Древнегреческие
Олимпийские игры.
В Древней
Греции различали два метода применения
физических упражнений: гимнастику, или
общее физическое воспитание, и агонистику
- специальную подготовку и участие в состязаниях.
Агонистика распадалась на гимнастические
игры и состязания и мусические соревнования
(в области музыки, танцев, поэзии).
Из гимнастических агонов
(агон - состязание, турнир, праздник) большой
популярностью пользовались Немейские
игры (в Арголиде), Истмийские игры (на
Коринфском перешейке), Пифийские игры
(в Дельфах), Панафинейские игры (в Афинах).
Однако из всех игр, проводимых в Древней
Греции, наибольшее значение имели Олимпийские
игры.
Проблемы возникновения
и развития древнегреческих Олимпийских
игр издавна интересовали ученых
разных стран.
Происхождение и развитие
Олимпийских игр обусловлено
экономическими, политическими, военными
и культурными предпосылками,
которые формировались в Древней
Греции, в период распада родовых
отношений и созревания классового
рабовладельческого общества.
С развитием рабовладельческих
отношений происходили перемены
и в культурной жизни Греции. Устанавливались
более тесные связи между племенами, а
позднее и городами. Постепенно возникали
мифы и легенды о Зевсе, Геракле, Гермесе
и других божествах, обитавших, по преданию,
на вершине Олимпа. Но общественные игры
появились задолго до того, как стали складываться
мифы и легенды о языческих божествах.
В течение многих лет древние агоны проводились
и там, где впоследствии стали организовываться
состязания, получившие название Олимпийских.
О первых Олимпийских играх точных данных
не сохранилось. Первое достоверное упоминание
о них относится к 776 г. до н.э., когда на
одной из мраморных колонн, установленных
вдоль берега реки Алфей, было выгравировано
имя первого олимпийского победителя
- Корэба, повара из Элиды.
Некоторые авторы
отмечают, что в 776 г. до н.э.
состоялись уже XXVIII Игры. Местом
проведения Игр была Олимпия,
расположенная в северо-западной
части Пелопоннесского полуострова,
в долине реки Алфей, у подножия
горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись
гимнасий, палестра, стадион и ипподром.
Олимпийский праздник, в котором поначалу
участвовали лишь атлеты двух городов
Элиды - Писы и Элиса, отмечался в "священном
месяце", начинавшемся с первого полнолуния
после летнего солнцестояния через каждые
1417 дней, т.е. Олимпийские игры проходили
один раз в четыре года. Периоды между
Играми назывались Олимпиадами; по ним
греки некоторое время вели летоисчисление.
Программа Олимпийских
игр, вначале состоявшая только
из бега на один стадий (192 м
27 см), впоследствии расширялась
за счет состязаний в пентатлоне,
беге с оружием (меч и щит),
панкратионе, кулачном бою, состязаний
колесниц и в верховой езде.
В период с VII до II в.
до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать
только свободнорожденные греки. Рабы
и люди негреческого происхождения («варвары»,
как их называли греки), а также женщины
к Играм не допускались. Каждый участник
должен был в течение 10 месяцев готовиться
к Играм дома, а затем в течение месяца
в Олимпии. Это могли позволить себе только
наиболее состоятельные рабовладельцы,
располагавшие достаточным количеством
свободного времени.
Олимпийские игры проводились
чрезвычайно торжественно. Руководили
Играми судьи-распорядители (элланодики).
В ранний период Игры проходили в один
день, в период расцвета (VI-IV вв. до н.э.)
- в пять дней. Перед началом Игр все участники
давали клятву, что они честно готовились,
и будут достойно состязаться, а также
приносили жертвы богам. Победители Игр
(олимпионики) пользовались большой славой,
уважением, почестями. В их честь слагались
хвалебные оды, пелись гимны, ставились
памятники. Призом олимпионика служил
венок, срезанный с оливкового куста, отмеченного
оракулом. Затем следовали подарки от
проводящих Олимпийские игры и от зрителей.
От родного города олимпионик получал
солидное денежное вознаграждение.
Но гораздо важнее
были почести герою. Победителя
привозили в родной город на
четверке белых лошадей через
брешь, пробитую в крепостной
стене города, освобождали от
налогов, кормили всю жизнь
за счет города, устанавливали
памятники, чеканили монеты с
его изображением. А иногда, после
смерти, некоторых обожествляли
и сооружали им храмы. Память
олимпиоников окружали легендами, чтобы
сделать победу более привлекательной
для потомков.
На Олимпийские празднества
собиралось до 45 - 50 тыс. зрителей,
среди которых были знаменитые
философы, историки, поэты. История
сохранила для нас имена выдающихся
представителей древнего мира, которые
наиболее точно соответствовали
современному термину "гармоничный
человек". Пифагор, теорему которого
учат в школе по сей день, был могучим кулачным
бойцом, стал олимпийским чемпионом. Отец
медицины - древнегреческий врач Гиппократ
достиг значительных успехов в борьбе
и гонках на колесницах. Обладателями
различных наград за спортивную доблесть
были также известные философы Платон
и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.
Игры неоднократно посещали
Аристотель и историк Геродот.
Поэт Лукиан, побывав много раз
на Играх, описал их в своих
сочинениях.
В дни проведения Игр
Олимпия превращалась в центр
экономической, политической и
культурной жизни Греции. В это
время здесь шла бойкая торговля,
заключались торговые сделки, гости
знакомились с представителями
других стран, с развитием ремесел
и земледелия, с разнообразными
обычаями и религиозными обрядами,
слушали философов, историков,
поэтов, музыкантов и служителей
религиозного культа. В общественно-политической
и культурной жизни Греции
периода расцвета Олимпийские
праздники играли очень большую
роль. Они способствовали объединению
полисов (городов-государств). За
месяц до Игр по всей территории
Греции объявлялось священное перемирие
(экехирия), прекращались всякие распри
между полисами, никто не имел права вступать
на землю Олимпии с оружием в руках. Наряду
с философскими системами, театром, музыкой,
изобразительным искусством Олимпийские
игры выполняли важную роль во «внешкольном»
образовании и воспитании населения.
Олимпиады не прерывались и после
того, как в 146 г. до н.э. греческие земли
были подчинены Риму. Правда, завоеватели
разрушили священную традицию, по которой
в Олимпийских играх могли участвовать
только жители Греции.
Римляне включили в Игры
Олимпиад цирковые представления
- бои гладиаторов, которые дрались
до смерти. Жестокий интерес у
пресыщенной публики вызывали
бои гладиаторов со львами, тиграми,
быками. Но все это, конечно,
уже не имело никакого отношения
к спорту и к тем олимпийским
идеалам, которые утверждались
греками раньше.
Атлетические соревнования
в Олимпии проводились регулярно
на протяжении 1168 лет. В 394 г.
н.э. император Востока и Запада
Феодосии I, насильственно насаждавший
христианство, посчитал Олимпийские
игры языческим обрядом, объявил
нечестивыми и запретил специальным указом
их дальнейшее проведение.
Впоследствии Олимпия была
разрушена в результате разлива
рек после двух сильнейших
землетрясений и оказалась под
слоем песка и тины.
После прекращения античных
Олимпийских игр заложенная в
них идея всестороннего развития
человека была предана забвению
на полтора тысячелетия. Во
многих странах и сами занятия
спортом находились под запретом.