Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 15:09, реферат
Сущность и ценности физической культуры и спорта. Физическая культура личности
Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть жизни каждого человека. Они занимают важное место, как в работе, так и в отдыхе людей. Занятия спортом играют значительную роль в работоспособности членов общества.
Введение………………………………………………………………………3-4
1. Понятие физической культуры личности……………………………5-10
2. Ценности физической культуры……………………………………..11-16
3. Сущность физической культуры в различных сферах жизни……..17-18
Заключение…………………………………………………………………..19-20
Список использованной литературы……………………………………….21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….21
Введение
Сущность
и ценности физической культуры и
спорта. Физическая культура личности
Физическая культура и спорт - неотъемлемая
часть жизни каждого человека. Они занимают
важное место, как в работе, так и в отдыхе
людей. Занятия спортом играют значительную
роль в работоспособности членов общества.
Влияние спорта на жизнь людей многогранно.
Важнейшей ролью спорта является то, что
он выступает как главное средство физического
воспитания людей.
Физическая культура и спорт выполняют
важную функцию по воспитанию нового человека,
в котором сочетаются духовное богатство,
моральная чистота и физическое совершенство.
Занятия физической культурой и спортом
способствуют оздоровлению организма
человека, повышают его социальную активность.
Занимаясь спортом и физической культурой
люди, не только продляют себе жизнь, решают
проблемы различных заболевании, снимают
проблему стресса, а также снимают напряжение,
которое формируется постепенно у всех
в процессе трудовой или образовательной
деятельности.
Растущая популярность физической культуры
и спорта в мире является подтверждением
того, что в этой сфере человеческой деятельности
заложены уникальные возможности совершенствования
личности.
Физическую культуру человека можно формировать,
развивать и поддерживать только с помощью
регулярной физической активности. Физкультурно-спортивная
активность человека является средством
развития физической культуры личности,
условием ее формирования и мерой уровня
ее развития.
Чем большее место занимает физическая
активность в образе жизни, трудовой деятельности
и свободного времени человека, тем более
разносторонней будет его физическая
подготовленность.
В наши дни необходимо пересмотреть отношение
к неосознанным мотивам, побуждающим человека
к занятиям физическими упражнениями.
Механизм реализации таких потребностей
может быть объяснен очищающей силой двигательной
активности, вызывающей явление катарсиса
и обеспечивающей в силу этого психотерапевтический
эффект освобождения человека от различных
комплексов и чрезмерного нервного напряжения.
В этом случае физическая активность выступает
как необходимое условие нормальной жизнедеятельности.
Занятие пожилого человека спортом, например
спортивными играми, может носить характер
реминисцентного переноса себя в прошлое.
В процессе игровой деятельности он "забывает"
свой возраст и чувствует себя молодым
в этот момент он испытывает эффект внутреннего
эмоционального подъема, повышенного
мышечного тонуса, прилива сил, бодрости,
оптимистического отношения к жизни.
1.Понятие физической культуры личности
Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.
Физическая
культура личности - это социально-
Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями.
Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).
Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.
В
технологическую структуру
В
данной структуре физическая культура
личности является сложным системным
образованием. Все представленные в
ней элементы тесно взаимосвязаны,
дополняют и обусловливают друг
друга. Знания и интеллектуальные способности
определяют кругозор личности, иерархию
ее оценок, ценностей и результатов деятельности;
мотивы характеризуют направленность
личности, стимулируют и мобилизуют ее
на проявление активности в сфере физической
культуры; ценностные ориентации выражают
совокупность отношений личности к физической
культуре в жизни, профессиональной и
созидательно-активной деятельности;
потребности являются главной побудительной,
направляю щей и актуализирующей силой
поведения личности в сфере физической
культуры; физическое совершенство предполагает
такой уровень здоровья, физического развития,
психофизических и физических возможностей
личности, которые составляют фундамент
ее активной, преобразующей, социально
значимой, физкультурно-спортивной деятельности
и жизнедеятельности в целом; социально-духовные
ценности определяют общекультурное и
специфическое развитие культуры личности;
физкультурно-спортивная деятельность
отражает ценностные ориентации и потребности,
характеризует физкультурную активность
личности.
Физическая культура личности
|
Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.
Деятельная
часть физической культуры представлена
процессом физического
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.
Ю.И. Евсеев определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека. Однако, на наш взгляд, это определение не отражает полноту всего процесса физического воспитания и рассматривает только его деятельностный компонент, в то время как в нем существенными являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты.
Ж.К.Холодов, рассматривая понятие "физическое воспитание", отмечает, что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями и формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями1.
Наиболее точное и всеобъемлющее определение физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым. Он отмечает, что физическое воспитание – это педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которых формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности.
Таким образом, современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.
Центральным
системообразующим фактором, объединяющим
все компоненты физической культуры,
предстает физкультурно-
Эмоционально-целостное
отношение к физкультурной
Выносливость,
сила, быстрота, высокий уровень
функциональной подготовленности организма,
его работоспособности могут
быть приобретены только путем использования
эффекта целенаправленного организационного
процесса адаптации организма к физическим
нагрузкам определенного содержания,
объема и достаточной (разумной) интенсивности.
2.Ценности физической культуры
Приобщение людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы.
Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются:
1). Ценности объективных форм физической культуры:
- материальные ценности (спортивные
сооружения, инвентарь для физкультурно-
-
исторические ценности (истории
великих спортивных побед,
-
ценности – общественные
- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).
2). Ценности субъективных форм физической культуры:
-
физические ценности (физическое
развитие, состояние организма в
процессе физкультурно-
- духовно-нравственные ценности (наличие высокого духовного идеала; жизненная установка на служение благородным целям: Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; следование принципам гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры),