Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:28, реферат
Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания, чтобы познакомиться с его первопроходцами. Уже в рукописях VII века встречаются сообщения о примитивных костяных коньках, на которых катались жители древнего Лондона. Вот что писал кентерберийский монах Стефаниус в своей "Хронике знатного города Лондона": "целые группы молодых людей идут заняться спортом на льду. Они, шагая как можно шире, быстро скользят... Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой же быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты".
1.История фигурного катания:
Зарождение фигурного катания на коньках . . . 2
Начало формирования фигурного катания как вида спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Джексон Гейнц - основатель международного стиля катания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Алексей Павлович Лебедев - первый неофициальный чемпион мира . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Развитие фигурного катания в России . . . . . 8
Первый искусственный лед . . . . . . . . . . .8
История первых мировых турниров . . . . . . . 9
Первые Олимпийские игры с участием фигуристов .9
2.Правила:
2.1. Музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1.1. Можно ли использовать музыку со словами? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1.2. Должна ли музыка быть мелодичной / гармоничной? . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1.3. Наказываются ли фигуристы за использование "заезженной" музыки? . . . . . . . . . . . . .11
2.2.Костымы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.3. Участие в шоу и показательных выступлениях . 15
2.4. Проведение допинг-контроля. . . . . . . . . .17
3.Элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
4.Спорт изменил жизнь... . . . . . . . . . . . . . .22
4.1. ...Евгению Плющенко . . . . . . . . . . . . .22
4.2. ... Станиславу Жуку . . . . . . . . . . . . .22
Наказываются ли
фигуристы за использование "заезженной"
музыки?
Нет. Одна из причин музыкального консерватизма
– сложность постановки программы. Фигурист
должен чувствовать ту музыку, под которую
катается. Кроме того, музыка должна подходить
к ритму, темпу и амплитуде скольжения
фигуриста, к его или ее манере исполнения
элементов. Желательно также, чтобы в музыке
были какие-то акценты и фрагменты с разной
скоростью или ритмом. Все это накладывает
довольно много "неофициальных" ограничений
на музыкальное сопровождение.
Скорее всего именно поэтому существует
довольно длинный список "заезженных"
мелодий, которые хорошо подходят для
фигурного катания, были уже не раз и не
два опробованы разными спортсменами
и продолжают использоваться и сейчас.
Первые места в этом списке принадлежат
"Кармен" Бизе, "Дон Кихоту" Минкуса,
"Лебединому озеру" Чайковского,
а также различным народным мелодиям:
"Чардашу" Монти, "Хава Нагиле",
русским и цыганским романсам, фрагментам
из постановок Riverdance, Lord of Dance и т.д. В последнее
время многие фигуристы часто используют
саундтреки из голливудских фильмов и
мультфильмов.
Для танцоров в случае оригинального танца
проблема усубляется тем, что им нужна
не просто подходящая музыка, а композиция
с заранее заданным ритмом. Это сильно
ограничивает круг поиска, и в итоге множество
танцевальных дуэтов, выбирая музыку в
ритме квикстеп, останавливаются на одном
и том же музыкальном фрагменте.
Некоторые журналисты отказывают фигурному
катанию в праве называться видом спорта
поскольку фигуристы, в отличие, скажем,
от лыжников, выступают не в командной
униформе, а в ярких и красочных театральных
костюмах. О костюмах в фигурном катании
ведется много споров, костюмы могут вызывать
серьезные нарекания со стороны одних
болельщиков, в то время как другие считают
тот же костюм вполне нормальным.
Общее определение, даваемое ISU, довольно
размыто и гласит, что костюм должен быть приемлимым (или пристойным)
для спортивных соревнований (appropriate for
athletical competitions). Правила позволяют судьям снимать со
второй оценки 0.1 балла за "неправильный
костюм", кроме того, преполагается,
что если эта мера будет применена, фигуристы
должны быть поставлены в известность
об этом, чтобы они могли изменить костюм
к следующему турниру.
