Что такое физкультура и спорт?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 05:59, реферат

Описание работы

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

Наряду с разнообразными упражнениями в процессе занятий  можно большее внимание уделять  совершенствованию в каком-либо одном виде спорта с учетом интересов и пожеланий занимающихся, возможностей преподавателей и условий материальной базы. Такой подход поможет привить интерес к занятиям спортом.

 

Занятия групп ОФП  и ГТО рекомендуется проводятся преимущественно на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здоровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь и оборудование: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, палки, вертикальные и горизонтальные лестницы, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, лыжи, коньки и др.

 

Для определения эффективности  занятий применяются функциональные пробы, дающие представление об уровне работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, антропометрические индексы, показывающие изменения в  физическом развитии, и выполнение контрольных нормативов (тестов), характеризующих степень развития физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости). Важны также показатели самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит и др.

 

В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам меди­цинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинской группе. Количественный состав группы—20—25 чел. Занятия поручается проводить квалифицированным специалистам, имеющим высшее или среднее физкультурное образование, а также общественным инструкторам спортивного клуба, имеющим специальную курсовую подготовку и являющимся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю продолжительностью 50—90 мин и больше.

 Спортивные секции 

 

Большое место в жизни  коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях  спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать прежде всего по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.

 

Во многих случаях  к занятиям в спортивных секциях  допускаются лица, не имеющие спортивного  разряда, но обладающие достаточной  разносторонней физической подготовкой  и желающие заниматься тем или  иным видом спорта, культивируемым в вузе.

 

Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортивных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

 

Занятия проводят специалисты  по физическому воспитанию, имеющие  высшее или среднее физкультурное  образование. Для проведения занятий  с группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного  клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивного разряда.

 

Одним из показателей  эффективности занятий в спортивных секциях является динамика спортивных результатов.

 Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях

 

Основным принципом  при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному  процессу. Его сущность заключается  в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

 

Учебно-воспитательный процесс  в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания. Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы.

 

Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

 

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три  учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования  и специальное. Каждое отделение  имеет особенности комплектования специфические задачи.

 

Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

 

Первым критерием распределения  студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

 

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической  подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической  подготовленности по контрольным упражнениям  и нормативам программы по физическому воспитанию.

 

В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической  подготовленности, на подготовительное учебное отделение зачисляются  студенты, отнесённые по состоянию  здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам.

 

Распределение по учебным  группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности. Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

 

В подготовительном учебном  отделении учебный процесс направлен  на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них  интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

 

В методике проведения занятий  в этих группах очень важен  учёт принципа постепенности в повышении  требований к овладению двигательными  навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

 

Теоретические занятия  направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и  убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

 

Учебные группы отделения  спортивного совершенствования. В  них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие  контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в  соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.

 

На специальное учебное  отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

 

Учебные группы этого  отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

 

Учебный процесс по физическому  воспитанию в специальном учебном  отделении преимущественно направлен  на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

приобретение необходимых  и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

 

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

 

Программа курса этого  отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

 

Несмотря на оздоровительно-восстановительную  направленность занятий в специальном  отделении, они не должны сводиться  только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

 

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

 Зачётные требования  и обязанности студентов 

 

Программой предусмотрена  сдача студентами зачётов по физическому  воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных соревнований.

 

Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

 

К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются  студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку. Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра. В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в  дни и часы, предусмотренные учебным  расписанием;

повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;

выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;

соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;

регулярно заниматься гигиенической  гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;

активно участвовать  в массовых оздоровительных, физкультурных  и спортивных мероприятиях в учебной  группе, на курсе, факультете, в вузе;

проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;

иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие  виду занятий.

 

Возрастное воспитание  складывается не только из тренировки и развития их в «образовательный» период жизни (7 –25 лет), но и в дальнейший период (для людей среднего и пожилого возраста) , что является вторым этапом в жизни человека при воспитании физических качеств .

 Медицинское обеспечение физкультуры  и спорта в вузе

 

Медицинское обеспечение — одно из решающих условий рационального  использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности  учебно-тренировочных занятий, массовых оздоровительных физкультурных  и спортивных мероприятий. Оно способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.

 

Врачебный контроль — раздел медицины, призванный исключить условия, при  которых могут проявляться отрицательные  воздействия физкультурных занятий и мероприятий на организм занимающихся, содействуя наилучшему использованию средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей и общей работоспособности организма, достижения высоких спортивных результатов. В его задачу входит оценка здоровья, физического развития и функционального состояния организма, а также изучение изменений,  возникающих в нем под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом.

Информация о работе Что такое физкультура и спорт?