Дисплазия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 10:04, реферат

Описание работы

Дисплазия (от греч. dys — нарушение и plaseo — образую) — общее название последствий неправильного формирования в процессе эмбриогенеза и постнатальном периоде отдельных частей, органов или тканей организма; изменения размера, формы и строения клеток, тканей или целых органов. Обычно дисплазия врождённая, но может проявиться после рождения, или даже во взрослом возрасте.
Термин дисплазия является достаточно новым, поэтому невозможно найти его упоминание в старых источниках.

Файлы: 1 файл

Дисплазия.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

Дисплазия (от греч. dys — нарушение и plaseo — образую) — общее название последствий неправильного формирования в процессе эмбриогенеза и постнатальном периоде отдельных частей, органов или тканей организма; изменения размера, формы и строения клеток, тканей или целых органов. Обычно дисплазия врождённая, но может проявиться после рождения, или даже во взрослом возрасте.

Термин  дисплазия является достаточно новым, поэтому невозможно найти его  упоминание в старых источниках.

Термин  «дисплазия» применяется по отношению  к самым разнообразным заболеваниям, в основе которых лежит аномалия развития ткани, клетки или органа:

  • Дисплазия тазобедренного сустава
  • Дисплазия соединительной ткани
  • Дисплазия шейки матки

 

Врождённый вывих  бедра (син. Дисплазия тазобедренного сустава) — это врождённая неполноценность сустава, обусловленная его неправильным развитием, которая может привести (или привела) к подвывиху или вывиху головки бедренной кости — к «врождённому вывиху бедра» (англ. congenital dislocation of the hip). Современное название этой патологии — дисплазия тазобедренного сустава (англ. developmental dysplasia of thehip). Речь идет о дисплазии развития (о нарушении развития всех структур сустава в процессе пре- и постнатального онтогенеза).

 

Дисплазия соединительной ткани (от др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова и πλάσις — «образование, формирование») — системное заболевание соединительной ткани (группа системных заболеваний соединительной ткани), генетически гетерогенное и клинически полиморфное патологическое состояние (группа генетически гетерогенных и клинически полиморфных патологических состояний), обусловленное нарушением развития соединительной ткани в эмбриональном и постнатальном периодах. Характеризуется дефектами волокнистых структур и основного вещества соединительной ткани, приводящее к расстройству гомеостаза на тканевом, органном и организменном уровнях в виде различных морфофункциональных нарушений висцеральных и локомоторных органов с прогредиентным течением. Синонимы: cоединительнотканная дисплазия, наследственное нарушение соединительной ткани, врожденная соединительнотканная недостаточность, системное невоспалительное заболевание соединительной ткани, гипермобильный синдром (чаще используют для обозначения несиндромной ДСТ), наследственная коллагенопатия.

 
Дисплазия шейки матки – представляет собой структурные изменения строения слизистой шейки матки (относится к предраковым заболеваниям). Изменения на ранних стадиях дисплазии носят обратимый характер, потому необходимо своевременное выявление и лечение данного заболевания. 
Дисплазия шейки матки затрагивает слизистую влагалищной части шейки матки. В отличие от эрозии шейки матки, при которой имеется нарушение целостности слизистой, при дисплазии происходят структурные нарушения строения слизистой. 
Наибольшее распространение данное заболевание имеет среди женщин репродуктивного возраста - 25-35 лет и составляет 1,5 случая на 1000 женщин. 

Реабилитация при дисплазии тазобедренного сустава :

ЛФК – это одно из главных средств комплексной терапии, так как основой формообразования является движение.

В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра  ЛФК является основным средством  формирования здорового сустава и единственным средством поддержания моторного развития ребенка.

Задачи  ЛФК:

  • профилактика и устранение контрактуры приводящих мышц бедра;
  • формирование тазобедренных суставов, восстановление их формы, фиксация суставов в положении максимальной коррекции (совместно с ортопедами);
  • укрепление мышц, производящих движение в тазобедренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вращение внутрь);
  • развитие в полном объеме активных движений в тазобедренных суставах;
  • коррекция вальгусного положения коленных и голеностопных суставов, возникающих при лечении с использованием шин.

Физические  упражнения подразделяются на общеразвивающие и специальные, первые начинают использовать с начала жизни ребенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взросления с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).

В зависимости  от вида ортопедического лечения  О. А. Малахов и С. Э. Кралина (2006), описали  различные реабилитационные программы. По их мнению, все реабилитационные мероприятия должны выполняться  одновременно с приданием нижним конечностям положения отведения при помощи широкого пеленания или стремян Павлика.

