Физическая культура - ведущий фактор здоровья студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «KorperKultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура».

Содержание работы

1. Физическая культура, как вид общей культуры 3
1.1 Возникновение термина «физическая культура» 3
1.2 Общие понятия теории физической культуры 4
2. Основы здорового образа жизни студента 8
2.1 Физическая культура в обеспечении здоровья 8
2.2 Цель, задачи и формы организации физического воспитания 23
3. Влияние занятий физической культурой на системы организма 25
3.1 Сердечнососудистая система 25
3.2 Система дыхания 26
3.3 Опорно-двигательный аппарат 29
Заключение 37
Список литературы: 38

Файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА- ведущий фактор здоровья студентов.docx

— 71.80 Кб (Скачать файл)

Все эти особенности связаны  с неодинаковым биохимическими условиями в работе двигательного аппарата и требованиями, предъявляемыми к нему в различных видах спорта. При тренировке начинающих спортсменов необходимо обращать особое внимание на развитие силы «ведущих» групп мышц.

Физкультура и костная система

Физкультура помогает решить огромную проблему, свойственную людям  пожилого возраста – остеопороз.

Костная система, как и  все другие системы организма, реагирует  на уровень физической активности: на повышение физической нагрузки (давление на кость) увеличением костной массы (для распределения нагрузки на большее  количество костной ткани), на снижение - уменьшением костной массы.

Но для того, чтобы лучше  выяснить, что собой представляет костная ткань. Ведь кости – это  не только каркас обеспечивающий поддержку  мышц и внутренних органов. Это живой  орган, который, как и другие органы развивается и меняется в течение  всей жизни.

Костная ткань постоянно  обновляется. Этот процесс называется ремоделированием и заключается в постепенном удалении старой костной ткани и замещении ее новою осуществляется он следующим образом: остеокласты, клетки, разрушающие кость, растворяя минералы, образуют небольшие полости на поверхности костей. Затем остеобласты клетки, образующие костную ткань, начинают заполнять эти полости новой костной тканью до полного восстановления костных поверхностей. Ремоделирование является естественным, постоянным процессом, происходящим в здоровом организме. Это природный способ замены устаревшей костной ткани на новую в детстве и юности кости наращивают плотность, достигая в результате пиковой костной массы. Пиковая костная масса – специфический термин обозначающий такое состояние, при котором кости достигают своей максимальной плотности.

Пиковая костная масса  сохраняется несколько лет, а  затем здоровый человек начинает ежегодно терять в среднем около 1% общей костной массы. У женщин эти потери значительно возрастают после менопаузы и составляют 2-3% ежегодно.

С возрастом новая костная  ткань образуется все медленнее, а старая теряется все быстрее. В  результате этого кости истончаются, становятся хрупкими. Если скорость истончения костной ткани превышает возрастные нормы, это и называют остеопорозом.

Увеличению пиковой костной  массы и снижению потери костной  массы с возрастом способствует физическая активность, особенно те ее виды, которые направлены на нормализацию веса тела: ходьба, бег, танцы, бадминтон, кегли, городки, баскетбол, волейбол, футбол и так называемые резистентные упражнения. Они представляют собой упражнения по перемещению предметов или  веса собственного тела с использованием специальных тренажеров и гантелей, имеющихся в гимнастических залах  и направленных помимо укрепления костей на развитие мышечной силы и выносливости. Дома тренажеры и спортивные снаряды  могут быть с успехом заменены предметами домашнего обихода. Так, кувшины или бутылки с водой  могут использоваться вместо гантелей.

В дополнение к их действию на костную массу резистентные упражнения улучшают координацию движений, снижая риск падений, и помогают увеличить  и укрепить мышечную массу, которая  обеспечивает дополнительную защиту в  случае падения.

Под воздействием регулярных занятий перечисленными упражнениями с костями происходят важные изменения.

Исследования проводимые среди людей прикованных к постели, и космонавтов, находившихся в состоянии невесомости, показали, что люди быстро теряют костную массу в том случае если лишены возможности преодолевать собственный вес. С другой стороны исследование рук теннисистов показали, что костная ткань ведущей руки плотнее костной ткани другой, так как ведущая испытывает большие физические нагрузки.

По данным многочисленных исследований, проведенных в различных  группах, включавших и женщин с остеопорозом, и людей из домов престарелых, физические упражнения не только предотвращают потери костной массы, но могут даже повышать ее плотность (при наличии достаточного количества кальция в пище).

Остеопорез не является неизбежным следствием старения для тех, кто позаботится о своей физической активности. Но делать это надо в соответствии со своим возрастом и состоянием здоровья.

