Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:26, контрольная работа
1.Взгляды учёных на происхождение физических упражнений и игр
2.Своеобразие развития физического воспитания у древних славян и в Древнерусском государстве
Содержание
1.Взгляды учёных на
происхождение физических
2.Своеобразие развития
физического воспитания у
1. Взгляды учёных на происхождение физических упражнений и игр
В настоящее время существует две точки зрения на этот вопрос:
. Идеалистическая точка
зрения. Делает упор на
. Материалистическая точка
зрения. Её сторонники считали, что
трудовая деятельность
Развитие мышления и сознания первобытного человека явилось субъективной предпосылкой физического воспитания в обществе.
Возникновение физических упражнений неотделимо от возникновения физического воспитания в целом. Поэтому трудно понять предпосылки возникновения физических упражнений, не имея понятия о происхождении физического воспитания.
Физическое воспитание, как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 - 8 тысяч лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, а именно двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т.п. А физический труд, например, ставит своей целью изготовление определённого продукта. Бесспорно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства, а, следовательно, может быть различным, в том числе и отрицательным.
Как писал в своё время первый русский марксист Г.В. Плеханов, для каждого отдельного человека игра предшествовала труду, но для общества в целом сначала был труд, а уже он находил отражение в играх детей. Таким образом, первоначально трудно было выделить физическое воспитание как самостоятельную форму деятельности людей. Оно возникло в едином комплексе с подготовкой детей к труду и другими сторонами общественной жизни (бытовыми обычаями, позднее обрядами и т.п.). Иначе говоря, при первобытнообщинном строе физическая культура не являлась самостоятельной отраслью культуры. Она была неотделима от процесса самого труда. Но уже тогда стали зарождаться и специальные приёмы обучения. Из которых позднее сложились физические упражнения.
Цель физической культуры - положительное воздействие на жизненно важные функции организма. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать, но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.
В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка - двигательная деятельность является естественной потребностью человека.
Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и т.п.
В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, появились своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей - обряды посвящения юношей во взрослые члены общества (инициации). Готовя юношей к будущим испытаниям, взрослые обучали из различным приёмам трудовой деятельности, развивая одновременно, их выносливость и моральную стойкость. В связи с этим в первобытной общине стали развиваться и соответствующие средства и методы физического воспитания.
Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходят своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в необходимость преодолевать различные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и другое). Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины. Гигиены.
2. Своеобразие
развития физического
Возникновение физических упражнений у восточных славян происходило практически так же, как и в других регионах мира. Практика физического воспитания начала складываться у них в VI - IX вв.
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако существовали уже и специальные формы воспитания, превратившиеся со временем в ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие 14 лет, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготавливать орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Этот этап подготовки завершался обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были доказывать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека.
В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все без исключения дети воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом её члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их воспитанием. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники, и наиболее опытные, авторитетные сородичи детей.
Мальчиков готовили к преимущественно мужским видам деятельности (охоте, изготовлению орудий труда), а девочек - к женским (сбору растений, приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми).
Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на семьи повлекли за собой превращение воспитания из всеобщего, равного в семейно-сословное. Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого всё более различались для разных социальных групп населения, сосредоточились в семье. Инициации утратили свой всеобщий характер и стали достоянием знати.
В VI - IX вв. у восточных славян вполне сформировалось четыре социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодальная знать и языческое жречество. Общая направленность воспитания была неразрывно связанна с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определявшую его общую конечную направленность. Каждому периоду исторического развития соответствовал и свой образ героя-богатыря. Старинные русские былины и сказки показывают идеальный образ богатыря-воина - Ивана. Крестьянского сына, Никиты Кожемяки, Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Из былин мы узнаём достаточно интересный факт о том, что в поединках участвовали и женщины (когда киевский князь заточил в подвал Ставра Годиновича, ему на помощь пришла жена Василиса, надев мужское платье, и выдав себя за посла «из дальней орды»).
Установлено, что былины родились, в крестьянской среде, в самой угнетённой и многострадальной части населения Древней Руси.
Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье. К 3 - 4 годам ребёнок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
С 7 лет начинался новый этап воспитания ребёнка. Мальчики переходили в возрастную группу отроков (у восточных славян это слово означало мальчика 7 - 14 лет, который ещё не получил право называться взрослым мужчиной). Этот период освещался особенным образом, так как мальчик переходил из женской половины семьи в мужскую. Мальчики-отроки помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в земледелии и животноводстве. Девочки же осваивали «женские» виды работ - учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и так далее.
