Физическая культура детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 14:15, реферат

Описание работы

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания.
Систематическое выполнение основных движений оказы

Файлы: 1 файл

fizicheskaya_kultura_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx

— 83.68 Кб (Скачать файл)

4.  Прыжки   последовательно   через   2—3   веревочки, которые лежат параллельно на расстоянии 30 см друг от друга, или из обруча в обруч с плоским ободом (3—4-обруча).

5.  Прыжки   на   обеих  ногах,   продвигаясь  вперед   на 2,5—3 м.

6.  Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек»   (шириной 50—70 см),  приземляясь на мягкую опору (коврик, песок).

7.  Прыжки  с бревна   (скамейки, куба)   высотой  15— 20 см, приземляясь мягко и устойчиво.

8.  Прыжки  на  обеих  ногах  через неподвижную скакалку прямо и боком.

9.  Прыжки в длину   (80—100 см)   с разбега 4—5 м.

10.  Прыжки в высоту  (30—35 см)  с разбега 3—4 м.

Упражнения для детей 6 лет

1.  Прыжки  на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90 и  180° за один прыжок.

2.  Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед до 3 м.

3.  Прыжки на месте, стараясь достать предмет, подвешенный  на   10—12 см  выше поднятой вверх руки ребенка.

4.  Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек»  (шириной 70—80 см).

5.  Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 4 м.

6.  Прыжки с высоты 30—35 см (бревно, скамейка, куб) в обозначенное место  (лист бумаги или лента, положенная на коврик в 50 см от места отталкивания).

7.  Прыжки на обеих ногах через длинную скакалку, которая качается, прямо и боком.

8.  Прыжки   через  короткую скакалку толчком  обеих ног и поочередно—на правой и левой.

9.  Прыжки в длину  (130—150 см)  с разбега 6—8 м.

10.  Прыжки в высоту (35—40 см)  с разбега 4—6 м.

Упражнения для детей 7 лет

1.  Прыжки на месте, руки на поясе, поворачиваясь на 180° за один прыжок.

2.  Прыжки   на   месте  и  с  разбега, стараясь достать предмет, подвешенный на 15—20 см выше поднятой вверх руки ребенка.

3.  Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 5 м

4.  Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек»  (шириной 90—100 см).

5.  Прыжки с высоты 40—45 см прямо и поворачиваясь на 90°  (приземляясь боком к бревну, скамейке).

6.  Прыжки через длинную скакалку, которая вращается.

7.  Прыжки   через   короткую   скакалку   произвольным способом.

8.  Прыжки в длину (150—180 см) с разбега 8—10 м.

9.  Прыжки  в высоту   (40—50 см)   с разбега 6—8 м.

Метания

Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.

Для детей 3—4 лет упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная). В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.

Интересным упражнением для детей младшего дошкольного возраста является подбрасывание мяча вверх и ловля его обеими руками. При этом мяч держат обеими руками, опущенными вниз, подбрасывают его вверх над головой на 0,5 м, а затем ловят двумя руками, не прижимая к туловищу.

Дошкольники овладевают также ловлей мяча после отскока его от пола. Им нужно показать, как держать руки во время ловли мяча: пальцы слегка согнуты "чашечкой", руки полусогнуты, перед грудью.

Дети 5 лет упражняются в прокатывании мячей или шариков с попаданием в предметы (кегли, кубики) с расстояния 1,5—2 м.

Широко используют метание мячей, снежков на дальность и в цель (дерево, щит, обруч, который положен на пол, корзину) с расстояния 2,5—3 м.

При метании предмета правой рукой ребенок поворачивается левым боком в сторону броска, отставляет назад правую ногу и переносит на нее тяжесть тела, выполняя при этом широкий замах рукой; во время броска массу туловища переносят на левую ногу (рис. 17).

Упражнения в метаниях предметов для детей 6—7 лет значительно усложняются. В этом возрасте ребенок должен овладеть элементарными навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх, повернувшись кругом, ловить его и т. д. Дошкольники совершенствуют навыки метания предметов на дальность и в цель способом из-за спины через плечо. Расстояние для метания в цель увеличивают до 3,5—4 м.

Большинство детей предпочитают метать предметы более сильной рукой (обычно правой), вследствие чего отмечается значительная разница в результатах бросков правой и левой рукой. Поэтому предлагают выполнять упражнения и правой, и левой рукой. Это обеспечит равномерную нагрузку на мышечные группы обеих сторон туловища ребенка и будет способствовать гармоническому развитию.

В дальнейшем навыки в метаниях предметов на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.

Упражнения для детей 3 лет

1.  Прокатывание большого мяча обеими руками с расстояния 60—100 см и ловля его, когда он будет катиться назад.

2.  Сидя на коврике, ноги врозь, прокатывать мяч друг другу с расстояния  100 см.

3.  Бросать большой мяч обеими руками снизу взрослому с расстояния 70—100 см  и ловить его.

4.  Бросать мяч на  пол   (землю)   и ловить его обеими руками после отскока.

