Физическая и
техническая подготовка лыжника-гонщика
Физическая подготовка лыжника
направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной
деятельности. В то же время физическая
подготовка неразрывно связана с укреплением
органов и систем, с повышением общего
уровня функциональной подготовки и укреплением
здоровья лыжников. Физическая подготовка
лыжника подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая
подготовка (ОФП) независимо от вида лыжного
спорта имеет основные задачи - достижение
высокой общей работоспособности, всестороннее
развитие и улучшение здоровья лыжников.
В процессе ОФП развиваются и совершенствуются
основные физические качества. Для достижения
высокого уровня развития физических
качеств и решения других задач ОФП применяется
широкий круг самых разнообразных физических
упражнений. С этой целью используются
упражнения из различных видов спорта,
а также общеразвивающие упражнения из
основного вида - лыжного спорта. ОФП для
юных лыжников проводится примерно одинаково
независимо от предполагаемой будущей
специализации. В летнее время с целью
разностороннего развития в подготовку
юных лыжников широко включаются упражнения
из других видов спорта, в основном в виде
длительного передвижения - прогулки на
велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные
спортивные и подвижные игры. Дозировка
зависит от возраста, этапа подготовки
в годичном цикле и многолетней подготовки
и т.д. Кроме этого, широко применяются
разнообразные упражнения на основные
группы мышц с предметами и без отягощений
для развития силы, прыгучести, гибкости,
равновесия и способности к расслаблению.
Для квалифицированных спортсменов
и разрядников, мастеров спорта она
более специфична и строится с
учетом индивидуальных особенностей и
избранного вида лыжного спорта. Но
уже на ранних ступенях тренированности
очень важно правильно подбирать
средства ОФП и методику их применения
с тем, чтобы полностью использовать
положительный перенос развиваемых
физических качеств на основное упражнение
- передвижение на лыжах. Это не следует
понимать как полное сближение средств
ОФП и СФП. Общая физическая подготовка
служит базой для дальнейшего
совершенствования физических качеств
и функциональных возможностей.
Специальная
физическая подготовка (СФП) направлена на развитие
специфических двигательных качеств и
навыков, повышение функциональных возможностей
организма, укрепление органов и систем
применительно к требованиям избранного
вида лыжного спорта. Основными средствами
СФП являются, передвижение на лыжах и
специально подготовленные упражнения.
Специально
подготовленные упражнения способствуют повышению уровня
развития специфических качеств лыжника
и совершенствованию элементов техники
избранного вида лыжного спорта. К ним
относятся разнообразные имитационные
упражнения и упражнения на тренажерах
(передвижение на лыжероллерах). При выполнении
этих упражнений (в бесснежное время года)
укрепляются группы мышц, непосредственно
участвующие в передвижении на лыжах,
а также совершенствуются элементы техники
лыжного ходов. Ввиду того что эти упражнения
сходны с передвижением на лыжах и по двигательным
характеристикам, и по характеру усилий,
здесь наблюдается положительный перенос
физических качеств и двигательных навыков.
В настоящее время одним
из основных средств специальной
физической подготовки лыжника-гонщика
является передвижение на лыжероллерах.
Расширение его применения вполне справедливо,
однако одностороннее увлечение
лыжероллерами и полное исключение
из тренировок упражнений не в состоянии
полностью решить все задачи СФП.
Поэтому в тренировке лыжника-гонщика
смешанное передвижение по пересеченной
местности с чередованием бега и
имитации в подъемы различной
крутизны и длины должно постоянно
включаться в подготовку, наравне
с другими упражнениями. Соотношение
этих средств зависит от уровня подготовленности
юных лыжников и отдельных групп
мышц.
В зимнее время основным
средством СФП является передвижение
на лыжах в разнообразных условиях.
Специальная физическая подготовка
в годичном цикле тренировки лыжника
тесно связана с другими видами подготовки
- технической, тактической и специальной
психической.
При построении круглогодичной
тренировки, а также в процессе
многолетней подготовки наблюдаются
определенная последовательность и
преемственность между различными
видами упражнений, применение которых
решает задачи общей и специальной
физической подготовок. В начале годичного
тренировочного цикла большая часть
времени отводится на ОФП. С приближением
зимнего периода соотношение
средств меняется в пользу СФП. Объем
упражнений на этот вид подготовки
постепенно увеличивается, но важно
от этапа к этапу закреплять и
поддерживать на достигнутом уровне
навыки, приобретенные при изучении
предыдущих разделов подготовки. Средства
одного вида подготовки должны быть органически
связаны с последующим видом,
при этом важно соблюдать преемственность
в развитии и укреплении отдельных
физических качеств, групп мышц и
систем. На соотношение средств ОФП
и СФП и динамику его изменения
в годичном цикле тренировки оказывают
влияние квалификация лыжника, его
возраст и индивидуальные особенности
развития в целом и отдельных
групп мышц, физические качества, функциональные
возможности органов и систем.
С возрастом и ростом квалификации
объем средств ОФП постепенно
уменьшается и соответственно увеличивается
объем СФП. Это соотношение на
различных этапах подготовки лыжника,
как в годичном цикле, так и
в процессе многолетней тренировки
может изменяться в ту или иную
сторону в зависимости от динамики
уровня развития ОФП и СФП, но общая
тенденция в изменении показателей остается
неизменной. В целом соотношение средств
ОФП и СФП - вопрос сугубо индивидуальный.
