Цели и задачи физкультуры в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:13, реферат

Описание работы

В высшем учебном заведении физическая культура является самостоятельной дисциплиной, обеспечивающей наравне с другими успешное решение задач формирования общей и профессиональной культуры современного высококвалифицированного специалиста.
Приобщая студенческую молодежь к активным занятиям спортом, физическая культура формирует специальные знания о здоровье, здоровом образе жизни и роли физических упражнений в режиме труда и отдыха, способствует более полному самовыражению личности.

Файлы: 1 файл

Цели и задачи физкультуры в ВУЗе.docx

— 22.69 Кб (Скачать файл)

Введение

В высшем учебном заведении физическая культура является самостоятельной дисциплиной, обеспечивающей наравне с другими успешное решение задач формирования общей и профессиональной культуры современного высококвалифицированного специалиста.

Приобщая студенческую молодежь к активным занятиям спортом, физическая культура формирует специальные знания о здоровье, здоровом образе жизни и роли физических упражнений в режиме труда и отдыха, способствует более полному самовыражению личности.

Физическая культура включает в себя знания, на основе которых развиваются физические способности человека, реализуемые в учебной и будущей трудовой деятельности. Тем самым физкультурная образованность личности обретает культурологическое значение и выходит за рамки телесного развития и профессионального образования.

Физическая культура достигает всей полноты воздействия, если в сознании студента сформировывается четкое представление о том, каким образом влияют на организм физические упражнения, какие способы их внедрения в самостоятельную жизнь как средств оздоровления организма, какова их значимость для накопления и создания физического потенциала – базы успеха будущей трудовой, творческой и научной деятельности.

Преподавание теоретического раздела имеет целью дать базовые знания и сформировать установку на физическое самосовершенствование студентов не только в период обучения в вузе, но и на протяжении всей жизни. На современном этапе имеется необходимость ознакомления студентов с результатами влияния на организм человека гиподинамии, гипокинезии, экологического кризиса, эмоционального стресса.

Методический раздел рассматривается как основной, решает задачи оздоровления и формирования физических кондиций студентов в период их обучения. Его освоение обеспечивает повышение уровня физического здоровья, физической подготовленности и спортивной подготовки, что способствует качественному выполнению зачетных нормативов, а также содержит материал для закрепления студентами знаний, умений и навыков самостоятельного использования физических упражнений в повседневной жизни.  

 

Физическая культура в вузе как дисциплина учебного плана подготовки специалистов

В высшем учебном заведении физическая культура является самостоятельной дисциплиной, обеспечивающей наравне с другими успешное решение задач формирования общей и профессиональной культуры современного высококвалифицированного специалиста.

Приобщая студенческую молодежь к активным занятиям спортом, физическая культура формирует специальные знания о здоровье, здоровом образе жизни и роли физических упражнений в режиме труда и отдыха, способствует более полному самовыражению личности.

Физическая культура включает в себя знания, на основе которых развиваются физические способности человека, реализуемые в учебной и будущей трудовой деятельности. Тем самым физкультурная образованность личности обретает культурологическое значение и выходит за рамки телесного развития и профессионального образования.

Физическая культура в ВУЗе предусматривает:

- усиление образовательного  аспекта в содержании учебного  материала, нацеленного на формирование  мотивации студентов к здоровому  образу жизни с использованием  средств физической культуры;

- объективная оценка и  учет индивидуальных возможностей  студентов;

- внедрение элементов  программирования учебного материала  с использованием технических  средств и тренажерных устройств;

- повышение роли самостоятельных  занятий студентов физическими  упражнениями во внеучебное время  при методическом обеспечении  их специалистами кафедр физической  культуры.

Основными показателями физкультурной образованности студента являются:

- практическое поддержание  студентом в норме своего физического  состояния;

- уровень знаний о функционировании  систем организма в условиях  физических нагрузок, владение методами  физической самоподготовки, контроля  и самоконтроля.

Эффективность преподавания физической культуры в вузе во многом определяется преемственностью содержания учебных программ по физической культуре, начиная от детских дошкольных и школьных учреждений.

Успешность усвоения материала по теории физической культуры способствует повышению уровня физической подготовленности и обеспечивает будущую профессиональную результативность. Физическая культура достигает всей полноты воздействия, если в сознании студента сформировывается четкое представление о том, каким образом влияют на организм физические упражнения, какие способы их внедрения в самостоятельную жизнь как средств оздоровления организма, какова их значимость для накопления и создания физического потенциала – базы успеха будущей трудовой, творческой и научной деятельности.

Физическое воспитание в вузах является обязательной учебной дисциплиной и проводится на протяжении пяти лет обучения в объеме 2 часа в неделю, независимо от специальностей.

Целью физического воспитания в высших учебных заведениях является формирование физической культуры, как неотъемлемой части профессионально-личностного развития специалиста с учетом требований профессиональной и общественной деятельности. 