В первом периоде лечения, когда основной целью является устранение приводящей контрактуры в тазобедренных  суставах и самовправление головки бедра в вертлужную впадину (3-4 недели), проводят отводящую гимнастику – упражнения на отведение при сгибании в коленных и тазобедренных суставах, круговые движения согнутых в коленных суставах ног, выкладывание на живот в положении лягушки. Все эти упражнения выполняются в стременах.

Гимнастику  выполняют после тепловых процедур (мешочек с подогретым песком, теплая проглаженная пеленка, бутылочка с  теплой водой) на область приводящих мышц бедер в течении 15-20 минут.

Во втором периоде лечения – после репозиции  головки бедра, на стадии фиксации, – основной целью реабилитационных мероприятий является профилактики гипотонии мышц, развития дистрофических процессов. ЛФК проводят от 3 до 5 раз  в день, включая активные динамические упражнения: например, щекотанием подошвы  ребенка можно вызвать усиленные  активные движения в суставах конечностей, очень важные с точки зрения функционального  лечения. Назначают физиотерапевтические процедуры – электрофорез растворов  Ca и P на область тазобедренных суставов (10 процедур), общий и избирательный массаж. Общеразвивающие упражнения, а при необходимости и массаж проводят в объеме допускаемом укладкой.

Третий  период – после снятия стремян, целью  реабилитации является укрепление мышц нижних конечностей. При этом используются массаж и ЛФК на основе безусловных  рефлексов (рефлекс ползания, рефлекс  опоры), показаны занятия плаванием.

Массаж – это лечебный метод, сочетающий приемы механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы, осуществляемые руками или специальными аппаратами.

На  первом году жизни, как правило, физические упражнения сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами поглаживания, растирания, разминания и вибрации.

Поглаживание  проводится медленно, ритмично по току крови одной или двумя руками, поглаживанием начинают и заканчивают  массаж, оно применяется также  после каждого другого приема.

Растирание  – прием, более энергичный, чем  поглаживание, осуществляют пальцами, всей ладонью, ее основанием или краем, одной или двумя руками во всех направлениях, продольно, поперечно, кругообразно, зигзагообразно или спиралевидно.

Разминание  выполняют одной или двумя  руками в продольном, поперечном, полукруговом и спиралевидном направлениях (применяется  преимущественно для мышечной ткани).

Вибрация  выделяется прерывистая в виде различных  поколачиваний, рубления и непрерывная вибрация – применение колебательных движений без отрыва руки от массируемого участка. Вибрация может осуществляться также с помощью аппаратов.

По  времени массажные приемы распределяются следующим образом: 10% от времени  всей процедуры приходится на поглаживание, 20% на растирание, 40% на разминание и 20-30% на вибрацию.

Влияние массажа на организм:

- улучшает крово- и лимфообращение, облегчая работу сердца;

- увеличивает содержание гемоглобина,  число эритроцитов и лейкоцитов  в крови;

- улучшает газообмен;

- увеличивает выделение минеральных  солей, мочевины, мочевой кислоты;

- влияет на функциональное состояние  коры головного мозга, снижая  или повышая общую возбудимость (в зависимости от техники массажа), усиливая ослабленные и оживляя  утраченные рефлексы, усиливает  рефлекторные связи коры головного  мозга с мышцами, сосудами и  внутренними органами;

- ускоряет регенерацию нервов  при их повреждении, ослабляя  или прекращая боль;

- повышает эластичность кожи и  сопротивляемость к температурным  и механическим влияниям;

- улучшает обменные функции;

- повышает эластичность мышечных  волокон, их сократительную способность,  тонус, силу, уменьшая явления  гипотрофии;

- укрепляет сумочно-связочный аппарат суставов, увеличивая их подвижность.

Противопоказания  к массажу:

- симптомы интоксикации при острых  воспалительных заболеваниях;

- повышенная температура;

- выраженный болевой синдром;

- состояние декомпенсации основных  органов и систем, средняя и  тяжелая степени недостаточности  – абсолютное противопоказание; легкая степень – относительное;

- синдром повышенной проницаемости  кровеносных сосудов (для определения  уровня проницаемости кровеносных  сосудов необходимо проверить  симптом щипка складки кожи  на груди, если он вызовет  много кровоизлияний, это является  абсолютным противопоказанием);

- поражения кожи (гнойничковые, аллергические,  грибковые, нарушение целостности  кожных покровов);

- онкологические заболевания;

- психические заболевания;

- судорожный синдром – относительное  противопоказание, массаж проводится  только тогда, когда есть санкция  о разрешении от невролога  и назначены противосудорожные  препараты;

- лимфоаденопатии – увеличение региональных лимфоузлов.

