Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:04, доклад
В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации и разминания) показаны ребенку первого года жизни. Выполнять массаж детям до года нужно с большой осторожностью. Следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка. Массаж и лечебную гимнастику ребенку можно начинать с первого месяца жизни. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 30 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном.
В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации и разминания) показаны ребенку первого года жизни.
Выполнять массаж детям до года нужно
с большой осторожностью. Следует
учитывать анатомо-
Массаж и лечебную гимнастику ребенку можно начинать с первого месяца жизни. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 30 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном.
Проводить массаж нужно проветриваемой комнате, с температурой воздуха не менее 22 градусов. В зимнее время и межсезонье тело ребенка следует накрыть простынкой, оставив открытым лишь массируемы участок.
Не рекомендуется при массаже использовать крема и присыпки.
Массаж необходимо начинать постепенно. Важно смотреть как ребенок реагирует на массаж в целом, а также на определенные техники. Если он начинает капризничать при определенной техники, то следует ее отменить. Все массажные линии направлены по ходу сосудов к ближайшим лимфатическим узлам. Нельзя проводить массаж в районе печени, родничков, половых органов, незажившей пуповине. Также нельзя проводить ударные приемы в области почек.
Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут.
При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.
Запрещается проводить массаж при любых инфекционных обострениях, рахите в периоде обострения, при паховых, бедренных, и пупочных грыжах, воспалительных кожных заболеваниях.
Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжелых заболеваниях кожи, обостренном туберкулезе, расстройствах пищеварения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжелых заболеваниях крови.
При выполнении массажа и гимнастики
важно соблюдать следующие
1. Перед началом массажа
2. Начинать массаж лучше с самого простого, а уже потом только переходить на более сложные приемы.
3. Нельзя выполнять резкие,
грубые движения, которые
4. При выполнении всех
могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приемы и движения должны выполняться точно и профессионально.
5. Очень важно в ходе массажа
и гимнастики наблюдать за
ребенком, выделяя те приемы
и упражнения, которые
Массаж у маленьких детей имеет ту же самую последовательность, что и у взрослых.
1. Поглаживание.
2. Растирание.
3. Разминание.
4. Вибрация и ударные приемы.
Кожа маленького ребенка очень нежная, поэтому нужно начинать курс с поглаживания и легкого растирания, а на 2-3 сеансе уже дополнять разминанием и вибрацией.
Поглаживанием всегда начинают любой вид массажа. Он нужен для адаптации массируемой области к более жестким приемам. Поглаживание успокаивает нервную систему, снимает боль, способствует расслаблению мышц.
Производить поглаживание нужно ладонью
или тыльной поверхности кисти
по направлению к ближайшим
Растирание улучшает кровоснабжение тканей, способствует расслаблению мышц, успокаивает нервную систему. Помимо кожи, действие оказывается на мышцы, сухожилия, связки, суставы.
Растирание следует проводить очень аккуратно подушечками пальцев кисти прямолинейно и спиралевидно. От 1 года можно добавить растирание ребром ладони. При массаже руки или ноги можно проводить кольцевое (обхватывающие) растирание.
Разминание благотворно
Применяется спиралевидно разминание и прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.
Вибрация улучшает обмен веществ в организме ребенка, обладает легким обезболивающим эффектом, благотворно влияет на дыхательную и нервную системы. До года у детей можно применять потряхивание, встряхивание. В 3-4 месяца добавляется еще и легкое поколачивание пальцами. Выполняются движения мягко, быстро, ритмично.
Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом. Проводятся легкие ритмичные надавливания.
Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.
Поколачивания можно выполнять как одной, так и двумя руками. Движения направлены продольно, поперчено конечности; спиралевидно.
Производить массаж нужно тыльной стороной слегка расставленных пальцев (до двух лет) или тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.
Когда ребенку исполняется 1 месяц, он не умеет держать головку, руки и ноги почти не разгибаются, судорожно прижаты к телу.
Руки, как правило, сжаты у него в кулаки. Однако, уже в 2 месяца он ровно держит головку, а его реакция распространяется не только на голос матери, но и на другие звуки и предметы. Если с ним кто-нибудь начинает разговаривать, то он в ответ улыбается, двигает руками и ногами и т. д. Эти положительные эмоции очень полезны для нервной системы ребенка. Чтобы его ручки и ножки как можно больше двигались, родители должны чаще обращаться к малышу и разговаривать с ним ласковым голосом.
В 3 месяца малыш уже самостоятельно переворачивается на бок или даже на живот. При этом все его движения рефлекторные и бессознательные.
