Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:13, реферат
В высшем учебном заведении физическая культура является самостоятельной дисциплиной, обеспечивающей наравне с другими успешное решение задач формирования общей и профессиональной культуры современного высококвалифицированного специалиста.
Приобщая студенческую молодежь к активным занятиям спортом, физическая культура формирует специальные знания о здоровье, здоровом образе жизни и роли физических упражнений в режиме труда и отдыха, способствует более полному самовыражению личности.
Введение
В высшем учебном заведении физическая культура является самостоятельной дисциплиной, обеспечивающей наравне с другими успешное решение задач формирования общей и профессиональной культуры современного высококвалифицированного специалиста.
Приобщая студенческую молодежь к активным занятиям спортом, физическая культура формирует специальные знания о здоровье, здоровом образе жизни и роли физических упражнений в режиме труда и отдыха, способствует более полному самовыражению личности.
Физическая культура включает в себя знания, на основе которых развиваются физические способности человека, реализуемые в учебной и будущей трудовой деятельности. Тем самым физкультурная образованность личности обретает культурологическое значение и выходит за рамки телесного развития и профессионального образования.
Физическая культура достигает всей полноты воздействия, если в сознании студента сформировывается четкое представление о том, каким образом влияют на организм физические упражнения, какие способы их внедрения в самостоятельную жизнь как средств оздоровления организма, какова их значимость для накопления и создания физического потенциала – базы успеха будущей трудовой, творческой и научной деятельности.
Преподавание теоретического раздела имеет целью дать базовые знания и сформировать установку на физическое самосовершенствование студентов не только в период обучения в вузе, но и на протяжении всей жизни. На современном этапе имеется необходимость ознакомления студентов с результатами влияния на организм человека гиподинамии, гипокинезии, экологического кризиса, эмоционального стресса.
Методический раздел рассматривается как основной, решает задачи оздоровления и формирования физических кондиций студентов в период их обучения. Его освоение обеспечивает повышение уровня физического здоровья, физической подготовленности и спортивной подготовки, что способствует качественному выполнению зачетных нормативов, а также содержит материал для закрепления студентами знаний, умений и навыков самостоятельного использования физических упражнений в повседневной жизни.
Физическая культура в вузе как дисциплина учебного плана подготовки специалистов
В высшем учебном заведении физическая культура является самостоятельной дисциплиной, обеспечивающей наравне с другими успешное решение задач формирования общей и профессиональной культуры современного высококвалифицированного специалиста.
Приобщая студенческую молодежь к активным занятиям спортом, физическая культура формирует специальные знания о здоровье, здоровом образе жизни и роли физических упражнений в режиме труда и отдыха, способствует более полному самовыражению личности.
Физическая культура включает в себя знания, на основе которых развиваются физические способности человека, реализуемые в учебной и будущей трудовой деятельности. Тем самым физкультурная образованность личности обретает культурологическое значение и выходит за рамки телесного развития и профессионального образования.
Физическая культура в ВУЗе предусматривает:
- усиление образовательного
аспекта в содержании учебного
материала, нацеленного на формирование
мотивации студентов к
- объективная оценка и
учет индивидуальных
- внедрение элементов
программирования учебного
- повышение роли
Основными показателями физкультурной образованности студента являются:
- практическое поддержание
студентом в норме своего
- уровень знаний о
Эффективность преподавания физической культуры в вузе во многом определяется преемственностью содержания учебных программ по физической культуре, начиная от детских дошкольных и школьных учреждений.
Успешность усвоения материала по теории физической культуры способствует повышению уровня физической подготовленности и обеспечивает будущую профессиональную результативность. Физическая культура достигает всей полноты воздействия, если в сознании студента сформировывается четкое представление о том, каким образом влияют на организм физические упражнения, какие способы их внедрения в самостоятельную жизнь как средств оздоровления организма, какова их значимость для накопления и создания физического потенциала – базы успеха будущей трудовой, творческой и научной деятельности.
Физическое воспитание в вузах является обязательной учебной дисциплиной и проводится на протяжении пяти лет обучения в объеме 2 часа в неделю, независимо от специальностей.
Целью физического воспитания в высших учебных заведениях является формирование физической культуры, как неотъемлемой части профессионально-личностного развития специалиста с учетом требований профессиональной и общественной деятельности.
