Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:09, реферат
Ценности физической культуры в образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей объективных форм и субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение личности к физической культуре является интеграцией более частных отношений: отношений личности к различным формам и средствам физической культуры и включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
Введение ………………………………………………………………………........3
1.Физическая культура как важная дисциплина………………………………….6
2. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни…...8
3. Ценности физической культуры ……………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………19
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАДЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Центр оздоровительной физической культуры
РЕФЕРАТ
ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выполнил
студентка I курса
Группа 703
Корепанова Анна
Проверил
кандидат биологических наук
Назмутдинова В.И.
Содержание
стр.
Введение ………………………………………………………
1.Физическая культура как важная дисциплина………………………………….6
2. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни…...8
3. Ценности физической культуры ……………………………………………….11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечнососудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности.
Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры человека, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей.
Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, "программ поведения". В ней интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурной поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Таким образом, феномен физической культуры личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования.
1.Физическая культура как важная дисциплина
Предмет «физическая культура» следует рассматривать в контексте общей культуры, доносить его до учащихся как ее элемент. При этом надо помнить: культура всегда рассчитана на адресата, на творческий диалог с ним, а ее «усвоение» – это процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе.
Физическая культура, воплощенная в форме индивидуального опыта учащегося, его культурности, проявляет себя как гармония культуры знаний и мышления, теоретических действий и чувств, общения и поведения. Физическая культура требует открытости учителя как носителя культуры с его ярко выраженным личностным отношением к тому, что он предлагает и демонстрирует учащимся.
Физическая культура функционирует через субъективный мир личности, проявляется через своих носителей. В деятельности создаются и закрепляются образы физической культуры, в которых личность проявляет себя субъектом. Самоопределение личности в физической культуре как результирующем факторе освоения ее ценностей предполагает наличие субъектной позиции учащегося и в учебной, и в физкультурно-спортивной деятельности. Особое значение приобретает отношение к деятельности, выбор целей, умение понять в ней себя и других, ставить перед собой задачи, целенаправленно и эффективно действовать в соответствии с ними.
Культура коммуникативна по своей сути, поэтому передача ценностей физической культуры требует нравственного содержания, личностной обращенности педагогического процесса. В качестве полноправных компонентов образования рассматриваются культура учащегося и культура учителя. Педагогический процесс необходимо анализировать не только в терминах учителя, но и в терминах учащегося, с позиций его мотивов, уровня культуры, субъектности, опираясь на культуру педагогического взаимодействия.
Культура – это творчество. Процесс творческого развития личности следует рассматривать как распространение физической культуры в образовательной, социально-культурной, физкультурно-спортивной, преобразовательной деятельности учащихся. Он требует открытости, вариативности, динамичности в организации и содержании; освоения как отечественных ценностей физической культуры и спорта, ее этносов, так и западных, восточных ее аналогов, то есть диалога культур.
Культуросообразный образовательный процесс делает личность учащегося не только образованной, но и культурной, духовной, учит ее мыслить и действовать творчески. Образование при этом разворачивается на широком общекультурном фоне ещё школьного социума. Его содержание становится тем пространством существования, благодаря которому учащийся расширяет границы своей социально-культурной практики.
Содержание образования по физической культуре следует рассматривать как способ приобщения учащихся к развивающему их миру, его ценностному потенциалу. Этот процесс включает в себя: способы культурной деятельности, а также используемые для этого средства и методы; кроме того, анализируются и результаты деятельности. Целью и интегративным результатом образовательного процесса является формирование физической культуры учащегося как составной части его общекультурного развития. Результат можно увидеть в качественных новообразованиях, включая мотивационно-ценностную, когнитивную, содержательно-операциональную и творческо-деятельностную составляющие, динамично изменяющиеся во времени.
2. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни
Физическая культура - достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.
Основными признаками физической культуры можно считать: систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования; специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить их на практике; владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач; владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры.
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.
Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.
Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.
Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.
В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:
1. Физкультурная деятельность
обязательно содержит
2. Деятельность в сфере
физической культуры
3. Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствование самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.
Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - 2-е изд. - М.: Б.и., 2001..
3. Ценности физической культуры
Приобщение людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы . Бальсевич, В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 10-16. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С.10-15.
Ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются:
1). Ценности объективных форм физической культуры:
- материальные ценности
(спортивные сооружения, инвентарь
для физкультурно-спортивной
- исторические ценности
(истории великих спортивных
- ценности - общественные
отношения (к спорту, к здоровью,
к персоналиям-носителям
- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).
2). Ценности субъективных форм физической культуры:
- физические ценности (физическое
развитие, состояние организма в
процессе физкультурно-