Наряду с трудовым воспитанием подростки усваивали правила поведения и мировоззренческие представления общины. Именно религия являлась идеологической основой воспитания на Руси, сначала язычество, а далее христианство, пронизывали и формировали всю жизнь человека.
В момент достижения подростком 14 лет, он становился полноправным членом семьи. В этом возрасте получали военную подготовку, необходимую каждому мужчине.
Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах. Дружинники представляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в специальных укреплённых лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI - IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий. Русский историк С. М. Соловьёв отмечал у славян особое умение плавать и скрываться в реках, что особенно помогало им в боях. Византийский полководец VIв. Велисарий говорил о славянах следующее: «…иррегулярная армия варваров…но если возникает необходимость сходить в разведку, здесь славяне вне всякого сравнения, они отлично умеют спрятаться даже за небольшим камнем или за первым кустом и неожиданно схватить противника».
«Повесть временных лет» (начало XII в.) является первой древнерусской летописью, а так же первым письменным источником, в котором говорится о физических упражнениях. Её автор монах Киево-Печерского монастыря - Нестор. Он пишет о том, что предки русских - радимичи, вятичи и северяне - жили в лесах, но в свободное от работы время ими «…устраивались игрища между сел, на которые сходились почти все жители, от мала до велика». Во время игрищ проводились состязания в различных прыжках, борьбе, рукопашном бое, стрельбе из лука и так далее.
Первое изображение борцовской схватки датируется 1197г., когда во Владимире был построен Дмитриевский собор.
Массовой формой физического воспитания на Руси были кулачные бои. Письменные источники говорят о существовании данных боев в X в., но имеются сведения о том, что они были частью древних игрищ. Существовало три разновидности кулачного боя: «сам на сам»(один на один, на голых кулаках), «стенка на стенку» (наиболее распространённый вид), «сцеплялка-свалка» (массовый и озорной вид, каждый бился сам за себя и против всех). В высших слоях отношение к кулачным боям было крайне негативное.
Достаточно интересны были народные формы физического воспитания у сословия казаков. Оно складывалось из двух составляющих систем. Первая - воспитание у казаков. Преданности своему войску, любви к своему краю. Система имела четко выраженную прикладную цель - подготовку к военной и трудовой деятельности. Военно-физические упражнения систематически включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы и т.д. В основе используемых методов обучения лежал эмпирический подход - пример, подражание, копирование, опыт.
Казак рождался воином, трехлетний мальчик уже сам ездил на лошади по двору. А в пять лет бесстрашно скакал по улицам. Любимым занятием казаков была охота, её называли гульбой.
Физическим воспитанием девочек и девушек-казачек никто специально не занимался. Закалку, и необходимую сноровку они приобретали, работая по хозяйству, и участвуя в играх (кремешки, жмурки, ланта).
Царское правительство пристально следило за казаками, но хорошо понимало, что в нужный момент это своевольное сословие может стать надёжным защитником существующего строя, это было причиной создания эффективной системы боевой и физической подготовки казачьего офицерского корпуса в специализированных военных учебных заведениях.
В качестве наглядного примера можно привести комплекс физических упражнений «Подвал». Его технику казак использовал, если оказывался сбитым с коня, и оставался безоружным. Комплекс включает в себя шесть упражнений. Выполняли их в любом порядке, в зависимости от ситуации. Каждое движение рекомендовано было выполнять не менее десяти раз. Упражнения несложные. Объяснения разве что требует шестое из них. При переходе их «Паука» в «Матрёшку» можно выполнить кувырок, который назывался «Удар мотыгой».
Обобщая всю вышеизложенную информацию можно сказать, что содержание народных физических упражнений было обусловлено региональными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями. Например, народные игры были основным средством приобщения детей народов Севера к охоте, оленеводству, рыболовству и т.д. У хантов (народ Северо-Западной Сибири) дети до 4 - 5 лет играли игрушками, изображающими лодочки, нарточки, снаряжения для оленей и собачьей упряжки.
физический упражнение игра воспитание
Список используемой литературы и интернет источники
1.Голощапов Б.Р., История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2002 - с. 6 - 8, с. 71 - 89.
2.История физической культуры и спорта: Учеб. для техн. физ. культ./ Под ред. В.В. Столбова. - Изд. 2-е, доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1984 - с. 5 - 7.
.М. Семёнова, Мы - славяне! Популярная энциклопедия. - СПб.: Азбука-классика, 2005 - 560 с.
.Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Теория
и методика физического