Физическая культура – часть общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 03:48, реферат

Описание работы

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт.

Содержание работы

Физическая культура часть общей культуры общества……………………………………………..3
Роль физической культуры в саморегуляции и самосовершенствовании организма……………..8
Метод регламентированных упражнений…………………………………………………………...11
Библиографический список…………………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Физ. культура.docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

Таким образом, все это ярко свидетельствует  о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном этапе в силу своей  специфики физическая культура как  важный социальный феномен пронизывает  все уровни социума, оказывая широкое  воздействие на основные сферы жизнедеятельности  общества.

 

 

 

 

Роль физической культуры в саморегуляции и самосовершенствовании организма

Физическая культура многофункциональна. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически  все органы и системы организма  человека.

Изменяя характер и величину тренировочных  нагрузок, можно целенаправленно  влиять на течение адаптационных  процессов и тем самым укреплять  различные органы, развивать важнейшие  физические качества.

Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние  человека любого возраста происходит в результате:

  • повышения тонуса центральной нервной системы;
  • улучшения свойств нервных процессов - силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;
  • усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • увеличения общего объема циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержания гемоглобина;
  • развития мышечной системы;
  • совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;
  • улучшения кровообращения мышечных волокон;
  • развития адаптационных способностей организма;
  • утолщения костной ткани, ее большей прочности, большей подвижности суставов;
  • нормализации обмена веществ в организме;
  • совершенствования регуляции функций организма;
  • профилактики гиподинамии;
  • избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;
  • улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.

Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс  адаптации, т.е. приспособления функций  разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость  координируется центральной нервной  системой. Ее тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных  процессов, их сила, уравновешенность, совершенствуется регуляция всех функций  организма.

Систематические занятия физическими  упражнениями вызывают важные положительные  изменения в сердечно-сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной: нормализуется артериальное давление.

Основными причинами возникновения  заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз и другие) являются: гиподинамия, неврогенный (стрессовый) фактор и неправильное питание.

Сердце, не получая необходимой  нагрузки, постепенно теряет способность  быстро и правильно реагировать  на различные физические напряжения, возникает явление и "детренированного сердца", которые теперь могут наблюдаться даже и 25-30-летних. Ослабевает работа и так называемого "периферического сердца" - скелетных мышц, которые присасывающе - нагнетательным действием способствуют движению крови по сосудам. Нетренированное сердце гораздо чувствительнее к нервно-эмоциональным перегрузкам. А возникающее при малоподвижном образе жизни нарушение обмена веществ ведет к развитию атеросклероза.

Результаты многочисленных исследований зарубежных и отечественных ученых позволили установить, что наиболее благоприятной физической нагрузкой  для укрепления сердечно-сосудистой системы является такая, при которой пульс достигает 130 ударов в минуту. Этот средний ориентир доступен людям разного возраста, гарантирует от перегрузок и обеспечивает в то же время надежный тренировочный эффект.

Физические упражнения благотворно  влияют на деятельность дыхательной  системы, способствуя увеличению жизненной  емкости легких, более продуктивному  использованию кислорода из вдыхаемого воздуха.

Систематические занятия оказывают  позитивное влияние ан костно-мышечную систему организма человека. Например, легкоатлетические упражнения вызывают утолщение костной ткани, усиление ее прочности, обеспечивают большую  подвижность суставов, эластичность и прочность связочного аппарата.

Благодаря разрастанию мышечных волокон  улучшается их кровоснабжение. Так, в тренированной мышце на 100 мышечных волокон приходится в среднем 98 капилляров, а в нетренированной - только 46. в крепких мышцах накапливается больший запас энергетических веществ гликогена, креатинфосфата, а содержание миоглобина в 2-2,5 раза выше, чем в нетренированных. Кроме того, повышается возбудимость и подвижность нервно-мышечного аппарата, улучшается быстрота, точность и координация движений.

Многочисленные исследования свидетельствуют  о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние  человека любого возраста. В разные возрастные периоды эти занятия  преследуют разные цели. В молодом  возрасте они направлены на совершенствование  физической подготовленности, физического  развития и физической работоспособности, профилактику заболеваний, которые  могут развиться в более старшем возрасте.

Физические упражнения в среднем  возрасте используются в первую очередь  для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и  профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода  жизни, предупреждения преждевременного старения.

В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических  заболеваний и возможных осложнений.

Естественно, физические нагрузки обязательно  должны быть адаптированы к каждому  конкретному ребенку, подростку, взрослому  человеку с учетом их возраста, пола, физических возможностей, состояния  здоровья. Только в этом случае раскроются в полной мере все слагаемые развивающей  функции физической культуры

Таким образом, физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению здоровья и укреплению организма человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.

 

 

Метод регламентированных упражнений

 
    Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. 
 
    В практике физического воспитания все методы строгого регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: методы обучения двигательным действиям; методы воспитания физических качеств. 
 
    Методы обучения двигательным действиям: 
 
1) метод целостно-конструктивного упражнения; 
 
2) расчленено-конструктивный метод; 
 
3) метод сопряженного воздействия. 
 
    Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без разделения на части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ). Можно осваивать отдельные детали, элементы и фазы в общей структуре движения, акцентируя внимание на основных деталях техники. Недостаток метода в том, что в неконтролируемых фазах движения возможно закрепление ошибок в технике. 
 
    Расчленено-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельных фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в целое. 
 
    Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения; расчленять упражнение так, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными; изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их; выделенные элементы изучать в различных вариантах. Недостаток метода в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целое двигательное действие. 
 
    Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных движений для повышения результативности. Сущность в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях с увеличением физических нагрузок (метание утяжеленного снаряда). 
 
    Методы воспитания физических качеств – различные комбинации нагрузок иотдыха. 
 
    Методы стандартного упражнения направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. 
 
1) метод стандартно-непрерывного упражнения – непрерывная мышечная деятельность без изменения интенсивности: - равномерное упражнение (бег, плавание); - стандартно-поточное (многократное выполнение элементов гимнастики). 
 
2) метод стандартно-интервального упражнения - многократно повторяется одна и та же нагрузка (различные интервалы отдыха). 
 
    Методы переменного упражнения – направленное изменение нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме: с прогрессирующей нагрузкой (повышение функциональных возможностей), с варьирующей (преодоление функциональных барьеров), с убывающей (выносливость). 
 
1) Метод переменно-непрерывного упражнения – работа изменяющейся интенсивности: - переменное в циклических передвижениях (переменный бег); - переменное поточное (серийное выполнение комплекса упражнений, различных по интенсивности). 
 
2) Метод переменно-интервального упражнения – различные интервалы отдыха между нагрузками (полные интервалы отдыха, 3-5 мин, жесткие интервалы отдыха). 
 
    Круговой метод – последовательное выполнение специально-подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

 

Библиографический список

 

  1. ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007. - №329-ФЗ.
  2. Гончаров В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности: Автореф дис. …д-ра социол. наук / В.Д.Гончаров // СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1995. - 36 с.
  3. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г.Ионин. - М.: Наука, 2000. - С.291-294.
  4. Морозова Е.В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности / Е.В.Морозова // Вестник Удмуртского университета. – 2003. - №10. – С.161.
  5. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д.Н.Давиденко. - СПб.: Изд-во: СПб ГУ, 2001. - 208 с.
  6. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю.М.Николаев. - СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2000. – 1456 с.
  7. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И.Ильинич. - М.: Гардарика, 2001. - 463 с.
  8. Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д.Паначев // СОЦИС. - 2007. - №11. - С.125-128.

 


Информация о работе Физическая культура – часть общечеловеческой культуры