- гепатит – относительное противопоказание;

- инфекционные заболевания, протекающие  с экзантемой (сыпью на коже);

- негативный эмоциональный фон.

Комплекс  массажа и лечебной гимнастики при  дисплазии тазобедренного сустава  представлен в приложении А.

Гидрокинезотерапия детей первого года жизни, является наиболее эффективным и доступным средством физического развития и реабилитации ребенка до 1 года.

По  мнению многих авторов гидрокинезотерапия – это физические упражнения в воде характеризующиеся позитивным сочетанием кинезотерапии, аквамассажа и релаксации.

На  первом этапе физического воспитания новорожденного эффективно использование  массажа. В зависимости от применяемых  методов, он действует на поверхностные или более глубоко расположенные ткани и органы. Он вызывает бодрое настроение, пробуждает ребенка к активности, способствует его полноценному развитию.

Гимнастика  для новорожденных представляет собой специально подобранные движения, выполняемые с помощью взрослого. Его основная задача – формирование тазобедренных суставов, восстановление их формы, фиксация суставов в положении  максимальной коррекции. Комплекс упражнений в воде должен составляться таким  образом, чтобы в работе могли  участвовать различные группы мышц и не менее двух суставов.

Новорожденный рождается на свет с готовыми плавательными  рефлексами, которые угасают в  возрасте 3-3,5 месяцев, если их не закреплять. Особенно важными являются дыхательный  и толчковый рефлексы. Первый состоит  в том, что ребенок еще до появления  на свет обладает способностью инстинктивно задерживать дыхание, когда его  нос и рот погружаются в  воду. Это позволяет при обучении ребенка применять ныряние, не опасаясь, что ребенок захлебнется.

Толчковый рефлекс заключается в том, что  при принудительном сгибании ног  ребенок реагирует их немедленным  разгибанием, что является специальным  упражнением при дисплазии тазобедренного сустава, что способствует развитию в полном объеме активных движений в тазобедренных суставах.

Реабилитация  при дисплазии соединительной ткани:

Важным условием эффективной реабилитации пациентов с различными нозологическими  формами дисплазии соединительной ткани (ДСТ) является правильный выбор  медицинских средств: немедикаментозных, медикаментозных либо хирургических. Многолетний опыт диспансерного наблюдения за семьями больных с различными вариантами наследственных заболеваний соединительной ткани и ДСТ, анализ литературных данных позволил сформулировать основные принципы лечения этих пациентов:

  1. Немедикаментозная терапия (адекватный режим, диета, лечебная физкультура, массаж, физио- и электролечение, психотерапия, санаторно-курортное лечение, ортопедическая коррекция, профессиональная ориентация).
  2. Диетотерапия (использование продуктов питания, обогащенных белком, витаминами и микроэлементами).
  3. Медикаментозная симптоматическая терапия (лечение болевого синдрома, улучшение венозного кровотока, прием бета-блокаторов, адаптогенов, седативных препаратов, гепатопротекторов, хирургическое лечение и др.).
  4. Патогенетическая терапия (стимуляция коллагенообразования, коррекция нарушений синтеза и катаболизма гликозоаминогликанов, стабилизация минерального и витаминного обменов, улучшение биоэнергетического состояния организма).

Обязательным этапом ведения больных  ДСТ после всестороннего обследования и установления диагноза является грамотная  беседа врача с пациентом перед  началом реабилитационной терапии. Необходимо добиться доверия как самого больного, так и его родителей, в плане возможности достоверного улучшения качества жизни и восстановления утраченных адаптационных навыков. Опыт показывает, что врач не должен жалеть времени на эту первую, чрезвычайно важную беседу, от которой во многом зависит эффективность реабилитационных мероприятий. Важно грамотно и в доступной форме разъяснить больному подростку и его родителям:

  • что такое дисплазия соединительной ткани;
  • какова роль генетических и средовых факторов в ее происхождении;
  • к каким изменениям в организме она может привести;
  • какого образа жизни следует придерживаться;
  • как быстро наступает эффект от проводимой терапии и как длительно она должна проводиться;
  • как часто следует осуществлять инструментальные исследования;
  • каковы возможности хирургической и терапевтической коррекции;
  • в чем опасность занятий профессиональным спортом и танцами;
  • каковы ограничения в профессиональной деятельности.

Информация о работе Дисплазия