Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:40, реферат
Детские и юношеские объединения способствуют развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли. Разные цели объединяют воспитанников: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке ко взрослой жизни.
Детские и юношеские объединения, их роль в социализации личности
Детские и юношеские объединения
способствуют развитию и реализации личностных
возможностей воспитанников на основе
удовлетворения их интересов и потребностей.
Детские объединения дают возможность
каждому делать свое дело, защищать собственные
интересы, участвовать в самоуправлении.
В детских и юношеских организациях воспитанники
приобретают опыт общественных отношений
и осваивают новые для них социальные
роли.
Разные цели объединяют воспитанников:
желание неформального общения со сверстниками;
стремление ликвидировать дефицит в общении,
получить помощь в определении своего
места в жизни, защите прав и свобод, в
подготовке ко взрослой жизни.
Воспитательная работа, направленная
на решение задач социализации личности
в условиях детского объединения, по своим
целям, содержанию, структуре во многом
отличается, от внеклассной работы. Например,
цель деятельности детских и юношеских
объединений рассматривают с одной стороны
как цель, которую ставят перед собой воспитанники,
с другой - как воспитательную цель, которую
ставят перед собой взрослые, участвующие
в работе объединений.
В детских и юношеских объединениях повышается
социальная значимость деятельности воспитанников.
Способствует этому создание условий,
при которых успешно осуществляется социализация
личности, в результате чего формируются
желание и готовность к выполнению социальных
функций в обществе. Так же создаются условия
для удовлетворения потребностей, интересов
воспитанника, что способствует внутреннему
обогащению как его самого, так и организации,
формированию новых устремлений; происходит
корректировка поведенческих норм личности
с общественными нормами, ценностями,
социальными программами; выполняются
защитные функции (охрана интересов, прав
детей и подростков).
Принято различать объединения по:
- содержанию деятельности (трудовые, досуговые,
общественно-политические, религиозные,
патриотические» познавательные и др.);
- времени существования (постоянные - на
базе школы, учреждений дополнительного
образования, по месту жительства детей;
временные -детские летние центры, туристические
группы и т.д.; ситуативные - участники акций
помощи, слетов и т.п.);
- форме управления (неформальные, клубные
организации).
Деятельность воспитанников в детских
и юношеских объединениях отличается
содержанием, формами, методами работы
и соответствует возрастным особенностям
воспитанников, их интересам и потребностям.
Право выбора детского или юношеского
объединения, свободы в передвижении из
одного коллектива в другой остается за
детьми. Такой подход называют вариативным.
Он дает возможность выбрать объединение
по интересам, реализовать любую, соответственно
выбору, программу, самому планировать
сроки ее реализации и темпы выполнения.
Существуют различные детские объединения.
«Союз пионерских организаций - Федерация
детских организаций» (СПО-ФДО) - это детское
общественное объединение в России и СНГ,
деятельность которого представлена различными
региональными, межрегиональными и профильными
детскими общественными объединениями:
«Юная Россия», «Родники» (Республика
Удмуртия), «Пионеры Башкортостана», «Алые
паруса» (Республика Хакасия), «Союз друзей»
{г. Обнинск), «Юные патриоты» и др.
Для практического освоения социальных
ролей служат встречи представителей
СПО-ФДО в «Артеке» (на специально организованных
сборах), на сессиях Школы демократической
культуры, традиционных сменах в «Орленке»,
лагерях актива областных и республиканских
организаций, международном лагере «Планета
ЮНЕСКО» и других объединениях и организациях.
Современными исследователями (Н.Г. Полянская
и др.) разработана модель деятельности
детского объединения[35]. В ней отражены
основные этапы и педагогические условия
организации деятельности объединения,
которые соотносятся с особенностями
развития личности воспитанника в детском
объединении (первоначальная адаптация,
освоение новых видов деятельности, самореализация
в условиях детского объединения, готовность
к применению знании и умений в жизненных
ситуациях).
Различают три принципа деятельности
в данных объединениях:
- гармонизации общечеловеческих ценностей
в рамках детских и юношеских объединений;
- включенности воспитанников в социально-личностные
значимые отношения, которые служат благоприятной
базой для развития жизненных установок
и социальных ролей;
- взаимосвязи детского самоуправления
и педагогического руководства, которые
позволяют воспитанникам самоорганизовываться
и самореализовываться в детском
объединении.
Существующие временные объединения (детские
лагеря, молодежные смены, инструктивные
сборы), которые обладают особыми воспитательными
возможностями. В них создаются реальные
условия для динамичного и интенсивного
общения ребенка со сверстниками, предоставляются
разнообразные варианты реализации его
творческой активности. Во временном детском
объединении подростки пробуют самостоятельно
организовать свою жизнедеятельность
и занимают, при этом позорю от пассивного
наблюдателя до активного организатора.
