно разработано представление об оптимальном боевом   состоянии — аналоге вдохновения. Многим, в частности, юным теннисистам мною была предоставлена возможность

овладеть техникой вхождения в их личное оптимальное боевое состояние. И лишь потому, что тренеры не проявили должного интереса к этой проблеме, спортсмены не воспользовались моими предложениями. А когда тренеры равнодушны, то и ученики ведут себя так же.

     Вторая  причина нестабильности - неумение   использовать возможности аутотренинга, то есть неумение включать во время игры резервы психической саморегуляции, позволяющей делать себя таким, каким требует складывающаяся ситуация. А ведь аутотренинг — мощное средство, позволяющее целенаправленно и успешно руководить своим психическим и физическим состоянием даже в самых трудных условиях соревновательной борьбы.

     Мои попытки организовать обучение оптимальному боевому состоянию и аутотренингу для тех, кому в будущем предстоят  бои на очередных Кубках, пока успеха не имели. Мне объяснили, что у всех спортсменов строгие графики обязательных матчей в разных концах света и поэтому собрать их всех вместе хотя бы на 5-7 дней практически невозможно. Очень жаль! Хотя можно организовать индивидуальное обучение каждого ведущего теннисиста и ведущей теннисистки в отдельности. Было бы лишь такое желание с их стороны и со стороны руководителей отечественного тенниса.

 

 

P.S. И самое последнее.  В дни проведения соревнований  на Кубок Дэвиса я познакомился  с весьма интересным человеком — писателем и теннисистом из Санкт-Петербурга Вячеславом Федоровичем Шариковым. В1998 году им выпущена книга «Теннис: психологические этюды», написанная увлекательно, хорошим, легким языком. Прочитал ее с истинным удовольствием и считаю, что эта книга должна стать обязательным настольным пособием для всех, кто серьезно, а тем более профессионально, занимается теннисом.

 

6. «Большой шлем» 

     «Большой  шлем» (англ. «Grand Slam») — так в теннисе  называется серия побед в четырёх  наиболее престижных турнирах сезона — в Уимблдоне и на Открытых чемпионатах Австралии, Франции, США — в течение одного календарного года. Эти чемпионаты, к которым до 1968 г. допускались только любители, принято именовать турнирами «Большого шлема».

     Сам термин, буквально означающий «мощный удар», пришёл в теннис из карточной игры — бриджа и стал употребляться после того, как американский журналист Ален Данциг назвал в 1938 г. «большим шлемом» первую в истории тенниса победу в одиночном разряде Дона Баджа в четырёх главных турнирах года.

     Но  ещё в 1933 г., накануне чемпионата США, коллега Данцига — обозреватель газеты «Нью-Йорк тайме» Джон Киррен писал  об австралийце Джеке Кроуфорде, победившем в течение сезона на чемпионатах  Австралии, Франции и Всеанглийского лаун-теннисного клуба (в Уимблдоне): «Если Кроуфорд выиграет в Нью-Йорке, это будет похоже на „большой шлем" в бридже...».

     За  всю историю тенниса эту вершину  смогли покорить лишь несколько спортсменов, и есть всего один теннисист, поднявшийся  на неё дважды, — легендарный австралиец Род Лейвер.

     Первой  женщиной, выигравшей «Большой шлем», стала американка Морин Коннолли (1953 г.). Его обладательницами были австралийка  Маргарет Смит-Корт (1970 г.) и немка  Штеффи Граф (1988 г.), причём Штеффи —  единственная теннисистка, признанная сильнейшей в одном и том же году на всех чемпионатах «Шлема» и теннисном турнире Олимпиады.

     «Шлем»  выигрывали помимо одиночного и в  других разрядах. Так, среди мужских  дуэтов в 1951 г. отличились австралийцы  Фрэнк Седжмен и Кен Мак-Грегор. У женщин в 1960 г. в паре блистала бразильянка Мария Буэно, одержавшая верх в чемпионатах «Шлема», выступив по два раза с Карен Трумэн и Дорис Хард из США. Американки Мартина Навратилова и Пэм Шрайвер остались непобедимыми в 1984 г. Наконец, Мартина Хингис из Швейцарии с разными партнёршами торжествовала во всех парных турнирах «Большого шлема» 1998 г. В миксте его обладателями в 1963 г. были только Маргарет Смит-Корт и Кен Флетчер — дуэт с Зелёного континента.

     Итак, соревнования большого шлема состоят  из четырех этапов, о которых речь пойдет дальше.