Наибольшее число нареканий среди болельщиков
вызывают две вещи. Во-первых, чрезмерная
театральность костюмов. В первую очередь
это касается танцев на льду, где за последние
годы нормой стали платья с длинными (ниже
колен) юбками, состоящими из многих слоев
материала, да и мужчины, в общем-то, не
отстают от своих партнерш. Вторым объектом
нареканий стало использование так называемой
flesh-coloured fabrics, т.е. ткани телесного цвета,
создающей впечталение обнаженного тела.
Многие полагают, что девушка, выходящяя
на лед в платье, верх которого состоит
из купальника телесного цвета с живописно
разбросанными по нему цветочками, нарушает
правила приличия.
Помимо вышеупомянутого общего правила,
существуют и более четко сформулированные:
Женщины должны быть
в юбках (или платьях). Иногда это правило называют Katarina Rule,
в честь легендарной немецкой фигуристки
Катарины Витт, выступавшей однажды в
костюме состоящем из блестящего купальника
и незначительно числа перьев на бедрах.
После этого правило и было введено. Впрочем,
понятия "юбка" и "платье" трактуются
весьма и весьма широко. Скажем, чемпионка
мира 1999 года Мария Бутырская выступала
в платье, состоящем из белого купальника
с длинными рукавами и абсолютно прозрачной
короткой белой юбки с блестками. Судя
по тому, что в этом костюме она каталась
на протяжении двух сезонов, никаких претензий
у судей он не вызывал. Или другой пример
- француженка Ванесса Гусмероли катала
одну из своих произвольных программ в
черном бархатном трико, к поясу которого
были прикреплены черные веревочки, призванные
изображать юбку.
Мужчины не могут
выступать в костюмах без рукавов. В отличие от правила "про юбки",
это требование, как правило, выполняется
довольно четко. Видимо потому, что понятие
"рукав" меньше поддатеся свободной
интерпретации. .
Турниры по фигурному катанию как
правило заканчиваются показательными
выступлениями или, как их иногда называют,
гала концертами. Обычно в них принимают
участие спортсмены, занявшие места с
пятого по первое. Чемпионам разрешается
катать две программы, остальным фигуристам
по одной. Правилами ISU на этот счет оговаривается
две вещи. Во-первых, спортсмен, не участвоваший
в турнире, не может принять участие в
показательных выступлениях после него
(по крайней мере без особого на то разрешения).
Во-вторых, если фигурист, занявший высокое
место, откажется от участия в показательных
выступлениях без уважительной причины
(скажем, по состоянию здоровья), то часть
его призовых денег будет "удержана"
организаторами турнира. Большинство
ведущих фигуристов наряду с программами
для соревнований, перед каждым сезоном
готовят также и показательные номера.
Если же показательного номера нет, то
фигуристы катают короткую программу
или фрагменты произвольной.
Помимо этих показательных выступлений
многие известные фигуристы зарабатывают
деньги, принимая участие в различных
ледовых шоу. Большинство из них традиционно
проходят в Северной Америке, однако есть
и европейские туры. Наиболее известными
являются два американских (впрочем, они
выступают и в Канаде) тура - Champions on Ice (COI)
и Stars on Ice (SOI).
COI – это два тура "зимний" и "летний",
в зимнем в основном выступают профессионалы,
в летнем и профессионалы, и любители.
Как правило в него приглашают чемпионов
и призеров чемпионата мира, а также призеров
чемпионата США. У COI нет "фиксированного"
состава участников – он меняется от одного
города к другому, хотя некоторые фигуристы
выступают во всех городах.
SOI, наоборот, имеет четко фиксированную
труппу, и их программа строится не только
из "сольных" номеров, но и из групповых.
Хотя формально спортсмены-любители могут
выступать в этом шоу, не теряя любительского
статуса, на практике этого не происходит,
так как плотный график гастролей и репетиций
не позволяет фигуристам сочетать выступления
в нём, с участием в любительских спортивных
турнирах.
Помимо этих туров есть еще несколько
европейских, традиционно проходящих
летом или весной, в таких странах как
Германия, Италия, Франция и Швеция. В России
прошлой весной состялось несколько показательных
выступлений наиболее известными из которых
стали два питерских шоу: "Очарование
ледовых звезд", организованное Алексем
Урмановым, и "Ледовый Олимп", организованный
Артуром Дмитриевым. Будем надеятся, что
эти концерты станут традиционными.
