Детские и юношеские объединения, их роль в социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Детские и юношеские объединения способствуют развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли. Разные цели объединяют воспитанников: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке ко взрослой жизни.

Файлы: 1 файл

Детские и юношеские объединения, их роль в социализации личности.docx

— 25.30 Кб (Скачать файл)

Детские и юношеские  объединения, их роль в социализации личности

 
Детские и юношеские объединения  способствуют развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли. 
 
Разные цели объединяют воспитанников: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке ко взрослой жизни. 
 
Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается, от внеклассной работы. Например, цель деятельности детских и юношеских объединений рассматривают с одной стороны как цель, которую ставят перед собой воспитанники, с другой - как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе объединений.  
 
В детских и юношеских объединениях повышается социальная значимость деятельности воспитанников. Способствует этому создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности, в результате чего формируются желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе. Так же создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов воспитанника, что способствует внутреннему обогащению как его самого, так и организации, формированию новых устремлений; происходит корректировка поведенческих норм личности с общественными нормами, ценностями, социальными программами; выполняются защитные функции (охрана интересов, прав детей и подростков). 
 
Принято различать объединения по: 
 
- содержанию деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические» познавательные и др.); 
 
- времени существования (постоянные - на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей; временные -детские летние центры, туристические группы и т.д.; ситуативные - участники акций помощи, слетов и т.п.); 
 
- форме управления (неформальные, клубные организации). 
 
Деятельность воспитанников в детских и юношеских объединениях отличается содержанием, формами, методами работы и соответствует возрастным особенностям воспитанников, их интересам и потребностям. Право выбора детского или юношеского объединения, свободы в передвижении из одного коллектива в другой остается за детьми. Такой подход называют вариативным. Он дает возможность выбрать объединение по интересам, реализовать любую, соответственно выбору, программу, самому планировать сроки ее реализации и темпы выполнения. 
 
Существуют различные детские объединения. «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) - это детское общественное объединение в России и СНГ, деятельность которого представлена различными региональными, межрегиональными и профильными детскими общественными объединениями: «Юная Россия», «Родники» (Республика Удмуртия), «Пионеры Башкортостана», «Алые паруса» (Республика Хакасия), «Союз друзей» {г. Обнинск), «Юные патриоты» и др. 
 
Для практического освоения социальных ролей служат встречи представителей СПО-ФДО в «Артеке» (на специально организованных сборах), на сессиях Школы демократической культуры, традиционных сменах в «Орленке», лагерях актива областных и республиканских организаций, международном лагере «Планета ЮНЕСКО» и других объединениях и организациях. 
 
Современными исследователями (Н.Г. Полянская и др.) разработана модель деятельности детского объединения[35]. В ней отражены основные этапы и педагогические условия организации деятельности объединения, которые соотносятся с особенностями развития личности воспитанника в детском объединении (первоначальная адаптация, освоение новых видов деятельности, самореализация в условиях детского объединения, готовность к применению знании и умений в жизненных ситуациях). 
 
Различают три принципа деятельности в данных объединениях: 
 
- гармонизации общечеловеческих ценностей в рамках детских и юношеских объединений; 
 
- включенности воспитанников в социально-личностные значимые отношения, которые служат благоприятной базой для развития жизненных установок и социальных ролей; 
 
- взаимосвязи детского самоуправления и педагогического руководства, которые позволяют воспитанникам самоорганизовываться и самореализовываться в детском 
объединении. 
 
Существующие временные объединения (детские лагеря, молодежные смены, инструктивные сборы), которые обладают особыми воспитательными возможностями. В них создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность и занимают, при этом позорю от пассивного наблюдателя до активного организатора. 
 
Образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанником в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и «реализовать усвоенные нормы. Качественные изменения, происходящие в результате развития детей, - это итог совместной деятельности с воспитателями, сотрудничества в реальных контактах друг с другом. 
 
s Вопросы и задания для самопроверки 
 
 
1. Каковы условия правильного воспитания детей в семье? 
 
2. Какие методы воспитания используются в семье? 
 
3. В чем состоят основные особенности детских общественных объединений? 
 
4. Что характерно для детского коллектива? 
 
5. Рассмотрите призывы общества к родителям, касающиеся воспитания детей: 
 
1910 г. - Лупите их!  
 
1920 г. - Ограничивайте их во всем!  
 
1930 г. - Не обращайте на них внимание!  
 
1940 г. - Убеждайте их!  
 
1950 г. - Любите их!  
 
1960 г. - Лупите их, но с любовью!  
 
1970 г. - Бог с ними!  
 
1980 г. - Попытайтесь их понять!  
 
1990 г. - Любите их! (предложен студентами МГОУ).  
 
Какой призыв к родителям нового столетия вы могли бы предложить? 
 
& Литература 
 
Основная 
 
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. М., 2002. 
 
2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн. 2. М., 1990. 
 
3. Харламов И.Ф.  Педагогика:  Компактный учебный курс. Минск, 2001.             
 
Дополнительная 
 
1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Ц.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996. 
 
2. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / Сост. В.В. Кумарин. М., 1972. 
 
3. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М. 1983. 
 
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999. 
 
5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. 
    продолжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч. 1. М., 2002.

 
[2] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.

 
[3] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120; № 33, Ст. 3348; 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 7. Ст. 631; № 12. Ст. 1093; № 26. Ст. 2517; № 30. Ст. 3029; № 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. № 2. Ст. 163; № 28. Ст. 2892. 

 
[4] Подласый И.П. Педагогика, Новый курс. Учебник: В 2 кн. Кн.1. М., 1999. 

 
[5] Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. М., 2001.

 
[6] Педагогика: Учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 2002. 

 
[7] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 1998. 

 
[8] Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. 

 
[9] Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988. 

 
[10] Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2кн. Кн. 1 М., 1999. 

 
[11] Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2001. 

 
[12] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. М., 2002. 

 
[13] Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. M., 1999. 

 
[14] Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. Киев, 1991. 

 
[15] Краевский В.В. Содержание образования - вперед к прошлому. М., 2001.               

 
[16] Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С.218.    

 
[17] Андреев В.А. Педагогика: Учебный курс. 2-е изд. Казань, 2000. С. 307. 

 
[18] Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А. Онищука. Киев, 1987. С. 241. 

 
[19] Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник. СПб., 2061. С. 299. 

 
[20] Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа / Сб. документов по народному образованию. 1917-1973. М., 1974. 

 
[21] Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам: Учеб.-справ. пособ. М., 2002. 

 
[22] Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1955. С. 472. 

 
[23] Философами энциклопедический словарь. М., 1983. 

 
[24] White P. Civic virtues and public schooling: educating citizens for a democratic society. N.Y. L., 1996. 

 
[25] Values in education and education in values. L., 1996.        

 
[26] Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 
 
Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1999. № 2. С. 45-46.                 

 
[27] Там же. С. 426-436. 

 
[28] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. В.А. Сластетина: В 2 ч. Ч. 1. М., 2002. С. 61-63. 

 
[29] О воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод. 1974 г. ЮНЕСКО Рекомендации Генеральной конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры. Париж, 1974. С. 4. 

 
[30] Классификация А.В. Зосимовского. 

 
[31] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов. М., 2001. С. 288-289. 

 
[32] Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий: М., Ростов-на-Дону, 2000. С. 120-127. 

 
[33]    Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999. 

 
[34] Методика КТД разработана И.П. Ивановым. 

 
[35] Полянская Н.Г. Формирование социальных ориентации подростков в детских и юношеских объединениях // Автореф. ... канд. пед. наук. М., 2002.С. 11


Информация о работе Детские и юношеские объединения, их роль в социализации личности