Все зависит от конкретного уровня развития
отдельных групп мышц, органов и систем
организма юных лыжников - гонщиков. Поэтому
независимо от этапа многолетней подготовки
даже в конце юношеского возраста объем
средств ОФП может быть весьма значительным.
Такая же картина может наблюдаться и
у юниоров, особенно в подготовительный
период.
Техническая
подготовка лыжника - это процесс
целенаправленного изучения и совершенствования
техники способов передвижения на лыжах.
Овладение современной техникой
с учетом индивидуальных особенностей
и физической подготовленности позволяет
достигнуть высоких результатов
в избранном виде лыжного спорта.
Высокий уровень спортивных результатов
требует постоянной и углубленной
работы над совершенствованием техники
в течение всего периода активных
занятий лыжным спортом. В планах
подготовки лыжников от новичка до квалифицированного
спортсмена должна быть предусмотрена
непрерывность овладения техникой. Даже
достижение наивысших результатов не
означает, что достигнуто техническое
совершенство. Лыжник должен и в этом случае
продолжать улучшать технику различных
элементов, движений, устранять отдельные
неточности и ошибки. В плане многолетней
технической подготовки, особенно в юношеском
возрасте, необходимо учитывать, что отдельные
элементы техники передвижения на лыжах
не всегда доступны школьникам в силу
недостаточного уровня развития каких-либо
качеств (равновесия, силы отдельных групп
мышц). В таком случае школьники овладевают
несколько упрощенным вариантом способа
передвижения. Однако при этом очень важно,
чтобы не искажалась основа способа, с
тем, чтобы при повышении уровня развития
необходимых качеств можно было освоить
и другие элементы без переучивания всего
способа передвижения. Кроме того, в многолетней
подготовке постоянно приходится приспосабливать
технику к меняющимся условиям соревнований
(более тщательной подготовке трасс, изменению
их сложности, выпуску нового инвентаря),
к улучшению физической подготовленности
спортсменов-лыжников и т.п.Различают
общую и специальную техническую подготовку.
В ходе общей технической подготовки лыжник
осваивает умение и навыки, необходимые
в жизни и спортивной деятельности, получает
и углубляет теоретические знания в области
основ техники физических упражнений.
Этот вид подготовки направлен в первую
очередь на овладение такими умениями,
навыками и знаниями, которые будут способствовать
изучению техники способов передвижения
на лыжах. Все это является основой для
специальной технической подготовки.
Чем больше у лыжника запас двигательных
навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает
современной техникой передвижения на
лыжах в различных ее вариантах. Это достигается
применением широкого круга самых разнообразных
упражнений общеразвивающего характера
и специально подготовительных упражнений,
направленных на изучение элементов техники
способов передвижения на лыжах. Наряду
с другими упражнениями, развивающими
координацию движений, особое внимание
следует обратить на упражнения, воспитывающие
чувство равновесия, а также на упражнения,
целенаправленно воздействующие на вестибулярный
аппарат. Это во многом способствует обучению
и дальнейшему совершенствованию техники
способов передвижения на лыжах.В процессе
специальной технической подготовки спортсмен
овладевает техникой избранного вида
лыжного спорта: изучает биомеханические
закономерности способов передвижения
на лыжах и осваивает необходимые двигательные
навыки, доводя их до высокой степени совершенства
с учетом индивидуальных особенностей.
Обучение и особенно совершенствование
техники следует рассматривать в тесной
связи с развитием физических качеств.
Повышение уровня общей и особенно специальной
физической подготовки позволяет и дальше
совершенствовать технику, поднимая ее
на новый уровень развития. Существует
и обратная связь: новые варианты техники
требуют, в свою очередь, повышения уровня
специальной физической подготовки. В
этом случае необходимо применение специальных
упражнений, направленных на развитие
именно тех групп мышц, которые больше
участвуют в новом элементе или на повышение
уровня каких-то качеств (скорости маха,
силы отталкивания и т.д.). прыгунов с трамплина,
и наоборот. Таким образом, в подготовке
лыжников-гонщиков для обучения и совершенствования
техники способов передвижения и при развитии
физических качеств в основном применяются
те же средства (упражнения), что и в подготовке
взрослых лыжников. Основное различие
заключается в объеме применения тех или
иных упражнений. Например, у новичков-подростков
применяется широкий круг общеразвивающих
упражнений и меньше упражнений на развитие
специальных качеств; постепенно (с возрастом
и ростом уровня подготовленности) это
соотношение меняется. Дозировка применяемых
упражнений зависит от возраста, уровня
развития тех или иных качеств общей подготовленности
и этапа многолетней подготовки (задач).
При планировании применения упражнений
в юношеском возрасте должны учитываться
принципы доступности, систематичности,
постепенности и др.
Список литературы:
- Аграновский М.А. Лыжный спорт/ Учебник для институтов физической культуры.- М.: ФиС, 1954.
- Манжосов В. Н. Тренировка лыжников-гонщиков. — М.: ФиС, 1986.
- Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника гонщика. –М., 1999
- ЕрмаковЕ.Е. Техника лыжных ходов. –Смоленск. 1995
5. Маслеников
И., Смирнов Г. «Лыжные гонки», «ФиС»
1999