Учебный процесс физического воспитания в вузе. Программа курса. Цель, задачи и формы организации занятий
Физическое воспитание в высших учебных заведениях предусматривает решение следующих задач:
- укрепление здоровья
студентов средствами
- повышение уровня физической подготовленности студентов для успешной учебы и более глубокого усвоения профессиональных знаний, умений и навыков;
- создание условий для
полной реализации студентами
своих творческих способностей
в успешном освоении
Главными условиями при проведении практических занятий по физическому воспитанию являются:
*регулярный контроль и самоконтроль за самочувствием занимающихся;
*оптимальный объем и интенсивность физических нагрузок;
положительный эмоциональный фон и комфортность для занимающихся;
*соблюдение гигиенических требований и правил техники безопасности.
Физическая культура в вузе осуществляется в следующих формах:
Учебные занятия:
*практические, методические занятия;
*консультации, имеющие целью оказание помощи студентам в усвоении теоретических положений методики физической культуры, формировании навыков организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
*индивидуальные практические занятия проводятся для студентов, имеющих слабую физическую подготовленность, не освоивших практический материал в связи с пропусками занятий по уважительным причинам и состоянием здоровья. Эти занятия организуются кафедрой в течение учебного года, в период каникул или различных форм практики.
Внеучебные занятия:
*физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические занятия с отягощениями, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.)
*занятия в спортивных секциях, альпинистских и туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и других группах ОФП на платной основе.
Внеучебные занятия обеспечивают поддержание студентами высокого уровня физической работоспособности и способствуют выполнению требований программы (таблица 1). Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется преподавательским составом кафедр физической культуры.
Таблица 1
Формы |
Направленность |
Академические (аудиторные) в сетке учебного расписания |
Теоретические (лекции, методические уроки, консультации), практические (учебные занятия, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по ОФП и избранному виду спорта). |
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные по внутривузовскому календарю |
Туристские походы, спортивные праздники, вечера, «Дни здоровья», показательные выступления, внутривузовские спартакиады. Под руководством Спортивного клуба, преподавателей-тренеров по видам спорта. |
Спортивные соревнования по календарю межвузовских мероприятий |
Студенческие игры, Чемпионаты РБ, Универсиады и т.д. Под руководством администрации вузов, спортивных клубов, тренеров по видам спорта. |
Самостоятельные – для студентов с низким уровнем ОФП и студентов СМГ |
Оздоровительные (групповые, индивидуальные) под руководством преподавателя. |
Приоритетными положениями по физической культуре являются:
- усиление оздоровительной
роли физических упражнений в
физической подготовке
- повышение уровня
- целостность знаний об
организме человека, его культуре
как системе норм, направленных
на профессионально-личностное
- ориентация теоретического,
методического и практического
материала на решение задач
обучения студентов умениям
- учет профессиональной
направленности вуза, кадрового
состава и потенциала кафедр
физической культуры, специфики
организации учебного процесса
и возможностей спортивной
Содержание учебного материала данной программы включает в себя теоретический, практический и методический разделы.
Преподавание теоретического раздела имеет целью дать базовые знания и сформировать установку на физическое самосовершенствование студентов не только в период обучения в вузе, но и на протяжении всей жизни.
На современном этапе имеется необходимость ознакомления студентов с результатами влияния на организм человека гиподинамии, гипокинезии, экологического кризиса, эмоционального стресса. Теоретические аспекты этих явлений планируется изучить на первых годах обучения, чтобы в дальнейшем иметь достаточный уровень знаний, позволяющий осознанно решать практические задачи физического совершенствования студентов.
Практический раздел рассматривается как основной, решает задачи оздоровления и формирования физических кондиций студентов в период их обучения. Его освоение обеспечивает повышение уровня физического здоровья, физической подготовленности и спортивной подготовки, что способствует качественному выполнению зачетных нормативов.
Методический раздел содержит материал для закрепления студентами знаний, умений и навыков самостоятельного использования физических упражнений в повседневной жизни.
Программа нацеливает коллективы кафедр физической культуры вузов на решение задач повышения уровня физкультурной образованности студентов, особенно в сфере применения основных форм и методов физической подготовки как в собственной жизни, так и в быту, в семье и на производстве.