Ценности физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:56, реферат

Описание работы

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

15. Оперативно извещать  руководство о каждом несчастном  случае;

16. При пожаре в спортивном  зале открывать запасные выходы  и организованно вывести учащихся  согласно плану эвакуации в  безопасное место, сообщать о  пожаре в пожарную часть и  приступить к ликвидации очага возгорания.

В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

Таким образом, преподаватели физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учителя физкультуры несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

1.2 Профилактика травматизма  как основное направление техники  безопасности на уроках физической  культуры

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

Основные причины травматизма:

1. Организационные недостатки  при проведении занятий. Это непродуманная  организация урока, проведение занятий  в отсутствие учителя, слабая  дисциплина и подготовленность  инвентаря, используемого на уроке. Это нарушение инструкций и  положений о проведении уроков  физической культуры, неквалифицированное  составление программы соревнований, нарушение их правил, перегрузка  программы и календаря соревнований  и т.д.

2. Ошибки в методике  проведения урока, связанные с  нарушением дидактических принципов  обучения (регулярность занятий, постепенное  увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, техническая и физическая подготовленность учащихся (форсирование нагрузок).

Часто причиной травм является пренебрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся.

3. Недостаточное материально-техническое  обеспечение, оснащение занятий: плохая  подготовка мест занятий и  инвентаря, плохое крепление снарядов, отсутствие табельного инвентаря  и оборудования, малые залы, отсутствие  зон безопасности, жесткое покрытие  и неровности дорожек.

4. Неудовлетворительное  санитарно-гигиеническое состояние  залов, площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест  занятий, запыленность, низкая температура  воздуха и воды бассейна. Неблагоприятные  метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др. Недостаточная  акклиматизация учащихся.

5. Низкий уровень воспитательной  работы, нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся.

6. Отсутствие медицинского  контроля. Допуск к соревнованиям  без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем врачебных  рекомендаций по срокам возобновления  занятий после заболеваний, по  ограничению нагрузок, комплектованием  групп в зависимости от степени подготовленности учащихся .

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев – это нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителями физкультуры, тренерами, учащимися.

.

Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:

а)все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;

б)по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.

Важно также знать и некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся.

Так, при отодвигании секций от стены к центру зала учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее одной рукой.

Во время установки перекладин и брусьев при опускании хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую трубу секций, а при отведении в сторону грифа или жерди необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими рядом стоящего учащегося.

Большое внимание необходимо уделить установке учащимися стопорных болтов, которые должны до упора вставляться 15 свои гнезда-отверстия с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая возможность его выпадения при работе на снарядах.

После установки снарядов в рабочее положение нужно под каждый снаряд положить необходимое количество гимнастических матов.

Если многокомплектное спортивное оборудование установлено на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого грунта (песок с опилками) иод снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить.

При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.

Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания.

Для предупреждения травматизма необходима, прежде всего, систематическая проверка прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты ладоней используют специальные накладки, для профилактики повреждений лучезапястных суставов - кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела - поролоновые прокладки.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка фиксаций; помощь подталкиванием.

Таким образом, для профилактики спортивного травматизма должны строго соблюдаться правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само - и взаимостраховки.

 

 

 

3.Эмоциональная устойчивость.

Основной целью реформирования системы образования является создание эффективной системы, обеспечивающей высокое качество образования, его многообразие и ориентацию на удовлетворение запросов личности и общества. Данную цель менее затратно достичь при развитии эмоциональной устойчивости у студентов. Устойчивость — это способность человека сохранять в различных условиях социальной нестабильности личностные позиции, владеть определёнными механизмами защиты по отношению к воздействиям, чуждым его личностным взглядам, убеждениям и мировоззрению в целом. Направленность личности является одним из проявлений её устойчивости. Она представляет собой совокупность потребностей и интересов личности, которые сосредоточены вокруг единого центра и являются одним из факторов саморегуляции поведения индивида.