Пищевые и защитные движения являются рефлекторными. К пищевым рефлексам относится слюноотделение, сосание и глотание. К защитным — положение частей тела, повороты головы и т. д. Когда ребенок лежит на животе, он отклоняет головку назад, на спине —вперед, а при повороте головы отклоняет ее в противоположную сторону.
Все двигательные рефлексы малыша связаны с кожными рефлексами. Например, если дотронуться до спинки лежащего грудного ребенка, он начинает переползать с места на место, а если приложить руки к его пяткам, он начинает сучить ногами и его движения напоминают передвижение ног при ходьбе. Как правило, эти рефлексы утрачиваются на 4-й месяц жизни ребенка. У него развивается так называемый спинной рефлекс, сущность которого заключается в изменении положения тела при поглаживании позвоночного отдела.
Следует отметить, что дети от первого дня рождения до 4 месяцев подвержены гипертонусу сгибателей рук и ног. При появлении этого симптома нужно назначать такие упражнения, которые позволяют расслабить сгибательные мышцы. Среди них основное внимание следует уделять упражнениям, направленным на сгибание и разгибание конечностей. При гипертонусе рук и ног физические упражнения нужно сочетать с оздоровительным массажем, основным приемом которого должно стать поглаживание, благотворно влияющее на расслабление мышц ребенка.
Все упражнения, связанные со сгибанием и разгибанием конечностей, ребенок должен выполнять с помощью взрослых. Родители должны следить, чтобы ребенок не получил травму. Однако лучше всего упражнения начинать на 5-м месяце жизни ребенка, когда мышцы ребенка окрепнут.
Чтобы не нарушались двигательные способности ребенка, его не рекомендуется очень туго пеленать. Не реже 1 раза в день следует проводить теплые ванны. Уже в этом возрасте ему можно начать прививать первые навыки плавания. Чтобы у ребенка развивались двигательные мышцы, ему надо уделять много внимания, почаще с ним разговаривать и вызывать положительные эмоции.
Гимнастические упражнения, сочетающиеся с массажем, должны проводиться не более 15 минут в день. В том случае, если ребенок по какой-либо причине противится выполнению того или иного упражнения, то от него следует отказаться или же выбрать такие, которые будут приносить ребенку положительные эмоции. Во время проведения процедур нужно постоянно ласково разговаривать с ребенком: тогда упражнения будут приносить ему радость и желание заниматься гимнастикой снова и снова.
Когда ребенку исполняется 3 месяца, он ведет более активный образ жизни. Так как в этом возрасте он бодрствует на несколько часов больше, для занятий гимнастикой нужно выбрать такое время, когда у малыша бывает хорошее настроение. В 3,5 месяца малыш уверено держит головку, способен приподнимать грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще класть на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том числе и мышц шеи.
В 4 месяца ребенок уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонями на кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.
В 4 месяца ребенок впервые начинает разговаривать. Если ему что-то нравится, он начинает лепетать на своем, только ему понятном языке и улыбаться. Кроме того, он активно двигает руками и ногами, а это упражнение очень полезно для развития и укрепления мышц и суставов ребенка.
В возрасте 4-х месяцев у ребенка появляется интерес к различным игрушкам. Он все чаще берет их в руки и пытается их удержать. Родители должны способствовать развитию этого интереса, так как при захвате игрушек у малыша развиваются и укрепляются суставы и мышцы рук. Чтобы это развитие происходило без осложнений, рекомендуется покупать ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой. Кроме того, необходимо следить, чтобы ребенок во время игры отставлял большой палец. В 3-месячном возрасте, у детей, как правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей рук, а в 4 года — мышц-сгибателей ног. В этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться все более и более сложными.
Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация, или встряхивание. Кроме того, в комплекс процедур следует ввести новый массажный прием — растирание, основанное на массировании поверхности тела подушечками согнутых пальцев. Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, потому что этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.
Постепенно приемы массажа должны становиться все более активными и интенсивными. Кроме того, в этом возрасте допускается введение в комплекс таких упражнений, выполнение которых связано с применением гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать ярко раскрашенный надувной мяч.
Нужно следить за гигиеной ребенка и как можно чаще проводить водные процедуры (теплые ванны). Уже в этом возрасте его нужно учить плавать, потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм. Длительность занятий детей 3-4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4-х месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.
В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить.
Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.
В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. Малыш учится держать в руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку и др.
В 4-4,5 месяца продолжительность зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка необходимо вызывать положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Каждое упражнение рекомендуется сопровождать счетом. Это воспитывает в ребенке чувство ритма. С этой же целью можно включать ритмическую музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться в такт знакомой мелодии.