5.  Прокатывать   мяч,   шарик   обеими   и   одной   рукой по   полу   (земле),   стараясь   попасть   в   предмет   (кубик, кеглю)  с расстояния 1 —1,5 м.

6.  Бросать большой мяч обеими руками от груди и из-за головы на дальность и в горизонтальную цель (ящик, корзину)  с расстояния  1 —1,5 м.

7.  Бросать маленький мяч,  мешочек с песком   (масса 100 г) на дальность и в вертикальную цель (щит, стенка) с расстояния  1,5—2 м правой и левой рукой.

Упражнения для детей 4 лет

1.   Прокатывать  мяч,   шарик   (диаметром   20—25  см) обеими   руками   к   взрослому   и   назад   (положение — на корточках)  с расстояния  1,5—2 м.

2.  Прокатывать   мяч,   шарик   обеими   руками   между ножками стула (воротца из двух кубиков шириной 50 см) с расстояния  1,5 м.

3.  Прокатывать   мяч,   шарик   обеими   и   одной   рукой по  полу  (земле), стараясь попасть в предметы   (кубики, кегли)  с расстояния 2 м.

4.  Бросать  большой   мяч  обеими   руками  снизу  и  от груди взрослому с расстояния  1,5—2 м и ловить его.

5.  Бросать большой мяч вверх (немного выше головы) и на пол   (землю)   и ловить его.

6.  Отбивать   большой   мяч  ладонью   правой   и  левой руки об пол  (землю)  несколько раз подряд.

7.  Бросать большой мяч обеими руками от груди и из-за головы на дальность и в горизонтальную цель (обруч на полу)  с расстояния 2 м.

8.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком массой 100 г, шарики, снежки) одной рукой из-за головы на дальность и в вертикальную цель (щит, стенка) с расстояния 2—2,5 м.

Упражнения для детей 5 лет

1.  Прокатывать мяч,  шарик одной  и обеими руками в ворота (шириной 40—50 см) из двух предметов (кубики, кегли)  с расстояния 2 м.

2.  Прокатывать мяч, шарик одной рукой по низу (земле), стараясь попасть в предметы  (кегли, кубики)  с расстояния  1,5—2,5 м.

3.  Бросать большой  мяч  обеими  руками  снизу  и  от груди  друг другу  с  расстояния   1,5—2  м  и  ловить его.

4.  Подбрасывать большой  мяч  вверх обеими руками снизу и ловить его, когда он отскочит от пола  (земли).

5.  Бросить   большой   мяч   вверх   и   на   пол   (землю), хлопнуть в ладони перед грудью и поймать его.

6.  Бросать большой мяч двумя руками снизу в стенку с расстояния  1,5—2 м и ловить его.

7. Ладонью  отбивать  большой  мяч  об  пол   (землю) несколько раз подряд.

8.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком массой 150 г, снежки) в вертикальную (щит, стенка) и горизонтальную   (ящик,  обруч)   цель с  расстояния  2,5  м  из-за головы левой и правой руками.

9.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки, снежки)    на   дальность   из-за   головы   правой   и   левой рукой.

Упражнения для детей 6 лет

1.  Прокатывать   мяч,   шарик   одной   рукой   по   полу (земле), стараясь попасть в предметы  (кегли, кубики) с расстояния 3—3,5 м.

2.  Прокатывать   мяч,   шарик   одной   рукой   по   полу (земле) в ворота (шириной 35—40 см) из двух предметов (кубики)  с расстояния 2,5 м.

3.  Бросать большой мяч обеими руками снизу от груди и из-за головы друг другу с расстояния 2—2,5 м и ловить его руками.

4.  Бросать большой мяч одной рукой друг другу с расстояния 2—2,5 м  произвольным способом  и ловить его.

5.  Подбрасывать большой мяч обеими и одной рукой вверх и ловить его, когда он отскочит от пола.

6.  Бросать большой мяч в стенку обеими руками, хлопнуть в ладони и поймать его.

7.  Бросать большой мяч в стенку одной рукой; и как только он упадет на землю и отскочит, поймать его обеими руками.

8.  Отбивать  большой   мяч   ладонью  руки  об  землю, медленно продвигаясь вперед на расстояние 4—6 м.

9.  Бросать большой мяч обеими руками от головы об землю; второй ребенок или взрослый ловит его после отскока  (расстояние между детьми 2—2,5 м).

10.   Набрасывать   кольца   на   стержень   (кольцеброс) правой и левой рукой с расстояния 2,5—3 м

11.  Бросать предметы (мяч, мешочки с песком массой 200 г, снежки)  из-за спины через плечо в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3—3,5 м.

12.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, снежки) из-за спины через плечо на дальность левой и правой рукой.

Упражнения для детей 7 лет

1.  Бросать большой мяч обеими и одной рукой друг другу снизу, от груди и из-за головы с расстояния 2,5— 3 м и ловить его.

2.  Подбрасывать большой мяч обеими и одной рукой вверх   над  головой,   хлопнуть  в  ладони   и   поймать  его.

3.  Бросить маленький мяч в стенку одной рукой, хлопнуть в ладони и, когда он упадет на землю и отскочит, поймать его.