Эмоциональная устойчивость должна сочетаться с гибким управлением эмоциональным состоянием – способностью человека создавать произвольно нужное настроение, изменять уровень эмоционального возбуждения. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными (по виду и силе) к конкретной ситуации, что позволяет, в частности, с одной стороны, экономить нервную энергию, с другой – использовать эмоциональную самостимуляцию (целенаправленное повышение уровня эмоционального возбуждения для увеличения работоспособности) для более полного использования своих потенциальных возможностей. Эмоциональная устойчивость является важной составляющей эмоционально-волевого компонента психологической подготовленности личности к различным видам деятельности. По мнению, М.И. Дьяченко, показателями эмоциональной устойчивости являются: 1.правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений; 2.последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; 3.поведенческие реакции - точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость речи, ее грамматический строй; 4.изменения во внешнем виде - выражение лица, взгляд, мимика пантомимика, тремор конечностей и т.д. Наиболее остро проблема эмоциональной неустойчивости наблюдается в молодежной среде.

 Студенческий период  жизни, как отмечал А.Г. Асмолов, наиболее продуктивен для развития эмоциональной устойчивости, сознательной саморегуляции и самоконтроля. Большой потенциал для развития эмоциональной устойчивости мы видим на занятиях физической культуры.

1. Через регуляцию психологического  состояния (во время проведения  разминки) .

2. Через изменение и  развития каузальных атрибуций  направленных на уважение личности  к себе, при выполнении упражнений  направленных на совершенствование  двигательной деятельности или  на развитие физических качеств, в зависимости от учебной программы.

3. Стимулируем на самоконтроль  эмоций, формируем умения корректировать  эмоции, делать их адекватными  к конкретной ситуации, во время  проведения и анализа подвижных  игр. Студенты на занятие по  физической культуре приходят  в разном психологическом состоянии. Во время выполнения разминки, при грамотной работе педагога, регулируется психологическое состояние. При повышенной психической активности  положительной модальности: вдохновение, воодушевление, восторг, влюбленность, состояние любви, наслаждение, радость, счастье используется способ  регуляции - физическая активность  на уроке с достижением успеха. Работа педагога направлена на  концентрацию внимания на состоянии  и его источнике и рассчитана  на закрепление на телесно-эмоциональной  памяти.

 При неравновесном отрицательном состоянии: агрессия, бешенство, возмущение, волнение, гнев, испуг, ненависть, отчаяние, озлобленность, оскорбленность, ревность, страх, ужас, шок, используется способ регуляции - физическая разрядка, снятие телесных зажимов связанных с негативными событийными потоками. Физическая разрядка используются, когда необходимо справиться с сильными эмоциональными переживаниями, которые трудно обуздать при помощи интеллектуальных методов регуляции.

 Физическая активность  направлена на уменьшение психической  активности и снижение интенсивности  переживаемого состояния. Регуляция относительно равновесных отрицательных состояний: угрызение совести, разочарование, подозрительность, одиночество, обида, неудовлетворенность, недоумение, недовольство, замешательство, неготовность, жалость, досада, виноватость, нерешительность, используется способ регуляции - физическое переключение. Физическое переключение связано не с разрядкой энергии, а с мобилизации сил. Повышая свою физическую активность человек «вырывается» из «ямы» переживаний и, переключаясь на физическую активность, повышает свой энергетический уровень по принципу «подбросить дрова в огонь».Физическая нагрузка и достижение успеха повышает секреции адреналина, серотонина и допамина(1). На данное состояние проводятся аутогенная работа на изменение казуальных атрибуций, заблаговременно согласованное с студентом. Данное изменение записывается на телесно-эмоциональной памяти, и становиться определяющим на продолжительное время, пока проходит обкатку в реальной жизни и при своей жизнеспособности, становиться определяющей. Для достижения поставленной цели развития эмоциональной устойчивости на занятиях физкультуры в техническом Вузе, в рамках учебного процесса, согласно учебной программы, мы используем игры. Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели(7). С термином "игра" тесно взаимосвязан термин "игровая деятельность". Учитывая, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание(6). В начале учебного года подвижные игры направлены на воспитание толерантного общения, потом игры меняются или усложняются элементами соревновательности, что увеличивает эмоциональный накал. Во время игр стимулируем студентов на самоконтроль эмоции. Во время анализа игр, формируем умения корректировать эмоции, делать их адекватными к конкретной ситуации. Содействие студентам в развитии их эмоциональной устойчивости на занятиях физической культуры зависит от желания педагога, его этических и профессиональной свойств, способности управления нагрузкой, оперативного личностно-направленного контроля воздействия на студента. Предлагаемый нами метод в развитии эмоциональной устойчивости студентов представляет собой специально-организованную работу, реализуемой в контексте образовательного процесса в вузе и создает реальные предпосылки для нового содержательного наполнения образования студентов.

Информация о работе Ценности физической культуры