Проведение допинг-контроля.
Во многом благодаря тому, что эффективность
традиционных допинг-препаратов в приложении
к фигурному катанию представлялась сомнительной,
тема допинга в этом виде спорта оставалась
вопросом чисто теоретическим. К сожалению
не так давно ситуация изменилась, и проблема
из чисто теоретической превратилась
в причину довольно громкого скандала,
в центре которого, увы, оказались российские
фигуристы – двукратные чемпионы мира
в парном катании Елена Бережная и Антон
Сихарулидзе, которые были лишены титула
чемпионов Европы 2000 года, после того как
в допинг-пробе партнерши были обнаружены
следы запрещенного стимулятора. В свое
оправдание спортсмены заявили, что дело
в лекарстве от бронхита, которое Елена
приняла незадолго до начала чемпионата,
тем не менее пару лишили не только звания
чемпионов Европы, но и запретили им принимать
участие в чемпионате мира 2000 года.
Цитата из правил проведения
допинг контроля:
2.2.1 На чемпионатах, проводимых ISU, допинг
контроль должен проводится как минимум:
а) для спортсменов, занявших места с 1
по 4 в одиночном катании (после произвольной
программы), в парном катании (после произвольной
программы), в танцах на льду (после произвольного
танца).
б) для одного, выбранного случайным образом,
фигуриста в каждой из четырех дисциплин.
В танцах на льду и парном катании тестированию
подвергается только один из партнеров.
Если в соревнованиях есть квалификационный
раунд, допинг контроль может проводится
и сразу после него. В этом случае тестированию
могут подвергнутся два участника из каждой
квалификационной группы, выбранные случайным
образом. Фигурист может подвергатся тестированию
более одного раза на протяжении турнира.
2.2.2. Другие участники могут быть выбраны
для проведения допинг-тестов представителем
ISU на основании случайного выбора или
результата, показанного в какой-то части
турнира или в турнире в целом.
Кроме того представители ISU имеют право
проводить допинг-тесты любого фигуриста
в любое время (т.е. не только во время соревнований).
Представители национальных федераций
обязаны оказывать содействие представителям
ISU.
Описать элементы фигурного катания словами
не так уж и просто. Гораздо легче их показать,
а чтобы окончательно в них разобраться
лучше попробовать исполнить их самим.
Но мы попытаемся обойтись словами. Для
начала следует сказать, что лезвие конька
имеет два ребра – наружнее и внутренее.
Поэтому, когда хотять описать определенный
элемент, часто употребляют сокращения
типа RFI или LBO. Происхождение этих сокращений
очень простое: R (right) означает "правый",
L (left) – "левый", F (forward) – "вперед",
B (backward) – "назад", I (inside) – "внутрь"
и O (outside) – "наружу". То есть RFI означает
движение на правой ноге вперед на внутреннем
ребре, а LBO – на левой ноге назад наружу.
С точки зрения зрителя, единственная
сложность здесь – это разница между движением
на наружнем и на внутреннем ребре, поскольку
далеко фигуристы исполняют четкие дуги,
но если внимательно следить за движением
конька, то можно увидеть, что он стоит
не строго перпендикулярно льду, а отклоняется
либо наружу, либо внутрь.
Элементы фигурного катания можно разбить
на несколько групп. Самая базовая из них
– это шаги, она же наиболее трудна для опознания.
Вообще-то почти любой переход с одного
ребра на другое можно расценивать как
шаг и сами фигуристы вряд ли смогут ответить
на вопрос какие шаги и в какой последовательности
они выполняют, им гораздо проще их исполнить,
чем описать словами. В программах шаги
присутствуют в виде дорожек шагов (step
sequences) и просто связующих элементов (connecting
steps). И в том, и в другом случае ценится
прежде всего четкость и плавность исполнения.
В иделе должно быть ясно видно с какого
и на какое ребро переходит фигурист, а
сам переход должен совершаться без рывков
и видимых усилий. Кроме того, естественно,
учитывается сложность самих шагов, а
также то, насколько эти шаги согласуются
с музыкой.