4.  Подбрасывать   мяч   вверх,   поворачиваться   кругом и ловить его.

5.  Отбивать   большой   мяч   ладонью   руки   об  землю, продвигаясь вперед быстрым  шагом  или бегом  на  расстояние 6—8 м.

6.  Набрасывать   кольца   на   стержень (кольцеброс) правой и левой рукой с расстояния 3—3,5 м.

7.  Бросать большой мяч одной и обеими руками снизу и из-за головы в кольцо, которое прикреплено на высоте 2 м от земли.

8.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки, камешки, снежки)  из-за спины через плечо на дальность правой и левой рукой.

9.  Бросать предметы  (мячи, мешочки с песком, снежки)  из-за спины через плечо в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3,5—4 м правой и левой рукой.

Во время прогулок в парке, поле, лесу или возле речки (особенно в теплое время года) для совершенствования основных движений у дошкольников широко используют естественные условия.

Выбирая место прогулок, нужно учитывать рельеф местности, чтобы дети имели возможность попрыгать с пеньков, поупражняться в равновесии во время ходьбы по бревну, побросать шишки на дальность и в цель, поиграть на полянке и т. д. При этом нельзя забывать о правилах безопасности.

Рассмотрим некоторые упражнения для совершенствования основных движений у дошкольников в естественных условиях. Они распределены в соответствии со смежными возрастными группами (3—4, 5—6, 6—7 лет). Если, например, ребенок 6 лет уверенно выполняет упражнения для дошкольников 5—6 лет, ему можно рекомендовать более сложные — для следующей возрастной группы 6—7 ле

Упражнения для совершенствования основных движений у дошкольников в естественных условиях

Упражнения для детей 3—4 лет

Ходьба по ограниченной площади (бревно, тропинка). Ходьба с переступанием через предметы, лежащие на земле (камешки, ветки, шишки). Ходьба и бег по мягкому грунту, песку, траве и воде  (на мелком месте).

Бег по тропинке, бег со сменой направления (между кустами, деревьями).

Прыжки в длину с места через ветку, лежащую на земле, канавку или тропинку шириной 25—30 см. Прыжки с бугорков, пеньков высотой 15—20 см. Подпрыгивания на обеих ногах вверх с доставанием веток деревьев и кустов.

Метание палочек, шишек на дальность и в цель (дерево, пенек).

Перелезание через бревно (дерево), которое лежит на земле.  Подлезание  под  низкие ветки деревьев и  кустов.

Упражнения для детей 5—6 лет

Ходьба и бег по прямой дорожке, обходя пеньки, деревья, кусты. Ходьба прямо и боком (приставным шагом) по ограниченной площади опоры (бревно, земляной вал). Подниматься на горку и сбегать с нее.

Прыжки в длину с места через канавку, ветку, шишки и другие невысокие (до 5—10 см) предметы. Прыжки в длину (с холмиков, пеньков, бревна шириной 20—25 см).

Подпрыгивания на обеих и одной ноге с доставанием веток, продвигаясь вперед на 2,5—3 м. Прыжки в длину с разбега через неширокие канавки  (40—50 см).

Метание шишек, камешков на дальность и в цель (пенек, кочка) с расстояния 2,5—3 м правой и левой рукой.

Подлезание под низкие ветки кустов и деревьев. Ползание по траве, опираясь на колени и предплечья, переползание через бревно.

Упражнения для детей 6—7 лет

Ходьба и бег по извилистой дорожке, оббегая пеньки, кусты, деревья с ускорением и замедлением темпа движения. Ходьба с преодолением препятствий: веток, канавок, кочек (перепрыгнуть, переступить и т. д.). Вбежать на горку и сбежать с нее. Пройти по бревну навстречу друг другу, на середине его разойтись (поддерживая партнера за плечи и локти), стараясь не упасть с бревна на землю (рис. 18).

Прыжки в длину с места и разбега через канавку шириной 60—80 см, приземляясь на мягкий грунт. Прыжки в глубину (с пеньков, бревна толщиной 25—35 см) и с продвижением вперед на обеих ногах на расстояние 3—4 м. Прыжки через невысокие (20—30 см) кочки, кустики и другие препятствия.

Метание шишек, камешков на дальность и в цель (пенек, дерево) с расстояния 3,5—4 м левой и правой рукой.

Перелезание через бревно (дерево). Ползание по траве по-пластунски. Подлезание под низкие ветки деревьев, кустов. Лазанье по наклонному дереву вверх, опираясь ступнями ног и держась за него руками. Влезание на невысокое дерево и опускание вниз.

В зимний период, несмотря на некоторую ограниченность движений тепло одетых детей, значительное количество основных движений можно совершенствовать во время прогулок. Они с удовольствием ходят по тропинкам, проложенным в глубоком снегу, или по следам взрослых, стараясь поставить свою ногу на отпечаток, который оставлен на чистом снегу: Чем глубже снег, тем сложнее выполнить эти движения.

Информация о работе Физическая культура детей дошкольного возраста