Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 08:24, реферат
Описание работы
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Содержание работы
Введение……………………………………………………….................……..…3 1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………....................6 2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности………………………………………………………..............8 3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье…………………...........10 4. Здоровый образ жизни студента. Влияние наследственности, ценностных ориентаций и окружающей среды на здоровье………......................................12 5. Роль физической культуры в обеспечении здоровья……………….............17 Заключение.……………………………………………………….…...................20 Список литературы……………………………………………….…...................23
1. Понятие «здоровье», его содержание
и критерии………………....................6
2. Функциональное проявление здоровья
в различных сферах жизнедеятельности………………………………………………………..............8
3. Образ жизни студентов и
его влияние на здоровье…………………...........10
4. Здоровый образ жизни студента.
Влияние наследственности, ценностных
ориентаций и окружающей среды
на здоровье………......................................12
5. Роль физической культуры в
обеспечении здоровья……………….............17
Список литературы……………………………………………….…...................23
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – один из важнейших компонентов
человеческого счастья, одно из неотъемлемых
прав человеческой личности, одно из условий
успешного социального и экономического
развития. Каждому из нас присуще желание
быть сильным и здоровым, сохранить как
можно дольше подвижность, бодрость, энергию
и достичь долголетия.
Необходимо со студенческой скамьи осознать
полученную на лекциях информацию и постараться
сделать это постулатом всей жизни, помня,
что здоровье человека – главная ценность
жизни. Современные жизненные условия
выдвигают требования к выпускнику вуза,
особенно к тем, чья специфика трудовой
деятельности связана с общением, воспитанием
подрастающего поколения, т.е. определённым
педагогическим воздействием на личность
другого человека. Но главное – быть самому
здоровым и везде и всегда быть пропагандистом
здорового образа жизни.
Каждый должен быть здоровым человеком,
знать и уметь, какими методами, секретами
можно продлить своё благосостояние, как
преодолеть профессиональные и бытовые
трудности и вести активный образ жизни.
У студента должна быть высокая жизненная
позиция, направленная на хорошее состояние
здоровья. А нормальная полноценная жизнь
немыслима без достаточно хорошего здоровья.
«Народ здоров, если здорово общество»,
– так, по выражению академика Н.А. Амосова,
подчёркивается важность главного для
созидания – здоровья человека.
Здоровье человека, в первую очередь,
зависит от ряда факторов. Если изобразить
их схематично, то они представляют собой
схему из 3-х понятий:
а) биологические возможности человека;
б) социальная среда;
в) природно-климатические условия.
Знание всех факторов, влияющих на состояние
здоровья человека, составляет основу
науки о здоровье – валеологии.
По данным известного учёного, академика
РАМН Ю.П. Лисицына, являющегося признанным
авторитетом в области профилактической
медицины и санологии, первостепенным
вопросом здоровья является здоровый
образ жизни студента, который занимает
около 50-55% удельного веса всех факторов,
обуславливающих здоровье населения.
Внимание к нему активизировалось в последние
годы. Это связано с озабоченностью общества
по поводу здоровья специалистов, выпускаемых
высшей школой, роста заболеваемости в
процессе профессиональной подготовки,
последующим снижением работоспособности.
Необходимо представлять, что не существует
здорового образа жизни как некой особенной
формы жизнедеятельности вне образа жизни
в целом.
Образ жизни – способ переживания жизненных
ситуаций. Он влияет на здоровье человека,
в то же время условия жизни как бы опосредованно
оказывают влияние на состояние здоровья.
И, как правило, образ жизни взаимосвязан
с укладом, уровнем и стилем жизни. Содержание
здорового образа жизни студентов отражает
результат распространения индивидуального
или группового стиля поведения, общения,
организации жизнедеятельности, закреплённых
в виде образцов до уровня традиционного.
Физическая культура – органическая
часть общечеловеческой культуры, её особая
самостоятельная область. Вместе с тем
это специфический процесс и результат
человеческой деятельности, средство
и способ физического совершенствования
личности. Физическая культура воздействует
на жизненно важные стороны индивида,
полученные в виде задатков, которые передаются
генетически и развиваются в процессе
жизни под влиянием воспитания, деятельности
и окружающей среды. Она удовлетворяет
социальные потребности в общении, игре,
развлечении, в некоторых формах самовыражения
личности через социально активную полезную
деятельность.