 

 

 

Учебный процесс физического воспитания в вузе. Программа курса. Цель, задачи и формы организации занятий

Физическое воспитание в высших учебных заведениях предусматривает решение следующих задач:

- укрепление здоровья  студентов средствами физической  культуры, формирование потребностей  поддержания высокого уровня  физической и умственной работоспособности  и самоорганизации здорового  образа жизни;

- повышение уровня физической  подготовленности студентов для успешной учебы и более глубокого усвоения профессиональных знаний, умений и навыков;

- создание условий для  полной реализации студентами  своих творческих способностей  в успешном освоении профессиональных  знаний, умений и навыков, нравственного, эстетического и духовного развития студентов в ходе учебного процесса, организованного на основе современных общенаучных и специальных технологий в области теории, методики и практики физической культуры и спорта.

Главными условиями при проведении практических занятий по       физическому воспитанию являются:

*регулярный контроль и самоконтроль за самочувствием занимающихся;

*оптимальный объем и интенсивность физических нагрузок;

положительный эмоциональный фон и комфортность для занимающихся;

*соблюдение гигиенических требований и правил техники безопасности.

Физическая культура в вузе осуществляется в следующих формах:

Учебные занятия:

*практические, методические занятия;

*консультации, имеющие целью оказание помощи студентам в усвоении теоретических положений методики физической культуры, формировании навыков организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;

*индивидуальные практические занятия проводятся для студентов, имеющих слабую физическую подготовленность, не освоивших практический материал в связи с пропусками занятий по уважительным причинам и состоянием здоровья. Эти занятия организуются кафедрой в течение учебного года, в период каникул или различных форм практики.

Внеучебные занятия:

*физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические занятия с отягощениями, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.)

*занятия в спортивных секциях, альпинистских и туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и других группах ОФП на платной основе.

Внеучебные занятия обеспечивают поддержание студентами высокого уровня физической работоспособности и способствуют выполнению требований программы (таблица 1). Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется преподавательским составом кафедр физической культуры.  

 

Таблица 1

Формы

Направленность

Академические (аудиторные) в сетке учебного расписания

Теоретические (лекции, методические уроки, консультации), практические (учебные занятия, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по ОФП и избранному виду спорта).

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные по внутривузовскому календарю

Туристские походы, спортивные праздники, вечера, «Дни здоровья», показательные выступления, внутривузовские спартакиады. Под руководством Спортивного клуба, преподавателей-тренеров по видам спорта.

Спортивные соревнования по календарю межвузовских мероприятий

Студенческие игры, Чемпионаты РБ, Универсиады и т.д.

Под руководством администрации вузов, спортивных   клубов, тренеров по видам спорта.

Самостоятельные – для студентов с низким уровнем ОФП и студентов СМГ

Оздоровительные (групповые, индивидуальные) под руководством преподавателя.


 

 

Приоритетными положениями по физической культуре являются:

- усиление оздоровительной  роли физических упражнений в  физической подготовке студентов;

- повышение уровня теоретических  знаний студентов в формировании  навыков здорового образа жизни;

- целостность знаний об  организме человека, его культуре  как системе норм, направленных  на профессионально-личностное развитие  будущего специалиста;

- ориентация теоретического, методического и практического  материала на решение задач  обучения студентов умениям физической  самоподготовки и самосовершенствования  средствами физической культуры;

- учет профессиональной  направленности вуза, кадрового  состава и потенциала кафедр  физической культуры, специфики  организации учебного процесса  и возможностей спортивной базы.

Содержание учебного материала данной программы включает в себя теоретический, практический и методический разделы.

Преподавание теоретического раздела имеет целью дать базовые знания и сформировать установку на физическое самосовершенствование студентов не только в период обучения в вузе, но и на протяжении всей жизни.

На современном этапе имеется необходимость ознакомления студентов с результатами влияния на организм человека гиподинамии, гипокинезии, экологического кризиса, эмоционального стресса. Теоретические аспекты этих явлений планируется изучить на первых годах обучения, чтобы в дальнейшем иметь достаточный уровень знаний, позволяющий осознанно решать практические задачи физического совершенствования студентов.

Практический раздел рассматривается как основной, решает задачи оздоровления и формирования физических кондиций студентов в период их обучения. Его освоение обеспечивает повышение уровня физического здоровья, физической подготовленности и спортивной подготовки, что способствует качественному выполнению зачетных нормативов.

Методический раздел содержит материал для закрепления студентами знаний, умений и навыков самостоятельного использования физических упражнений в повседневной жизни.

Программа нацеливает коллективы кафедр физической культуры вузов на решение задач повышения уровня физкультурной образованности студентов, особенно в сфере применения основных форм и методов физической подготовки как в собственной жизни, так и в быту, в семье и на производстве.

 

 


Информация о работе Цели и задачи физкультуры в ВУЗе