Следующая группа элементов – спирали. С этим понятием есть некоторая путаница
поскольку в английском языке spiral означает
вполне определенный элемент, называемый
у нас ласточкой, а то что называем спиралями
мы, в английском языке будет или spiral sequence,
или moves in the field. При исполнении спиралей
ценится прежде всего все те же реберность
и плавность: насколько четко выраженно
ребро (насколько оно "глубоко" (deep),
насколько уверенно стоит на нем фигурист,
насколько хорошо "держит" позицию
и насколько долго он в ней находится.
Среди поклонников фигурного катания
не умолкают споры о том, насколько важно,
например, для исполнения ласточек иметь
хорошую растяжку: одни говорят, что любая
ласточка при которой свободная нога не
поднимается выше головы вообще не должна
засчитываться, другие, справедливо указываеют
на то, что хотя спирали в исполнении, скажем,
американки Саши Коэн действительно производят
очень сильное впечатление, но растяжка
как таковая не относится к "фигурному
катанию", и что гораздо больше следует
ценить способность спортсмена скользить
на "хорошем" ребре. При оценке комбинации
спиралей учитывается так же сложность
"перехода" от одной ласточки к другой.
Например знаменитая комбинация спиралей,
которую на протяжении многих лет включает
в свои программы американка Мишель Кван
формально не так уж сложна: переход с
внутреннего ребра на наружнее один из
самых простых, но в ее случае "ценность"
этому элементу придает непревзойденное
качество исполнения.
Вращения делятся на простые (просто вперед или
просто назад), со сменой ноги, комбинированные
(со сменой ноги и позиции), парные (паралелльные
и совместные) и танцевальные. Однако,
несмотря на множество возможных вариантов,
критерии оценки остаются практически
одинаковыми: центровка (фигурист должен
вращаться на одном месте), число оборотов
(обычно всегда оговаривается минимальное
число оборотов), скорость вращения (чем
быстрее, тем лучше) и четкость/правильность
позиции. Для танцевальных вращений обязательный
требованием является вращение в танцевальной
позе (in dansehold).
Прыжки во вращения являются обязательным элементом для
одиночников и пар. Их оценивают "двояко"
с одной стороны как вращения (то есть
по тем же центровке/числу оборосто и т.д.),
а с другой стороны по прыжку. В "прыжковой"
части главное высота и то, что фигурист
должен занять нужную позицию еще в полете.
Вращение должно начинаться сразу же по
приземлении.
Прыжки принадлежат к числу наиболее эффектных
элементов фигурного катания. В настоящий
момент "стандартом" для женщин является
исполнение все тройных прыжков, кроме
акселя, а также каскадов из тройного и
двойного или двух тройных прыжков. Для
мучжин "стандарт" все тройные, влючая
аксель, четверной, а также каскад из четверного
прыжка (или тройного акселя) и тройного.
Для прыжков, безусловно, наиболее важна
чистота приземления. Фигурист должен
приземляться на одну ногу, не касаться
льда рукой или свободной ногой, и при
этом "выезжать" из прыжка, а не останавливаться
сразу по приземлении. Однако не менее
важен и заход на прыжок: все прыжки должны
исполняться в одной ноги и с правильного
ребра (наиболее частая ошибка исполнение
лутца с внутреннего ребра, а не с наружнего).
Важна также и амплитуда исполнения прыжка.
Элементами парного катания являются
тодесы (death spiral), различающиеся по ребру
на котором "скользит" партнерша,
выбросы (throws), различающиеся по заходу
и называющиеся по соотвествующему прыжку,
например, выброс тройной сальхов (throw
triple salchow), подкрутки (twists), в которых партнер
подбрасывает партнершу в воздух, ловит
ее и ставит на лед (наиболее распространенный
вариант двойной или тройной лутц шпагатом),
а также поддержки (lifts), который различают
по заходу и положению: рука на бедре (партнер
поднимает партнешу за бедро), рука на
талии, рука к руке и лассо, при котором
партерша перед заходом на поддержку скользит
назад перед партнером, а в момент захода
поворачивается.