 

a) Этап 1 – Открытый  чемпионат Австралии 

     Открытый  чемпионат Австралии стартует ежегодно в январе и начинает серию турниров «Большого шлема». Когда лучшие теннисисты мира после рождественских каникул  собираются в Мельбурне, там разгар лета и ртутный столбик термометра порой поднимается выше 350С.

       Австралийский чемпионат самый  молодой из четырёх. Впервые  он состоялся в 1905 г. в мужских  разрядах — одиночном и парном. Среди 17 одиночников тогда победил  Род Хит. Правда, церемония награждения не обошлась без курьёза: заказанный в Великобритании Кубок Австралии к финалу так и не прибыл.

     До  Первой мировой войны турнир проходил во многих городах Австралии и  Новой Зеландии. Нельзя сказать, что  этот чемпионат сразу приобрёл популярность среди сильнейших игроков мира. Путешествие на пароходе к далёкому континенту занимало недели и вдобавок требовало немалых средств. Австралийских же теннисистов хорошо знали в Европе: Норман Брукс стал первым иностранцем, победившим на травяном корте Уимблдона (1907 г.), а Тони Уайлдинга не могли там одолеть четыре года подряд (1910—1913 гг.). У себя на родине Тони был чемпионом дважды (1906, 1909 гг.), Норман — один раз, в 1911 г. Брукс в 1926 г. возглавил Австралийскую ассоциацию лаун-тенниса и немало сделал для укрепления авторитета национального чемпионата, за что получил признание сограждан и самой английской королевы, посвятившей его в рыцари. Норман сумел организовать приток участников турнира из-за океана. Среди них встречались настоящие звёзды: француз Жан Боротра, англичанин Фред Перри, американец Дон Бадж.

     К концу 30-х гг. как величайшего игрока австралийцы превозносили своего соотечественника Джека Кроу-форда, четырежды побеждавшего в «домашнем» турнире. Но Кен Розуолл  улучшил его достижение, дважды став чемпионом в любительском статусе в 50-х гг. и ещё трижды — в 70-х гг., уже будучи профессионалом. Ещё один австралиец, Рой Эмерсон, с шестью чемпионскими титулами в одиночном разряде (1961, 1963—1967 гг.) стал рекордсменом XX в.

     В женских  чемпионатах рекорд также принадлежит австралийке Маргарет Смит-Корт. За 13 лет (1960— 1973 гг.) она 11 раз выиграла одиночные соревнования. Кроме того, у неё восемь парных побед.

     Самыми  молодыми победителями австралийского турнира стали 16-летняя Мартина Хингис из Швейцарии (1997 г.) и 18-летний Кен Розуолл (1953 г.).

     Поговорка «Дома и стены помогают» вполне оправдала себя на Зелёном континенте. Хозяева чемпионата выиграли 51 мужских  и 43 женских турнира. Американцы явно отстают: у них 14 и 15 соответственно. В 1989— 1990 гг. победителем был чех Иван Лендл, в 1991 г. — немец Борис Беккер (как и в 1996 г.), после этого чемпионат Австралии пережил американское нашествие. В 1992 и 1993 гг. первенствовал Джим Курье, в 1994 и 1997 гг. — Пит Сампрас, в 2000 г. — Андре Агасси. А в 1999 г. чемпионского титула удостоился россиянин Евгений Кафельников.

     В женских  соревнованиях в конце XX в. лидировали Моника Селеш из Соединённых Штатов, побеждавшая три раза подряд в 1991 — 1993 гг. и в 1996 г., и швейцарка  Мартина Хингис, которая стала первой в 1997— 1999 гг. (а в 1999 г. вместе с россиянкой Анной Курниковой выиграла и парные состязания). Штеффи Граф из Германии была чемпионкой в 1988— 1990 и 1994 гг.; француженка Мари Пирс — в 1995 г.; американка Линдсей Дэвенпорт — в 2000 г. 

b) Этап 2 – Открытый  чемпионат Франции 

     Открытый  чемпионат Франции, второй в серии  «Большого шлема», проводится всегда на одном покрытии — красном грунте. Другое название этого турнира —  «Ролан Гаррос».

     История чемпионата началась в 1891 г., но до 1925 г. он не принимал спортсменов из-за рубежа. В те годы на французских кортах бесспорным лидером был легендарный Макс Декюжи, победитель на восьми первенствах с 1903 по 1914 г. Но даже когда право участвовать в турнире получили иностранцы, выяснилось, что французы вполне способны конкурировать с ведущими теннисистами мира. Особенно выделялись прозванные «мушкетёрами» Анри Коше, Рене Лакост, Жан Боротра и Жак Брюньон. С 1922 по 1932 г. Коше в одиночном разряде побеждал пять раз, Лакост — три, Боротра — два.

Информация о работе Большой теннис