Её компонентами являются физическое
воспитание, оздоровительно-реабилитационная
физическая культура и её фоновые виды.
Таким образом, физическая культура является
одним из важнейших условий всестороннего
и гармоничного развития личности студента.
1. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ», ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
И КРИТЕРИИ
Жизнь человека зависит от состояния
здоровья организма и масштабов его психофизиологического
потенциала. Все стороны человеческой
жизни в широком диапазоне социального
бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом,
политическом, духовном, семейно-бытовом,
учебном, оздоровительном – определяются
уровнем здоровья.
Существуют различные подходы к определению
понятия «здоровье», которые можно классифицировать
следующим образом:
1. здоровье – это отсутствие
болезней;
2. «здоровье» и «норма» - понятия
тождественные;
3. здоровье как единство морфологических,
психо-эмоциональных и социально-экономических
констант.
Общее для этих определений в том, что
здоровье понимается как нечто противоположное
болезни, отличное от неё, как синоним
нормы.
Поэтому понятие «здоровье» можно определить
следующим образом: здоровье – нормальное
психосоматическое состояние человека,
отражающее его полное физическое, психическое
и социальное благополучие и обеспечивающее
полноценное выполнение трудовых, социальных
и биологических функций. По определению
Всемирной организации здравоохранения,
здоровье – состояние полного физического,
душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических
дефектов.
Здоровье человека – это процесс сохранения
и развития его психических и физиологических
качеств, оптимальной работоспособности
и социальной активности при максимальной
продолжительности жизни.
По мнению академика Ю.П. Лисицына, «…здоровье
человека не может сводиться лишь к констатации
отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта,
оно – состояние, которое позволяет человеку
вести нестеснённую в своей свободе жизнь,
полноценно выполнять свойственные человеку
функции, прежде всего трудовые, вести
здоровый образ жизни, т.е. испытывать
душевное, физическое и социальное благополучие».
Какие содержательные характеристики
используются при рассмотрении здоровья?
Наиболее широкое распространение в настоящее
время получил функциональный подход.
Он заключается в способности индивида
осуществлять присущие ему биологические
и социальные функции и выполнять общественно
полезную трудовую, производственную
деятельность, утрата которых является
распространённым и наиболее значимым
для человека, семьи, общества социальным
последствием болезней человека. В связи
с функциональным подходом к здоровью
возникло понятие «практически здоровый
человек», т.к. возможны патологические
изменения, которые существенно не сказываются
на самочувствии и работоспособности
человека. Подобные неопределённости
в самочувствии врачи времён Галена условно
называют «третьим состоянием». Разграничивают
несколько групп людей, находящихся в
третьем состоянии.
Первая объединяет всех, кого отличает
особый в данный период времени физиологический
статус, когда организм здоров, но работает
в особом – и, тем не менее, нормальном
на это время – режиме. Период полового
созревания подростков, добавляющий их
организму эндокринные и нервные нагрузки,
- это «третье состояние». В нём же находятся
и люди при здоровой старости.
Во вторую группу попадут те, кто плохо
привыкает к новым природным условиям.
Пока человек не привыкнет к новым условиям,
он будет ощущать влияние неблагоприятных
природных факторов, испытывать недомогание,
плохое самочувствие, потерю сил. Здесь
находятся и те, у кого проявляется синдром
нездорового помещения.
Когда человек пребывает в «третьем состоянии»
из-за своего особого физиологического
режима, за это, можно сказать, отвечает
только природа.
У организма человека нет более противоположных
состояний, чем здоровье и болезнь. Качественные
и количественные характеристики, как
здоровья, так и болезни имеют довольно
широкий диапазон толкования. В пределах
его различия в степени выраженности здоровья
определяются по многим критериям-признакам:
уровню жизнеустойчивости организма,
биологической активности органов и систем,
их способности к регенерации, широте
адаптационных возможностей организма.
Здоровье не исключает наличия в организме
ещё не проявившегося болезнетворного
начала или субъективных колебаний самочувствия.
Вместе с тем отсутствие объективных проявлений
нарушения здоровья ещё не указывает на
отсутствие болезненного состояния.
Происхождение болезни имеет два источника:
состояние человеческого организма, т.е.
