Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:56, реферат
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
15. Оперативно извещать
руководство о каждом
16. При пожаре в спортивном
зале открывать запасные
В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.
Таким образом, преподаватели физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учителя физкультуры несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.
1.2 Профилактика травматизма
как основное направление
Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья.
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.
Основные причины травматизма:
1. Организационные недостатки
при проведении занятий. Это непродуманная
организация урока, проведение занятий
в отсутствие учителя, слабая
дисциплина и подготовленность
инвентаря, используемого на уроке.
Это нарушение инструкций и
положений о проведении уроков
физической культуры, неквалифицированное
составление программы
2. Ошибки в методике
проведения урока, связанные с
нарушением дидактических
Часто причиной травм является пренебрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся.
3. Недостаточное материально-
4. Неудовлетворительное
санитарно-гигиеническое
5. Низкий уровень воспитательной
работы, нарушения дисциплины, поспешность,
невнимательность учителя и
6. Отсутствие медицинского
контроля. Допуск к соревнованиям
без прохождения врачебного
Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев – это нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителями физкультуры, тренерами, учащимися.
.
Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:
а)все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;
б)по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.
Важно также знать и некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся.
Так, при отодвигании секций от стены к центру зала учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее одной рукой.
Во время установки перекладин и брусьев при опускании хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую трубу секций, а при отведении в сторону грифа или жерди необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими рядом стоящего учащегося.
Большое внимание необходимо уделить установке учащимися стопорных болтов, которые должны до упора вставляться 15 свои гнезда-отверстия с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая возможность его выпадения при работе на снарядах.
После установки снарядов в рабочее положение нужно под каждый снаряд положить необходимое количество гимнастических матов.
Если многокомплектное спортивное оборудование установлено на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого грунта (песок с опилками) иод снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить.
При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.
Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания.
Для предупреждения травматизма необходима, прежде всего, систематическая проверка прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты ладоней используют специальные накладки, для профилактики повреждений лучезапястных суставов - кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела - поролоновые прокладки.
В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.
Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка фиксаций; помощь подталкиванием.
Таким образом, для профилактики спортивного травматизма должны строго соблюдаться правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само - и взаимостраховки.
3.Эмоциональная устойчивость.
Основной целью реформирования системы образования является создание эффективной системы, обеспечивающей высокое качество образования, его многообразие и ориентацию на удовлетворение запросов личности и общества. Данную цель менее затратно достичь при развитии эмоциональной устойчивости у студентов. Устойчивость — это способность человека сохранять в различных условиях социальной нестабильности личностные позиции, владеть определёнными механизмами защиты по отношению к воздействиям, чуждым его личностным взглядам, убеждениям и мировоззрению в целом. Направленность личности является одним из проявлений её устойчивости. Она представляет собой совокупность потребностей и интересов личности, которые сосредоточены вокруг единого центра и являются одним из факторов саморегуляции поведения индивида.
Эмоциональная устойчивость должна сочетаться с гибким управлением эмоциональным состоянием – способностью человека создавать произвольно нужное настроение, изменять уровень эмоционального возбуждения. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными (по виду и силе) к конкретной ситуации, что позволяет, в частности, с одной стороны, экономить нервную энергию, с другой – использовать эмоциональную самостимуляцию (целенаправленное повышение уровня эмоционального возбуждения для увеличения работоспособности) для более полного использования своих потенциальных возможностей. Эмоциональная устойчивость является важной составляющей эмоционально-волевого компонента психологической подготовленности личности к различным видам деятельности. По мнению, М.И. Дьяченко, показателями эмоциональной устойчивости являются: 1.правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений; 2.последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; 3.поведенческие реакции - точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость речи, ее грамматический строй; 4.изменения во внешнем виде - выражение лица, взгляд, мимика пантомимика, тремор конечностей и т.д. Наиболее остро проблема эмоциональной неустойчивости наблюдается в молодежной среде.
Студенческий период жизни, как отмечал А.Г. Асмолов, наиболее продуктивен для развития эмоциональной устойчивости, сознательной саморегуляции и самоконтроля. Большой потенциал для развития эмоциональной устойчивости мы видим на занятиях физической культуры.
1. Через регуляцию
2. Через изменение и
развития каузальных атрибуций
направленных на уважение
3. Стимулируем на самоконтроль
эмоций, формируем умения
При неравновесном отрицательном состоянии: агрессия, бешенство, возмущение, волнение, гнев, испуг, ненависть, отчаяние, озлобленность, оскорбленность, ревность, страх, ужас, шок, используется способ регуляции - физическая разрядка, снятие телесных зажимов связанных с негативными событийными потоками. Физическая разрядка используются, когда необходимо справиться с сильными эмоциональными переживаниями, которые трудно обуздать при помощи интеллектуальных методов регуляции.
Физическая активность
направлена на уменьшение