Образцы социального поведения, которые
раскрываются перед воспитанником в деятельности
детского объединения благодаря взрослым
и сверстникам, дают ему возможность поставить
себя на их место и «реализовать усвоенные
нормы. Качественные изменения, происходящие
в результате развития детей, - это итог
совместной деятельности с воспитателями,
сотрудничества в реальных контактах
друг с другом.
s Вопросы и задания
для самопроверки
1. Каковы условия правильного воспитания
детей в семье?
2. Какие методы воспитания используются
в семье?
3. В чем состоят основные особенности
детских общественных объединений?
4. Что характерно для детского коллектива?
5. Рассмотрите призывы общества к родителям,
касающиеся воспитания детей:
1910 г. - Лупите их!
1920 г. - Ограничивайте их во всем!
1930 г. - Не обращайте на них внимание!
1940 г. - Убеждайте их!
1950 г. - Любите их!
1960 г. - Лупите их, но с любовью!
1970 г. - Бог с ними!
1980 г. - Попытайтесь их понять!
1990 г. - Любите их! (предложен студентами
МГОУ).
Какой призыв к родителям нового столетия
вы могли бы предложить?
& Литература
Основная
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И.
и др. Педагогика. М., 2002.
2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс.
В 2 кн. Кн. 2. М., 1990.
3. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный
учебный курс. Минск, 2001.
Дополнительная
1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова
Ц.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!
Теория и практика школьных воспитательных
систем. М., 1996.
2. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание
личности / Сост. В.В. Кумарин. М., 1972.
3. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание
в коллективе. М. 1983.
4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе. М.,
1999.
5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания
коллектива. М., 1981.
продолжение
[1] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч. 1. М., 2002.
[2] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.
СПб., 2000.
[3] Ведомости Съезда народных депутатов
и Верховного Совета Российской Федерации.
1992. № 30. Ст. 1797; Собрание законодательства
Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150; 1997.
№ 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120; № 33, Ст. 3348; 2001.
№ 1 (ч. 1). Ст. 2; № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 7. Ст.
631; № 12. Ст. 1093; № 26. Ст. 2517; № 30. Ст. 3029; №
52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. № 2. Ст. 163; № 28. Ст. 2892.
[4] Подласый И.П. Педагогика, Новый курс.
Учебник: В 2 кн. Кн.1. М., 1999.
[5] Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная
педагогика и психология. М., 2001.
[6] Педагогика: Учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого.
М, 2002.
[7] Андреев В.И. Педагогика творческого
саморазвития: Инновационный курс. Кн.
2. Казань, 1998.
[8] Российская педагогическая энциклопедия:
В 2 т. М., 1999.
[9] Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского.
2-е изд. М., 1988.
[10] Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:
Учебник: В 2кн. Кн. 1 М., 1999.
[11] Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2001.
[12] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.
Общая педагогика: Учеб. пособ. / Под ред.
В.А. Сластенина: В 2 ч. М., 2002.
[13] Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:
Учебник: В 2 кн. Кн. 1. M., 1999.
[14] Подласый И.П. Исследование закономерностей
дидактического процесса. Киев, 1991.
[15] Краевский В.В. Содержание образования - вперед
к прошлому. М., 2001.
[16] Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. П.И.
Пидкасистого. М., 1998. С.218.
[17] Андреев В.А. Педагогика:
Учебный курс. 2-е изд. Казань, 2000. С. 307.
[18] Дидактика современной школы: Пособие
для учителей / Под ред. В.А. Онищука. Киев,
1987. С. 241.
[19] Хуторской А.В. Современная дидактика:
Учебник. СПб., 2061. С. 299.
[20] Народное образование в СССР. Общеобразовательная
школа / Сб. документов по народному образованию.
1917-1973. М., 1974.
[21] Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные
шкалы оценки степени обученности по предметам:
Учеб.-справ. пособ. М., 2002.
[22] Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр.
пед. соч. М., 1955. С. 472.
[23] Философами
[24] White P. Civic virtues
and public schooling: educating citizens for a democratic society. N.Y.
L., 1996.
[25] Values in education and education in values. L., 1996.
[26] Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие
ценности - основа целостного учебно-
Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в
духе культуры мира взаимопонимания, прав
человека // Педагогика. 1999. № 2. С. 45-46.
[27] Там же. С. 426-436.
[28] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая
педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. В.А.
Сластетина: В 2 ч. Ч. 1. М., 2002. С. 61-63.
[29] О воспитании в духе международного
взаимопонимания, сотрудничества и мира
и воспитания в духе уважения прав человека
и основных свобод. 1974 г. ЮНЕСКО Рекомендации
Генеральной конференция ООН по вопросам
образования, науки и культуры. Париж,
1974. С. 4.
[30] Классификация А.В. Зосимовского.
[31] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов
— 100 ответов. М., 2001. С. 288-289.
[32] Кульневич С.В. Педагогика личности: от
концепций до технологий: М., Ростов-на-Дону,
2000. С. 120-127.
[33] Маленкова Л.И. Воспитание в современной
школе. М., 1999.
[34] Методика КТД разработана И.П. Ивановым.
[35] Полянская Н.Г. Формирование социальных
Информация о работе Детские и юношеские объединения, их роль в социализации личности