«внутреннее основание» и внешние причины,
на него воздействующие. Значит, для предупреждения
болезней – повышения жизнеустойчивости
организма есть два способа: удаление
внешних причин или оздоровление, укрепление
организма для того, чтобы он был в состоянии
нейтрализовать эти внешние причины. Первый
способ малоудачен, поскольку человеку,
который живёт в обществе, практически
невозможно устранить все внешние факторы
болезни. Второй способ более результативен.
Он заключается в том, чтобы по мере возможности
избегать поводов, провоцирующих болезни.
И в то же время закалять свой организм,
приучать его приспосабливаться к внешним
влияниям, чтобы снизить чувствительность
к действию неблагоприятных факторов.
Следовательно, способность к адаптации
– один из важнейших критериев здоровья.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Состояние здоровья отражается на всех
сферах жизни людей. Полнота и интенсивность
многообразных жизнепроявлений человека
непосредственно зависит от уровня здоровья,
его «качественных» характеристик, которые
в значительной мере определяют образ
и стиль жизни человека: уровень социальной.
Экономической и трудовой активности,
степень миграционной подвижности людей,
приобщение их к современным достижениям
культуры, науки, искусства, техники и
технологии, характер и способы проведения
досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется
и обратная зависимость: стиль жизни человека,
степень и характер его активности в быту.
Особенно в трудовой деятельности, во
многом определяют состояние его здоровья.
Такая взаимозависимость открывает большие
возможности для профилактики и укрепления
здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых
ресурсов. На производительность общественного
труда, на динамику экономического развития
общества. В условиях перехода к интенсивному
типу развития производства здоровье
приобретает роль ведущего фактора экономического
роста. Повышенные требования к здоровью
предъявляет производство – оно сейчас
в очень большой степени зависит от человеческого
фактора. Чем выше техническое состояние
производства, тем больший ущерб наносят
болезни.
Уровень здоровья и физического развития
– одно из важнейших условий качества
рабочей силы. В зависимости от их показателей
оценивается возможность участия человека
в определённых сферах трудовой деятельности.
Поэтому уже на этапе выбора специальности
и вида профессионального обучения объективно
возникает.
Ускорение ритма жизни и усложнение современного
производства с высоким уровнем его механизации
и автоматизации определяет значительные
нагрузки на организм, повышается значение
таких качеств личности, как быстрота
реакции, скорость принятия решения, собранность,
сосредоточенность, внимательность, которые
в большей мере определяются всем комплексом
показателей здоровья людей.
Потребность в здоровье носит всеобщий
характер, она присуща как отдельному
индивиду, так и обществу в целом. Внимание
к собственному здоровью, способность
обеспечить индивидуальную профилактику
его нарушений, сознательная ориентация
на здоровье различных форм жизнедеятельности
– всё это показатели общей культуры человека.
Критериями социально-этической зрелости
общества, уровня его гуманизации служат
масштаб заботы государства о «фонде»
здоровья своих граждан, реальные достижения
в этой области. Гуманистическое направление
охраны и укрепления здоровья общества
всегда возлагает на личность ответственность
не только за своё валеологическое поведение
перед обществом, коллективом, близкими
людьми, но и за отношение к своему собственному
здоровью как социальной ценности.
3. ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И
ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
Здоровье – одна из высших человеческих
ценностей, один из источников счастья,
радости, залог оптимальной самореализации.
И его нужно охранять и укреплять. А это
определяется образом жизни. Повышенное
внимание к нему проявляется на уровне
общественно сознания, в сфере культуры,
воспитания, образования.
Образ жизни студента есть не что иное,
как определённый способ интеграции его
потребностей и соответствующей им деятельности,
сопровождающих её переживаний. Структура
образа жизни выражается в тех отношениях
субординации и координации, в которых
находятся разные виды жизнедеятельности.
Это проявляется в той доле бюджета времени
личности, которая на них тратится; в том,
на какие виды жизнедеятельности личность
расходует своё свободное время, каким
видам отдаёт предпочтение в ситуациях,
когда возможен выбор. Если образ жизни
не содержит творческих видов жизнедеятельности,
то его уровень снижается. Одни студенты
больше используют свободное время для
чтения, другие – для занятий физическими
упражнениями, третьи – на общение.