Спорт изменил жизнь...
...Евгению Плющенко
Евгений Плющенко вышел на сцену в 1997,когда
он был коронован как Чемпион юниорского
чемпионата мира, и с тех пор появилась
уверенность для выступления среди взрослых.
Неожиданный чемпион разбивает все различия,
чтобы одним из наиболее талантливых и
украшенных конкурентов в фигурном катании
сегодня.
Родился Евгений в Волгограде и жил в обычных
советских условиях. Мать, Плющенко Татьяна,
была уверена в возможностях своего сына
стать фигуристом мирового класса. Когда
Плющенко было 11 лет, старая местная ледовая
арена, на которой обучался Евгений вместе
с его первым тренером Михаилом Маковеевым,
была преобразована в рынок. Прикидывая
потенциал своего ученика, взял Евгения
в Петербург для встречи с известным тренером
Алексеем Мишиным, ученики которого, включая
Олимпийского чемпиона 1984 года Алексея
Урманова и другого молодого фигуриста
Алексея Ягудина.
Евгений, не имея возможности объединиться
со своей семьёй, уехал один в Петербург,
чтобы работать с Мишиным. Мать Татьяна
приехала годом позже к нему, в то время
как его отец и сестра оставались в Волгограде.
Евгений жил в коммуналке на Горьковской,
сначала с тренером, а потом и с матерью
до недавнего времени. С арендной платой
помогал Алексей Мишин, уверенный в его
большом таланте. Сезон 1997/1998 был переломным
в судьбе фигуриста: он занял второе место
в Коньке (Скейт) Америки и Кубок России,
заработав себе место в финале Мировой
серии Гранд При, где занял почетное 5е
место, тогда только мальчиком 16 лет, также
взял 2е место на Европейском первенстве
1998 года и стал бронзовым призёром на Мировом
первенстве 1998.Недавно, заработав, побеждая
на соревнованиях, купил квартиру в Приморском
районе Петербурга, где он живёт с матерью
и отцом. А также помогает своей сестре
Елене и племяннице Даше, которые часто
приезжают, чтобы поддерживать Евгения
дома.
Плющенко не был единственным фигуристом
Мишина, кто нашёл успех на Международной
сцене с коллегой по тренировкам Алексеем
Ягудиным, будучи в 1998 году Чемпионом мира
и самым главным конкурентом Евгения.
Скоро конкуренция между двумя фигуристами
стала настолько интенсивной, что Ягудин
оставил Мишина, чтобы работать с другим
известным тренером ("главным врагом")
Татьяной Тарасовой. В 1999 году Евгений
Плющенко поразил катающийся мир: когда
он исполнил четверной, тройную и двойную
комбинации, выбивая на пути Ягудина, стал
Чемпионом России, в то время как Ягудин
вышел вперед позже, выиграв Чемпионат
Европы (Евгений - второй). Мировое первенство
1999 должно было стать шоу представлением
между двумя русскими. В СМИ появилась
информация об открытой ненависти друг
к другу. И это происходит в одном из прекрасных
соревнований года, где победу одержал
бывший соратник по тренировкам Ягудин,
а Евгений снова на второй строчке.
...Станиславу Жуку
Станислав Жук родился в 1935 году. В 50-е годы пришел в фигурное катание и четырежды становился чемпионом СССР в парном катании (1957-1959, 1961). Однако на международных соревнованиях ему не везло. В 1957 году, выступая на чемпионате Европы, он со своей женой Ниной показал элементы, которые судьи отказались признать законными. Они посчитали их рискованными для здоровья спортсменов (чего стоила поддержка на одной руке, которую до Жука никто не делал). Поэтому на том чемпионате Жук и его супруга получили серебряные медали. Однако уже через год "опасные элементы" были признаны высшим пилотажем среди фигуристов и каждый спортсмен считал за честь повторить их на льду. Что касается С. Жука, то он после злополучного чемпионата еще дважды становился чемпионом континента. В начале 60-х Жук ушел на тренерскую работу. В 1965 году был удостоен звания заслуженного тренера СССР.