В возрасте 20-40 лет целью  занятий физической культурой является закладка фундамента для долгой и  активной жизни. В этом возрасте обязательны  прогулки, занятия различными видами спорта, подвижными играми.

В возрасте 40-60 лет цель - минимизация потерь костной массы, особенно, это касается женщин в постменопаузе достигается увеличением времени и расстояний прогулок, отказ от пользования лифтом, транспортом, интенсивность занятий спортом при отсутствии серьезных медицинских противопоказаний не снижается.

В возрасте более 60 лет цель снизить риск падений и возможность  переломов, особенно это касается хрупких  женщин. Необходимо подобрать программу  физических упражнений сообразно возрасту и уровню натренированности, ходьба обязательна.

Больным остеопорозом, цель: снизить риск падений и возможность переломов, увеличить костную массу. Истонченные кости больных требуют ряда ограничений в программе физических упражнений. Понадобится консультация специалиста по физкультуре и физиотерапевта, но в любом случае показана ходьба по 30 минут 5-7 раз в неделю.

Омолаживающее действие занятий  физической культурой.

Желая подчеркнуть благотворное влияние физкультуры на здоровье, ее почитатели часто восклицают: «Физкультура просто омолаживает!» Звучит это  обычно как метафора, однако поклонники физкультуры и не подозревают, насколько  они правы. Ведь ощущение вернувшейся  молодости во многом соответствует  истинному положению дел.

Процесс омоложения прежде всего начинается в крови, в которой появляются молодые формы красных кровяных телец - ретикулоциты. Учетом их количества в спортивно-медицинской практике пользуются для определения степени нагрузки, тренированности спортсмена. Непрерывно обновляются и клеточные белки нашего организма: старые разрушаются, заменяясь новыми. Этот процесс протекает беспрерывно и достаточно быстро. В обычных условиях белковые структуры печени обновляются полностью за 14 дней. Физические упражнения ускоряют эти процессы. Молодые белковые структуры обладают большими функциональными и пластическими возможностями, в этом, видимо, и кроется секрет повышенной работоспособности, оздоровления и омоложения физически активного человека.

Согласно теории А.В. Нагорного  и В.И. Никитина, с возрастом процессы самообновления клеточных белков замедляются, и именно этим объясняется старение организма. При ускоренном обновлении клеточных белков старение тормозится, и омоложение становится объективной  действительностью.

Заключение

Осуществленное исследование в реферате «физическая культура – ведущий фактор здоровья студентов» позволяет утверждать, что формирование, сохранение и укрепление здоровья является важнейшей задачей любого высшего образовательного учреждения. В связи с этим возрастает роль педагогических технологий, сущностью которых является формирование физической культуры личности как значимого фактора в системе «поведение - здоровье».

Изучение подходов к определению  понятия «физическая культура личности»  позволяет рассматривать ее как  социально-детерминированную область  общей культуры человека, представляющую собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. Такое определение физической культуры позволяет интерпретировать ее как ведущий фактор в системе «поведение — здоровье», детерминирующий избирательное, инициативное ответственное, преобразовательное отношение личности к себе, деятельности, окружающим людям и образу жизни в целом на основе рефлексивного сознания.

Активная жизненная позиция  студента как субъекта физической культуры и оздоровительной деятельности может быть успешно реализована  посредством средо-ориентированной оздоровительной образовательной модели, содержательный компонент которой направлен на развитие у студентов культуры философски-методологического мышления при освоении теоретических знаний безопасности жизнедеятельности и здоровья, а также системы ценностно-смыслового отношения к практике оздоровления.

Список литературы:

1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд-во, 1981. – 176 с.

3. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья.

4. Гайс И.А. Учитесь ходить быстро. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 110 с.

5. Гилмор Г. Бег ради жизни. М, «Физкультура и спорт»,1969.

6. Климов А.Н., Липовецкий Б.М.. Быть или не быть инфаркту. М, «Медицина»,1 981.

7. Орешник Ю.А. К здоровью  через физкультуру. М. «Медицина», 1989 г.

8. Решетников Г.С. Вам  за 40. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 55 с.

9. А. Колосков «Пешком  от инфаркта»/ журнал Физкультура  и спорт 2000 г. №5.

10. Е.Мильнер «Бег и лишние килограммы журнал» Физкультура и спорт 2000 г. №6.

11. Чазов Е.И. Сердце  и ХХ век. М, «Педагогика», 1982.

 

 


Информация о работе Физическая культура - ведущий фактор здоровья студентов